19 июля 2018 г. |
Дело N А84-4930/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 12.07.2018.
Постановление в полном объёме изготовлено - 19.07.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Калашниковой К.Г., судей Вахитова Р.С., Оликовой Л.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гутор К.С., рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Севастопольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.05.2018 по делу N А84-4930/2017 (судья Архипенко А.М.)
по исковому заявлению Государственного учреждения - Севастопольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
к Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых"
о взыскании неустойки по государственному контракту,
при участии представителей лиц, участвующих в деле:
от истца - Фалеева М.К. - представитель по доверенности от 13.03.2018 N 15;
от ответчика - Сирота С.Н. - представитель по доверенности от 02.04.2018.
УСТАНОВИЛ:
22.12.2017 Государственное учреждение - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (далее - организация) о взыскании неустойки по государственному контракту.
Согласно уточненным исковым требованиям от 27.03.2018 Фонд просит суд взыскать с организации пеню за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту от 15.05.2017 N Ф.2017.161969 в размере 22 854,16 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 07.05.2018 по делу N А84-4930/2017 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с указанным решением суда, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое, которым удовлетворить исковые требования.
Определением от 14.06.2018 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, возбуждено апелляционное производство.
Апелляционная жалоба мотивирована ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств, предусмотренных пунктом 4.1.12. государственного контракта от 15.05.2017 N Ф.2017.161969. В настоящем судебном заседании ответчик возражал против удовлетворения жалобы.
Настоящая апелляционная жалоба рассматривается в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Как следует из материалов дела, 27.03.2017 между Фондом (заказчик) и организацией (поставщик) заключен государственный контракт N 0258100000317000099-0594885-01 "Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности. Поставка инвалидам в 2017 году подгузников" (далее - контракт), по условиям которого поставщик обязуется в течение срока действия данного контракта поставить по месту нахождения получателя (гражданин, имеющий направление на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации или его представитель, полномочия которого подтверждаются соответствующим документом) подгузники (далее - изделия) в количестве 87 500 штук, предусмотренные описанием объекта закупки (приложение N 1), а заказчик обязуется оплатить изделия в порядке и на условиях, предусмотренных данным контрактом.
Пунктом 2.7. контракта предусмотрено место поставки изделий: город Севастополь, по месту жительства получателей, в течение 30 календарных дней с момента получения реестров, на основании направления на обеспечение получателя, но не позднее 07.06.2017.
Цена контракта составляет 2 117 724,66 руб., в том числе НДС 192 520,42 руб. (пункт 3.1. контракта).
В силу пункта 3.4. контракта расчет производится после подписания сторонами отчета о поставке изделий, актов приема-передачи изделий, актов выполненных работ, оказанных услуг, поставки товаров в пользу граждан в целях их социального обеспечения, на основании счета поставщика.
В соответствии с пунктом 4.1. контракта поставщик обязан:
- поставить одновременно все количество изделий на территорию города Севастополя на склад поставщика или иное помещение, находящееся в его распоряжении или собственности, в течение 10 календарных с даты подписания контракта для осуществления проверки качества изделий (подпункт 4.1.1. контракта);
- в течение 2 рабочих дней с момента получения реестров получателей предоставить заказчику график развозки по населенным пунктам (подпункт 4.1.2. контракта);
- поставить изделия непосредственно получателю по месту жительства в течение 30 календарных дней с момента получения реестров получателей, сформированных по заявкам инвалидов, но не позднее 07.06.2017 (подпункт 4.1.3. контракта);
- незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности поставки изделия (подпункт 4.1.8.);
- представлять по итогам поставки получателям: счета, акты приема-передачи изделия (приложение N 2) с приложением отрывных талонов-направлений, отчет о поставке изделий (приложение N 3-а), акт выполненных работ, оказанных услуг, поставки товаров в пользу граждан в целях их социального обеспечения (приложение N 3) в течение месяца, но не позднее 5 числа месяца, следующего за отчётным (подпункт 4.1.10. контракта);
- для окончательного расчета по настоящему контракту документы, указанные в подпункте 4.1.10. контракта, представляются в срок не позднее 09.06.2017 (подпункт 4.1.12).
