г. Чита |
|
19 июля 2018 г. |
дело N А19-28535/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 июля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черниковой Н.М., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу ответчика областного государственного автономного учреждения "Лесхоз Иркутской области" на решение Арбитражный суд Иркутской области от 15.03.2018 по делу N А19-28535/2017 по исковому заявлению прокурора Иркутской области (ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899, адрес: 664011, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Володарского, д. 5), действующего в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, адрес: 664025, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17) к областному государственному автономному учреждению "Черемховский лесхоз" (ОГРН 1023802217229, ИНН 3843001860, адрес: 665407, Иркутская область, г. Черемхово, ул. Первомайская, д. 7), обществу с ограниченной ответственностью "Авангард" (ОГРН 1173850024248, ИНН 3851019847, адрес: 669401, Иркутская область, Нукутский район, поселок Новонукутский, ул. Гагарина, д. 5, кв. 3) о признании отдельных условий договора недействительными (суд первой инстанции: судья Уразаева А.Р.),
при участии в судебном заседании прокурора Дьячковой Ж.В., действовавшего по поручению от 22.06.2018 N 8/2-281-18,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Иркутской области, действующий в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Иркутской области к областному государственному автономному учреждению "Черемховский лесхоз" (далее - ОГАУ "Черемховский лесхоз", ответчик) обществу с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - ООО "Авангард", ответчик) с требованиями о признании недействительным пункта 1.1 в части слов: "выполнить мероприятия, определенные пунктом 4.2.2 договора", пункта 4.2.2 в части слов "выполнить все мероприятия, связанные с трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины, а также очистку от порубочных остатков и предоставить лесной участок, указанный в пункте 1.2 настоящего договора, к осмотру в полном соответствии с правилами заготовки, утвержденными приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 и от 27.06.2016 N 367" договора от 08.09.2017 N 9Х.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.03.2018 иск удовлетворен, между ответчиками распределена государственная пошлина в связи с рассмотрением искового заявления.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом автономное учреждение "Лесхоз Иркутской области" как правопреемник реорганизованного ОГАУ "Черемховский лесхоз" на основании распоряжения Правительства Иркутской области от 01.12.2017 N 678-рп, обжаловало решение суда в апелляционном порядке. Просило судебный акт по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Доводы жалобы сводятся к тому, что решение суда принято при неправильном применении норм материального права. По мнению заявителя жалобы, действующим законодательством не запрещено привлечение автономным учреждениям третьих лиц для выполнения работ при исполнении государственного задания.
Прокурор в отзыве на доводы жалобы возражал, сослался на то, что суд первой инстанции дал надлежащую оценку доказательствам, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим правоотношения сторон, доводы, приведенные в обоснование апелляционной жалобы, рассмотрены судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, отсутствуют основания для отмены решения суда по делу.
Присутствовавший в судебном заседании прокурор повторил правовую позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу. Полагал решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "Авангард" и материального истца отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о возбуждении судебного производства, однако, за исключением процессуального истца, своих представителей не направили в судебное заседание апелляционной инстанции. При таком положении, в силу требований части 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителя материального истца и представителей ответчиков не препятствовала судебному разбирательству.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (в частности уступки требования) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судеб ном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из анализа приведенной нормы следует, что необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
В рассмотренном случае правопреемство на стороне ответчика возникло вследствие реорганизации АУ "Лесхоз Иркутской области" (ОГРН 1028500567182, ИНН 8504000413) в форме присоединения к нему ОГАУ "Черемховский лесхоз".
Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
На основании распоряжения Правительства Иркутской области от 01.12.2017 N 678-рп АУ "Лесхоз Иркутской области" реорганизовано в форме присоединения к нему ОГАУ "Черемховский лесхоз". По факту реорганизации АУ "Лесхоз Иркутской области" в форме присоединения к нему ОГАУ "Черемховский лесхоз" внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении названных учреждений. Эти факты подтверждены сведениями из ЕГРЮЛ в отношении АУ "Лесхоз Иркутской области" по состоянию на 14.04.2018. В выписке содержатся сведения о том, что одним из правопредшественников АУ "Лесхоз Иркутской области" было ОГАУ "Черемховский лесхоз".
Замена выбывшей стороны ее правопреемником в материальном правоотношении подтверждена в соответствии с требованиями статей 65, 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимыми и допустимыми доказательствами.
При таком положении у суда имелось основание для процессуальной замены ответчика ОГАУ "Черемховский лесхоз" его правопреемником АУ "Лесхоз Иркутской области".
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, и суд первой инстанции установил, что Министерство лесного комплекса Иркутской области распоряжением от 30.12.2016 N 2532-мр утвердило для ОГАУ "Черемховский лесхоз" государственное задание от 30.12.2016 N 27, предусматривающее выполнение сплошных санитарных рубках, включая валку леса бензомоторными пилами; обрезку сучьев и вершин бензомоторными пилами; раскряжевку хлыстов; зачистку сучьев после раскряжевки; трелевку хлыстов; сортировку, штабелевку древесины; очистку мест рубок.
