город Томск |
|
20 июля 2018 г. |
А03-14880/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Марченко Н.В., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания г. Барнаула "Уют и согласие" (07ап-4928/2018) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 12.04.2018 по делу N А03-14880/2017 (судья Куличкова Л.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания г. Барнаула "Уют и согласие", г. Барнаул (ИНН 2221174827, ОГРН 1092221006350) к Прокуратуре Алтайского края, г. Барнаул о признании недействительным и отмене представления прокурора города Барнаула об устранении нарушений федерального законодательства N 02-02-2017 от 22.05.2017,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Федько П.С., представитель по доверенности от 12.07.2018, удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания г.Барнаула "Уют и согласие", г. Барнаул (ИНН 2221174827, ОГРН 1092221006350) (далее - заявитель, ООО УК г. Барнаула "Уют и согласие", Общество, управляющая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Прокуратуре города Барнаула, г. Барнаул (далее - заинтересованное лицо, Прокуратура) о признании недействительным представления прокурора города Барнаула об устранении нарушений федерального законодательства N 02-02-2017 от 22.05.2017 и его отмене. От заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступило уточненное заявление, где в качестве заинтересованного лица указана Прокуратура Алтайского края, которое принято судом к рассмотрению.
Решением суда от 12.04.2018 (резолютивная часть объявлена судом 09.04.2018) требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование жалобы ее податель ссылается на нарушение норм материального, процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, что представление Прокурора является необоснованным, нарушает интересы общества при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.
Прокурора в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заявителя, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Барнаула в мае 2017 года на основании указания прокурора края от 16.12.2013 N 1184/7 "Об усилении надзора за соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере" организована проверка соблюдения организациями, обслуживающими и эксплуатирующими жилищный фонд, требований жилищного законодательства по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. По результатам проверки в деятельности заявителя выявлены нарушения названного закона, в связи с этим 22.05.2017 прокурором города директору ООО УК г. Барнаула "Уют и согласие" внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Полагая, что указанное представление является недействительным и подлежит отмене, ООО УК г. Барнаула "Уют и согласие" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое представление выдано правомерно. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Федерального закона N 2202-1).
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона. В соответствии со статьей 24 Закона о прокуратуре, прокурор уполномочен на внесение представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в его определениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном, в том числе, главой 24 АПК РФ. Данная правовая позиция изложена в ответе на вопрос 19 "Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3 (2015)", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015.
Как следует из материалов дела, проверкой установлено, что в управлении ООО УК г. Барнаула "Уют и согласие" находятся многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Барнаул, пр. Ленина, 69, 81.
Согласно актам осеннего и весеннего осмотра общего имущества указанных домов, составленным управляющей организацией, установлено неудовлетворительное состояние карнизов, парапетов, штукатурки указанных домов.
В ходе визуального осмотра 12.05.2017 выявлено, что на фасаде и карнизе дома N 81 имеются множественные отслоения и разрушения штукатурного слоя, также имеются отслоения штукатурного слоя и разрушение элементов балконов со стороны пр. Ленина. На балконах дома N 69 со стороны двора и ТЦ "Россия", а также на фасаде дома со стороны двора имеются отслоения и разрушения штукатурного слоя. Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, повреждения имущества физических и юридических лиц, влекут нарушение жилищных прав собственников помещений указанных многоквартирных домов, приводят к утрате эстетического вида зданий. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки, составленным с участием представителя общества, и явились основанием для внесения представления.
В соответствии с пунктами 1, 2.3, 16 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества. На основании пунктов 1.1, 1.2 вышеуказанной статьи ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (аналогичные положения содержат также пункты 10, 11 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491)). Согласно п.п. 11, 13, 14 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирном домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2.1.3 названных Правил контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона). Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2 (в случае нарушения связи наружной облицовки, а также лепных изделий, установленных на фасадах, со стенами необходимо немедленное принятие мер безопасности). Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо. Согласно п.п. 4.2.1.9, 4.2.3.1, 4.2.3.2 Правил для предупреждения высолов, шелушений, пятен и т.д. выполняется своевременная окраска фасадов. В пункте 4.2.3.1 Правил N 170 установлено, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией (п. 4.2.3.2 Правил).
В пункте 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержании общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
На основании п. 8.18 Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 N 110, для устранения угрозы возможного обрушения выступающих конструкций фасадов зданий, строений, сооружений физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, владеющие этими объектами, в течение суток с момента обнаружения должны выполнить охранно-предупредительные мероприятия (установку ограждений, сеток, демонтаж разрушающейся части элемента).
С учетом изложенных норм и фактических обстоятельств дела, коллегия апелляционного суда соглашается, что результаты проверки управляющей организации свидетельствуют, что ею в нарушение вышеуказанных требований закона меры по обеспечению безопасности граждан и принадлежащего им имущества, предупреждению дальнейшего развития разрушений не приняты. Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, повреждения имущества физических и юридических лиц, влекут нарушение жилищных прав собственников помещений указанных многоквартирных домов, приводят к утрате эстетического вида зданий.
При этом доводы заявителя о наличии судебных актов, которыми на КЖКХ г. Барнаула возложена обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, правомерно отклонены, поскольку оспариваемым представлением такая обязанность на общество не возлагалась.
В представлении указано на необходимость рассмотрения представления с обязательным участием представителя прокуратуры города, принятие мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах следовало сообщить прокурору города в письменной форме в течение месяца со дня его получения. Однако в установленный срок о результатах рассмотрения представления и принятых мерах директор ООО УК г. Барнаула "Уют и согласие" Нагайцева Е.Ю. в прокуратуру города в письменной форме не сообщила.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Центрального района г.Барнаула от 15.09.2017 директор ООО УК г. Барнаула "Уют и согласие" Нагайцева Е.Ю. привлечена к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за неисполнение законных требований прокурора. Постановление мирового судьи от 15.09.2017 вступило в законную силу.
Довод заявителя об отнесении обслуживаемых жилых домов к объектам культурного наследия, отклоняется, поскольку организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, в действиях заявителя содержатся нарушения норм жилищного законодательства в части ненадлежащего содержания общего имущества собственников многоквартирных домов, что создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц. С учетом изложенного, указанное не является основанием для освобождения от обязанности по принятию охранно-предупредительных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности граждан и принадлежащего им имущества.
Принятая прокурором мера прокурорского реагирования в виде представления направлена на защиту жилищных прав граждан. Отношения между управляющей компанией и собственниками жилых помещений по оплате жилищных услуг по своей природе не связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью.
Оспариваемое представление прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства, имеющее основной целью понудить конкретное лицо устранить допущенные нарушения закона в добровольном порядке, оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности содержащихся в представлении требований помимо полномочий вынесшего это представление органа и оснований для проведения проверки выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности по соблюдению указанных в представлении положений и проведению требуемых мероприятий. Доводы подателя жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.04.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-14880/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания г. Барнаула "Уют и согласие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-14880/2017
Истец: ООО Управляющая компания г. Барнаула "Уют и согласие"
Ответчик: Прокуратура г.Барнаула.