г. Воронеж |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А14-2953/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Семенюта Е.А.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.04.2018 по делу N А14-2953/2018 (судья Домарева В.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) к Бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "Областная детская клиническая больница N2" (ОГРН 1023601581915, ИНН 3650003371) о взыскании финансовых санкций в размере 500,00 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - Управление, пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Областная детская клиническая больница N 2" (далее - заинтересованное лицо, БУЗ ВО ОДКБ N 2) финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений за январь 2017 года, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в размере 500,00 руб. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.04.2018 по делу N А14-2953/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, пенсионный фонд обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Воронежской области отменить.
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы пенсионный фонд ссылается на то, что своевременно представленная страхователем "исходная" отчетность по форме СЗВ - М за январь 2017 г. являлась неполной.
Указывает, что к страхователю не применяются финансовые санкции в случае, если уточнения были представлены в отношении застрахованных лиц, сведения на которых представлялись в исходной форме, а в случае представления дополняющих форм в отношении застрахованных лиц, на которых отчетность ранее представлена не была, к такому страхователю применяются финансовые санкции.
БУЗ ВО ОДКБ N 2 отзыв в суд апелляционной инстанции не представило, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не оспорило.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Воронежской области без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, БУЗ ВО ОДКБ N 2 зарегистрировано в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже в качестве страхователя 08.07.1992 (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц).
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ в отношении страхователя - БУЗ ВО ОДКБ N 2.
По результатам проверки выявлено нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении застрахованного лица ответчика, выразившееся в несвоевременном представлении ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за январь 2017 года.
Так, Пенсионным фондом установлено, что отчет по форме СЗВ-М за январь 2017 года был представлен ответчиком по телекоммуникационным каналам связи 10.02.2017 и принят фондом в полном объеме.
Пенсионным фондом 10.02.2017 страхователю был направлен протокол проверки электронного документа со статусом "Документ принят".
БУЗ ВО ОДКБ N 2 представило отчет с исправленными сведениями по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая") за январь 2017 года 14.04.2017.
Указанный отчет был принят Пенсионным фондом, о чем 14.04.2017 страхователю был направлен положительный протокол входного контроля.
Должностным лицом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже 12.05.2017 был составлен акт N 046S18170011722 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Из содержания акта следует, что ответчиком нарушен пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), так как первоначально сведения индивидуального (персонифицированного) учета за январь 2017 года представлены страхователем не в полном объеме. Дополнительно страхователем сведения по форме СЗВ-М представлены 14.04.2017 при сроке представления не позднее 16.02.2017.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже, в отсутствие представителя заинтересованного лица, 28.06.2017 вынесено решение N 046S19170012544 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде наложения штрафа в размере 500,00 руб. (500х1).
Требование от 03.08.2017 N 046S01170266915 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства, в котором заявитель предложил БУЗ ВО ОДКБ N 2 в срок до 22.08.2017 уплатить 500,00 руб., направлено заказным письмом 08.08.2017.
Поскольку требование не было исполнено, Пенсионный фонд 20.12.2017 обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с БУЗ ВО ОДКБ N 2 финансовых санкций, предусмотренных ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в сумме 500,00 руб.
Арбитражным судом Воронежской области 11.01.2018 был выдан судебный приказ на взыскание с БУЗ ВО ОДКБ N 2 финансовых санкций в размере 500,00 руб.
От должника 23.01.2018 поступили возражения относительно исполнения судебного приказа от 11.01.2018 по делу N А14-23968/2017.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2018 по делу N А14-23968/2017 судебный приказ от 11.01.2018 был отменен.
Неисполнение БУЗ ВО ОДКБ N 2 требования от 03.08.2017 N 046S01170266915 послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже 15.02.2018 (то есть в установленный частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок) в суд с настоящим требованиями.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 АПК РФ).
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) юридические лица для целей данного Федерального закона отнесены к категории страхователей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым ПФ РФ.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона об учете. К такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Данным постановлением предусмотрено представление следующих форм СЗВ-М:
"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, подлежащей применению с 19.02.2017 (далее - Инструкция N 766н) за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, не предусмотрен срок для представления формы СЗВ-М (дополняющей) в случае самостоятельного обнаружения страхователем расхождений в сведениях, ранее представленных за отчетный период.
Этой Инструкцией предусмотрен пятидневный срок для представления корректирующих сведений, исчисляемый со дня получения страхователем уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Таким образом, из указанных положений следует, что в действиях страхователя состав правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, отсутствует в случаях:
- представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений;
- самостоятельного выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представлении уточненных (исправленных) сведений о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются.
Кроме того, как отметил суд первой инстанции, официальная позиция Пенсионного Фонда РФ ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. При этом пенсионный фонд считает возможным не применять санкции в виде штрафа, когда формальные признаки нарушения присутствуют, но страхователь исправил указанные фондом недочеты в течение двух недель (письмо Пенсионного фонда РФ от 14.12.2004 N КА-09-25/13379).
Такой подход, как верно указал суд первой инстанции, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном устранении допущенных ошибок и поддерживать более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что исходные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за январь 2017 года были представлены БУЗ ВО ОДКБ N 2 10.02.2017, то есть в установленный законом срок, а неполнота (недостоверность) изначально представленных сведений самостоятельно выявлена и устранена путем направления корректирующих сведений.
Представление формы СЗВ-М (дополняющей) после самостоятельного выявления расхождений свидетельствует о добросовестном поведении БУЗ ВО ОДКБ N 2.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно скорректированные БУЗ ВО ОДКБ N 2 в соответствии с действующим законодательством, не образует состав правонарушения, установленного ст.17 Закона N 27-ФЗ.
Заявление о неправильном применении судом Инструкции выражает лишь несогласие с выводами суда, но не опровергает их.
Ссылка заявителя жалобы на то, что пенсионным фондом был составлен акт от 12.05.2017 об обнаружении фактов, свидетельствующих в допущенных нарушениях отклоняется, поскольку данный акт составлен заявителем после устранения ответчиком самостоятельно допущенных недочетов.
Аргументированных доводов, опровергающих выводы суда области, в апелляционной инстанции не заявлено.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом области допущено не было.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.04.2018 по делу N А14-2953/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.