город Ростов-на-Дону |
|
18 июля 2018 г. |
дело N А32-90/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Малыхиной М.Н., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Карнауховой В.В.,
при участии:
от заявителя: Касабян И.К. - представитель по доверенности от 01.01.2018,
от заинтересованных лиц:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю: Войченко Е.Г. - представитель по доверенности от 13.03.2018;
от ПАО "Кубаньэнерго": Зайцева О.К. - представитель по доверенности от 06.12.2017; Александрин С.Н. - представитель по доверенности от 22.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2018 по делу N А32-90/2018, принятое судьей Гонзусом И.П.,
по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, публичному акционерному обществу энергетики и электрификации Кубани
о признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК" (далее - общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю; публичному акционерному обществу "Кубаньэнерго" (далее - общество; ПАО "Кубаньэнерго") о признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 05.12.2017 и возвращении дела на новое рассмотрение, ввиду отсутствия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении на основании части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что выводы антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству, ПАО "Кубаньэнерго" в отсутствие законных оснований не рассмотрело заявку в установленный срок, не направило в адрес общества проект договора на технологическое присоединение и технические условия к нему.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2018 определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 05.12.2017 признано незаконным, несоответствующим Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе антимонопольный орган приводит доводы о том, что в действиях ПАО "Кубаньэнерго" отсутствуют нарушения требований Правил N 861. Управление указало, что акт закопченного строительством объекта не является правоустанавливающим документом. Инвентарная карточка не может служить доказательством права собственности, а является частью бухгалтерского учета, позволяющего учитывать данное средство на балансе предприятия для проведения инвентаризации. По мнению антимонопольного органа, Акт разграничения балансовой принадлежности является документом о технологическом присоединении и не может подтверждать наличие права собственности или иного законного основания на объект капитального строительства и (или) земельный участок, или на энергопринимающие устройства. Норма закона, в силу которой законодатель указал бы на Акт разграничения балансовой принадлежности, как на документ, подтверждающий право собственности (иного законного владения) отсутствует. Нормами правил технологического присоединения N 861 не предусмотрены случаи, при которых не требуется предоставления спорных документов.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представители ПАО "Кубаньэнерго" поддержали доводы апелляционной жалобы антимонопольного органа, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель АО "НЭСК-электросети" не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение АО "НЭСК-электросети" на действия ПАО "Кубаньэнерго", выразившиеся в несоблюдении порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, предусмотренного пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, связанного с нарушением срока направления заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах и технических условий как неотъемлемое приложение к договору по заявке АО "НЭСК-электросети" от 01.06.2017 N 126.
ПАО "Кубаньэнерго" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
АО "НЭСК-электросети" в адрес ПАО "Кубаньэнерго" направлена заявка N 126 от 01.06.17 (вх. от 08.06.17) на увеличение мощности энергопринимающих устройств - ПС 35/10 кВ "Калинино" пр. "К-6" - ТП-1300, на общую мощность 550 кВт по III категории надежности электроснабжения.
Письмом от 13.06.2017 N КЭС/113/01/2081 ПАО "Кубаньэнерго" направило замечания по заявке N 126 в части предоставления недостающих документов согласно подпункту "г" пункта 10 Правил N 861, а именно: документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства и приостановило рассмотрение заявки до предоставления указанных сведений и документов.
В свою очередь, к заявке в качестве документов, подтверждающих право на энергопринимающее устройство, АО "НЭСК-электросети" приложены:
акт N 284/1 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, а также акт N 24-8 разграничения балансовой принадлежности сторон по ПС "Калинина" от 25.12.15 N 24-8.
Согласно абзацу 3 пункта 15 Правил N 861, в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений. В заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил), должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения:
а) реквизиты заявителя (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);
б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
в) место нахождения заявителя;
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов;
д) количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств;
е) заявляемая категория надежности энергопринимающих устройств;
ж) заявляемый характер нагрузки (для генераторов - возможная скорость набора или снижения нагрузки) и наличие нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и вызывающих несимметрию напряжения в точках присоединения;
з) величина и обоснование величины технологического минимума (для генераторов), технологической и аварийной брони (для потребителей электрической энергии);
з(1)) необходимость наличия технологической и (или) аварийной брони, определяемой в соответствии с требованиями пункта 14(2) настоящих Правил;
и) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);
к) планируемое распределение максимальной мощности, сроков ввода, набора нагрузки и сведения о категории надежности электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям;
л) наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (п. 9 Правил N 861).
С учетом письменных пояснений, представленных ПАО "Кубаньэнерго", должностным лицом управления установлено следующее.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил N 861 к заявке прилагаются следующие документы: "копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).
Согласно постановлению Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией - является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (зданий, сооружений, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение).
Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом).