ОГАУ "Черемховский лесхоз" заключило с Министерством лесного комплекса Иркутской области соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на выполнение работ от 07.02.2017 N 27, предметом которого стали отношения по предоставлению учреждению из областного бюджета в 2017 году и планом периоде 2018-2019 годов субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.
На основании договоров купли-продажи лесных насаждений от 16.08.2017 N 48, 49, 50 по актам приема-передачи от 16.08.2017 ОГАУ "Черемховский лесхоз" переданы лесные насаждения для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Между ОГАУ "Черемховский лесхоз" (продавцом) и ООО "Авангард" (покупателем) заключен договор 08.09.2017 N 9Х (далее - договор). По условиям договора продавец обязался передать в собственность покупателя древесину в виде находящихся на лесосеке неочищенных от сучьев стволов дерева с прикорневой частью и вершиной, поваленных в результате механического воздействия (далее - хлыст у пня или товар), а покупатель обязался принять, за свой счет погрузить товар в транспортные средства, вывести и оплатить стоимость товара, а также выполнить мероприятия, предусмотренные в подпунктах 4.2.1, 4.2.2 договора (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 4.2.2 договора, покупатель обязан выполнить все мероприятия, связанные с трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины, а также очистку от порубочных остатков и предоставить лесной участок, указанный в пункте 1.2 договора, к осмотру в полном соответствии с правилами заготовки, утвержденными Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 и от 27.06.2016 N 367. Продавец имеет право в одностороннем порядке, без присутствия покупателя проводить осмотр лесного участка, а также оформлять и подписывать акт осмотра лесного участка.
Предметом спора в деле стало признание недействительными пунктов 1.1 и 4.2.2 договора в части ввиду их несоответствия требованиям закона, поскольку выполнение работ, предусмотренных государственным заданием, является обязанностью автономного учреждения и не могло быть передано стороннему лицу.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что учетом положений Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (часть 2.1 статьи 4) и соглашения о предоставлении субсидии, обязанностью ОГАУ "Черемховский лесхоз" являлось самостоятельное выполнение государственного задания от 30.12.2016 N 27 о сплошных санитарных рубках, включающих работы, предусмотренные пунктом 4.2.2 договора. Однако, вопреки указанным требованиям, выполнение работ, предусмотренных государственных заданием N 27 на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов ОГАУ "Черемховский лесхоз" передало стороннему лицу - ООО "Авангард".
Довод заявителя жалобы о том, что пункт 4.2.2 договора условий о мероприятиях, подлежащих выполнению ООО "Авангард" не противоречит требованиям законодательства, поскольку не предусматривает передачу покупателю части работ, возложенных на ОГАУ "Черемховский лесхоз" государственным заданием, что валка деревьев произведена учреждением самостоятельно не основан на законе.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, и исходя из содержания самого государственного задания (раздел 5, графа 10, описание работы) в состав работ по проведению сплошных и выборочных санитарных рубок включена не только валка леса, но и обрезка сучьев и вершин, раскряжевка хлыстов, трелевка хлыстов, сортировка, штабелевка древесины, очистка мест рубок. То есть, указанные мероприятия являются частью работ, предусмотренных государственным заданием, и должны выполняться учреждением самостоятельно.
Доводы ответчика о возможности привлечения третьих лиц к выполнению государственного задания не состоятельны.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 названного Кодекса.
В той же статье указано, что органы государственной власти осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством о контрактной системе в тех случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено на государственные учреждения. Однако это не означает, что если такие мероприятия поручены учреждению, то оно не обязано руководствоваться законом о контрактной системе в сфере закупок.
С учетом содержания государственного задания ОГАУ "Черемховский лесхоз" и предоставления ОГАУ "Черемховский лесхоз" субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в данном случае закупка спорных работ должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласование ответчиками выполнения услуг (работ, поставок) без соблюдения требований законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд по существу открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход указанного законодательства, тогда как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах на основании статей 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации оспоренные условия договор, предусматривающие выполнение ООО "Авангард" мероприятий, связанных с трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины, очисткой от порубочных остатков являются недействительными. Суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права. По изложенным причинам решение суда первой инстанции является правильным.
Доводы жалобы как не основанные на законе не могли повлиять на принятое судом решение по делу.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 3 000 руб. расходы на уплату государственной пошлины за апелляционную жалобу оставлены на заявителе.
Руководствуясь статьями 48, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
заменить ответчика областное государственное автономное учреждение "Черемховский лесхоз" на его правопреемника - областное государственное автономное учреждение "Лесхоз Иркутской области".
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 марта 2018 года по делу N А19-28535/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Капустина Л.В. |
Судьи |
Скажутина Е.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.