Пунктом 4.2. контракта предусмотрены обязанности заказчика, в частности: предоставить поставщику реестр получателей для доставки изделий инвалидам по месту жительства после осуществления проверки качества и количества предложенных к поставке изделий (подпункт 4.2.1. контракта);
- назначить ответственное лицо для оперативного решения спорных и других вопросов, возникающих в процессе поставки изделия (подпункт 4.2.3. контракта);
- информировать поставщика о смерти получателя (подпункт 4.2.5.);
- обо всех нарушениях условий контракта о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке изделий заказчик извещает поставщика не позднее трех рабочих дней с даты обнаружения указанных нарушений. Извещение о невыполнении или ненадлежащем выполнении поставщиком обязательств по контракту составляется заказчиком в письменной форме с указанием сроков по устранению допущенных поставщиком нарушений, вручается под расписку либо направляется по почте, факсу, электронной почте (подпункт 4.2.8. контракта).
Исходя из пункта 6.2. контракта, в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустойки (штрафа, пени). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактичекски исполненных поставщиком, и определяется по формуле, а именно: П = (Ц - В) х С, где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке изделия, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).
В пункте 8.2. контракта стороны согласовали, что если на 07.06.2017 количество фактически поставленных изделий и количество изделий, указанных в направлениях, выданных заказчиком, меньше количества изделий, указанных в описании объекта закупки, стороны имеют право расторгнуть контракт в связи с невозможностью его исполнения, при условии оплаты поставленного объема изделий.
05.04.2017 Фондом были переданы организации реестры получателей от 04.04.2017 N 1-7 на поставку 85 569 изделий.
Во исполнение своих обязательств по контракту в период с 15.04.2017 по 05.05.2017 ответчик осуществил поставку изделий получателям в количестве 76 549 штук, общей стоимостью 1 852 370,12 руб., о чем сторонами составлены отчет о поставке изделий от 11.05.2017 N 1 и акт от 15.06.2017 N 1 выполненных работ, оказанных услуг, поставки товаров в пользу граждан в целях их социального обеспечения.
Кроме того, как указывает ответчик и не оспаривает истец, 11.05.2017 на личный электронный адрес работника Фонда Чеботаревой Т.В., назначенной ответственной для оперативного решения спорных и других вопросов, возникающих в процессе поставки изделия, были направлены списки получателей (по реестрам N 1-7), которым на 11.05.2017 невозможно вручить изделия в количестве 6 440 штук.
При дальнейшей обработке реестров получателей N 1-7 ответчик также выяснил, что в них содержится информация о восьми лицах, которые умерли еще до заключения контракта, что повлекло невозможность поставки еще 1 860 подгузников.
18.05.2017 Фондом передан организации дополнительный реестр получателей от 16.05.2017 N 8 на вручение 3 968 подгузников.
В период с 22.06.2017 по 28.06.2017 ответчик осуществил поставку изделий получателям в количестве 4 334 штук, общей стоимостью 106 147,56 руб., о чем сторонами составлены отчет о поставке изделий от 30.06.2017 N 2 и акт от 30.06.2017 N 2 выполненных работ, оказанных услуг, поставки товаров в пользу граждан в целях их социального обеспечения.
В ответ на претензию Фонда от 14.08.2017 N 04-14/4-4418 письмом от 14.08.2017 N 32-01 организация уведомила истца о том, что по состоянию на 07.06.2017 количество выданных получателям изделий составило 80 883 штук общей стоимостью 1 958 517,68 руб. Не выдано по причине смерти либо отказа от получения 6 617 штук. Предложено расторгнуть контракт, в связи с невозможностью его исполнения на основании пункта 8.2. контракта.
Письмом от 30.08.2017 N 04-14/4-4731 Фонд уведомил организацию о просрочке поставки изделий в количестве 6 617 штук, общей стоимостью 159 206,98 руб. и предложил ответчику уплатить пеню в сумме 28 370,68 руб., рассчитанную в соответствии с пунктом 6.2. контракта за период с 10.06.2017 по 14.08.2017, то есть после даты, установленной пунктом 4.1.12. контракта для предоставления документов, необходимых для окончательного расчета по государственному контракту (09.06.2017), и по дату направления организацией письма N 32-01 (14.08.2017).
