г. Самара |
|
20 июля 2018 г. |
Дело N А72-5030/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 июня 2018 года по делу N А72-5030/2018 (судья Чудинова В.А.), рассмотренное в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-Технический Центр "ПромТехЭнерго" (ОГРН 1097325006448, ИНН 7325092790), г.Ульяновск,
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (ОГРН 1177325006231, ИНН 7325153348), г.Ульяновск,
о признании незаконным решение,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-Технический Центр "ПромТехЭнерго" (далее - заявитель, общество, ООО "НТЦ "ПромТехЭнерго") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнений) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 27.02.2018 N 083S19180001110 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д.2-4, 35).
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.06.2018 по делу N А72-5030/2018 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение от 27.02.2018 N 083S19180001110, принятое государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области в отношении ООО "НТЦ "ПромТехЭнерго".
Обязал государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области устранить нарушение прав и законных интересов ООО "НТЦ "ПромТехЭнерго" (л.д.43-45).
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что представление сведений не на всех застрахованных лиц нельзя квалифицировать как ошибку. Возможность исправления ошибок установлена для сведений на тех застрахованных лиц, на которых они сданы, но нуждаются в каком-либо исправлении, корректировке. В данном случае не было необходимости устранять какие-то расхождения и корректировать данные лицевых счетов, поскольку сведения первоначально не сдавались. В противном случае в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не было бы такого состава правонарушения, как представление неполных сведений.
Соответственно, представление сведений не на всех застрахованных лиц не подпадает под понятие ошибок, которые можно исправить без привлечения к ответственности.
Обязанность представлять достоверные сведения и в полном объеме, и ответственность за неисполнение этой обязанности возложена на страхователей (л.д.55-59).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "НТЦ "ПромТехЭнерго", являясь страхователем по обязательном пенсионному страхованию, представило в Управление Пенсионного фонда сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
При установленной законодательством дате окончания приема сведений за ноябрь 2017 - не позднее 15.12.2017, дополняющие сведения в отношении двух застрахованных лиц, обществом представлены 20.12.2017.
На основании указанного Управлением Пенсионного фонда составлен акт от 15.01.2018 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства (л.д.18-19), и 27.02.2018 принято решение N 083S19180001110 о привлечении заявителя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление неполных сведений с наложением штрафа в размере 1 000 руб. (л.д.22-24).
Общество, не согласившись с выданным решением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 27.02.2018 N 083S19180001110.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167- ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 данного Закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
В пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом -месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о его страховом номере индивидуального лицевого счета; фамилии, имени и отчестве; идентификационном номере налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Следовательно, за рассматриваемый период ноябрь 2017 установлен следующий срок представления отчетности, не соблюдении которого влечет за собой привлечение к ответственности в виде уплаты штрафа в размере 500 руб. в отношении одного лица, не позднее 15.12.2017.
В решении Управления Пенсионного фонда N 083S19180001110 от 27.02.2018 указано, что срок представления исходной формы СЗВ-М за ноябрь 2017 - 15.12.2017, общество исходную форму представило 15.12.2017, то есть в установленный срок.
Основанием привлечения к ответственности послужило представление 20.12.2017 обществом (по своей инициативе) дополняющей формы на двух застрахованных лиц. Соответственно, размер штрафа составил 1 000 руб.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно статьи 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем указанной нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вступившая в силу в 2017 году Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в абзаце третьем пункта 39 предусматривает, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В этой связи, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Управление Пенсионного фонда уведомления об исправлении выявленных ошибок страхователю не направляло.
Таким образом, Пенсионным фондом не представлены доказательства того, что заявитель был своевременно уведомлен о не соответствии критерию полноты и достоверности сведений по форме СЗВ-М, представленных обществом первоначально.
Закон N 27-ФЗ и Инструкция N 766н не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Судом первой инстанции установлено и Управлением Пенсионного фонда не опровергается, что обществом сведения формы СЗВ-М за ноябрь 2017 года по типу "дополняющая" в отношении неучтенных застрахованных лиц направлены и получены Управлением Пенсионного фонда 20.12.2017, тогда как акт об обнаружении допущенного нарушения составлен Пенсионным фондом 15.01.2018, а решение вынесено им 27.02.2018.
Таким образом, обществом до момента обнаружения Пенсионным фондом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения решения о привлечении к ответственности были переданы необходимые корректирующие сведения.
Управлением Пенсионного фонда не выявлено, что представленные дополняющие сведения являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения.
При этом представление корректирующих сведений позже установленного срока не образует состав вмененного обществу правонарушения.
Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для привлечения страхователя к ответственности за вмененное управлением правонарушение (представление неполных сведений о застрахованных лицах), поскольку общество самостоятельно обнаружило ошибку в сведениях, предоставленных за ноябрь 2017 года по форме СЗВ-М, и устранило ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М до момента выявления такой ошибки пенсионным фондом.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно исправленные обществом, не могут расцениваться как неполные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2018 N 306-КГ18-91 по делу N А72-9072/2017, от 12.03.2018 N306-КГ18-170 по делу NА72-9074/2017, от 15.03.2018 N306-КГ18-652 по делу NА72-9073/2017.
В связи с этим у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения ООО "Научно-Технический Центр "ПромТехЭнерго" к ответственности за представление страхователем неполных сведений о застрахованных лицах в виде взыскания штрафа в размере 1 000 руб.
На основании пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования общества подлежат удовлетворению, а оспариваемое решение Пенсионного фонда от 27.02.2018 N 083S19180001110 подлежит признанию недействительным.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Пенсионным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
По правилам, установленным в абзаце 2 части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 110, 112, 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 июня 2018 года по делу N А72-5030/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.