Таким образом, указанный акт не может являться документом, подтверждающим право собственности иное законное основание на энергопринимающие устройства, данный документ подтверждает факт создания объекта недвижимого имущества.
При этом акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности также не является документом, подтверждающим право собственности или иное законное основание на объект, в данном случае на присоединение - пр. "К-6" - ТП-1300, РУ-10 кВ.
Управление установило, что действия ПАО "Кубаньэнерго" по направлению в адрес АО "НЭСК-электросети" письма от 13.06.2017 N КЭС/113/01/2081, содержащего замечания к заявке на технологическое присоединение от 01.06.2017 N 126, осуществлены в соответствии с нормами действующего законодательства.
На основании изложенного, управление пришло к выводу о том, что в действиях ПАО "Кубаньэнерго" отсутствует нарушение Правил технологического присоединения N 861, в связи с чем, отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
05.12.2017 заместителем руководителя управления по результатам рассмотрения заявления АО "НЭСК-электросети" и представленных материалов вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении N 32641/6.
Считая указанное определение незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях связывает возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 Кодекса).
В части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечислены обстоятельства, наличие которых является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении. К их числу среди прочих относятся сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 3).
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии заявлений, указанных в пункте 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, рассмотревшим указанные заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 30.1 Кодекса определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 Кодекса.
В рассматриваемом случае отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, антимонопольный орган указал на законность действий ПАО "Кубаньэнерго" по направлению в адрес АО "НЭСК-электросети" письма от 13.06.2017 N КЭС/113/01/2081, содержащего замечания к заявке на технологическое присоединение от 01.06.2017 N 126.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности выводов суда первой инстанции о том, что действиями (бездействием) компании нарушаются законные интересы общества, выразившиеся в ненаправлении проектов договоров об осуществлении технологического присоединения к электрической сети и проектов ТУ.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Порядок технологического присоединения к электрическим сетям установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
В соответствии с пунктом 41 Правил N 861, сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если:
максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций;
сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объем заявленной мощности присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее сетевым объектам, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями.
В рассматриваемом случае заявитель обратился с заявкой в вышестоящую сетевую организацию - ПАО "Кубаньэнерго" с целью увеличения мощности по имеющейся точке поставки электрической энергии общества, с целью осуществления дальнейшей поставки электрической энергии потребителю, с которым у общества заключен договор технологического присоединения.
Как следует из материалов дела, письмом от 13.06.2017 N КЭС/113/01/2081 ПАО "Кубаньэнерго" направило замечания по заявке N 126 в части предоставления недостающих документов согласно подпункту "г" пункта 10 Правил N 861, а именно документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства, в связи с чем, приостановило рассмотрение заявки до предоставления указанных сведений и документов.
К заявке в качестве документов, подтверждающих право на энергопринимающее устройство, АО "НЭСК-электросети" приложены:
акт N 284/1 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, а также акт N 24-8 разграничения балансовой принадлежности сторон по ПС "Калинина" от 25.12.15 N 24-8.
Как установлено пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - это документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющих границы балансовой принадлежности. Исходя из указанного положения, акт разграничения балансовой принадлежности является документом, подтверждающим принадлежность энергопринимающих устройств заявителю.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно установил, что в данном случае линии электропередач не имеют прочной (неразрывной) связи с землей и без нанесения несоразмерного ущерба своему назначению могут быть перемещены с одного места установки на другое. Таким образом, кабельные линии не относятся к недвижимым вещам, а являются движимым имуществом. При этом обществом представлен Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-14), что является, доказательством выполнения работ по заданию общества и является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта и зачислению его в состав основных средств.
Также, в подтверждение права собственности на указанную воздушную линию обществом представлена инвентарная карточка учета объекта основных средств формы ОС-6, которая является первичным документом для юридического лица, открывается на каждый объект основного средства и содержит всю основную информацию об основном средстве, заполненная на основании правоустанавливающих документов.
С учетом изложенного, Акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок и акты приемки законченного строительством объекта подтверждают принадлежность кабельной линии 10 кВ отходящие от ячеек ЮкВ К-4, К-6 ПС 35/10 "Калинино" ВЛ-10 кВ отходящие от ячеек 10 кВ К-1, К-3, К-11, ПС 35/10 кВ "Калинино" обществу.
Возражениями управления, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции.
Согласно типовым договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, являющимся приложением к Правилам N 861, установлена гражданско-правовая ответственность за несвоевременное исполнение договора на технологическое присоединение к электрической сети.
Материалами дела подтверждается, что действиями (бездействием) ПАО "Кубаньэнерго" нарушаются законные интересы общества, выразившиеся в ненаправлении проектов договоров об осуществлении технологического присоединения к электрической сети и проектов технических условий.
Установленное нарушение образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что в действиях общества усматривается наличие события правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2018 по делу N А32-90/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.