В ответ на указанную претензию письмом от 26.10.2017 N 26-10 ответчик уведомил истца об отсутствии оснований для уплаты заявленной им неустойки, поскольку информация об обнаруженной невозможности поставки изделия была направлена 11.05.2017 на электронный адрес ответственного сотрудника Фонда; в полученных от Фонда реестрах получателей были указаны сведения об умерших по состоянию на дату заключения контракта лицах; истцом нарушены условия контракта по представлению реестров получателей на предусмотренное контрактом количество изделий. Повторно предложено расторгнуть контракт, в связи с невозможностью его исполнения.
08.11.2017 истец направил ответчику письмо N 12-11/4-04-14/4-4731-отв, из содержания которого следует, что Фонд фактически был осведомлен о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по поставке изделий (согласно электронному письму от 11.05.2017), однако указал, что контракте отсутствует пункт о возможности направления заказчиком уведомления о невозможности поставки изделий средствами электронной почты, а поэтому принять дату 11.05.2017, как отчетную для получения соответствующей информации, не представляется возможным. Официально ответ с информацией о невозможности поставки изделий в количестве 6 617 штук поступил лишь только 14.08.2017, а поэтому период просрочки представления документов, необходимых для окончательного расчета по государственному контракту, составляет 66 дней (с 10.06.2017 по 14.08.2017).
Неисполнение организацией в добровольном порядке требований Фонда об уплате начисленной по контракту неустойки послужило основанием для обращения Фонда в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Статьей 526 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе, неустойкой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу части 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В качестве основания для начисления спорной суммы пени истец указывает на нарушение ответчиком срока (09.06.2017), установленного пунктом 4.1.12. контракта для представления документов, указанных в подпункте 4.1.10. контракта.
Подпунктом 4.1.10. контракта установлен перечень документов, необходимых для окончательного расчета по данному контракту, а именно: счета, акты приема-передачи изделия (приложение N 2) с приложением отрывных талонов-направлений; отчет о поставке изделий (приложение N 3-а); акт выполненных работ, оказанных услуг, поставки товаров в пользу граждан в целях их социального обеспечения (приложение N 3).
Суд первой инстанции верно указал, что предусмотренная подпунктом 4.1.8. контракта информация об обнаруженной невозможности поставки изделия не входит в перечень документов, необходимых для окончательного расчета по данному контракту (подпункт 4.1.10.), соответственно, основания для применения к этой информации сроков, установленных подпунктом 4.1.12. контракта, отсутствуют.
По состоянию на 11.05.2017 Фонд был осведомлен о наличии причин, препятствующих поставке части изделий, и на основании пункта 4.2.8. контракта был вправе потребовать от ответчика представления вышеуказанной информации в каких-либо иных формах или порядке.
О получении Фондом информации об обнаруженной невозможности поставки изделий от 11.05.2017 также свидетельствует и то обстоятельство, что 16.05.2017 истцом оформлен дополнительный реестр получателей N 8, с учетом которого общее количество подгузников, подлежащих передаче инвалидам, превысило количество изделий, оговоренное в контракте.
Таким образом, Фонд воспользовался своим правом, предусмотренным подпунктом 4.3.1. контракта, согласно которому заказчик имеет право предоставлять дополнительный реестр при необходимости замены получателей. Такие дополнительные реестры предоставляются в течение трех рабочих дней с момента предоставления поставщиком документов, подтверждающих отказ, отсутствие получателя по месту жительства, с дальнейшей передачей изделий согласно пункту 4.1.3. контракта.
Следует отметить, что контрактом не предусмотрены ни форма, ни порядок предоставления организацией информации об обнаруженной невозможности поставки изделий, а потому действия ответчика по направлению такой информации по электронной почте работнику Фонда Чеботаревой Т.В., назначенной ответственной для оперативного решения спорных и других вопросов, возникающих в процессе поставки изделия, суд признает допустимыми и не нарушающими условия контракта.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что истцом не доказано нарушение ответчиком пункта 4.1.12. контракта, исковые требования Фонда являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.05.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
К.Г. Калашникова |
Судьи |
Р.С. Вахитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.