г. Воронеж |
|
20 июля 2018 г. |
Дело N А14-6976/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания: Герасимовой Ю.С.,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: Строгонова К.А. - представитель по доверенности б/н от 24.01.2018, паспорт РФ;
от открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.04.2018 по делу N А14-6976/2017 (судья Симонова И.В.) по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" (ОГРН 1113668054675 ИНН 3665086317) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968 ИНН 3664032439) о признании недействительным п.п.1.1, 1.2. предписания от 21.04.2017 регистрационный N 04-31/149,
УСТАНОВИЛ :
Открытое акционерное общество "Управляющая компания Советского района" (далее - ОАО "УК Советского района", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 21.04.2017 N 04-31/149.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.04.2018 по делу N А14-6976/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ОАО "УК Советского района" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что для категории МКД, не оборудованными лифтами, утвержден норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в размере 1,15 кВт/ч в месяц на кв. метр (приложение N 2 Приказа УТР 39/1).
Ссылается на то, что для категории МКД с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением этажностью от 1 до 5 утвержден норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в размере 0,022 куб.м в месяц на кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (приложение N 1 приказа ДЖКХиЭ N 105).
Указывает на то, что ГЖИ Воронежской области не был представлен контррасчет размера платы.
ГЖИ Воронежской области отзыв в суд апелляционной инстанции не представила.
Представитель ГЖИ Воронежской области в судебном заседании просила обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Общества в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя ГЖИ Воронежской области, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилой дом N 8 по ул. Космонавтов г. Воронежа находится в управлении ОАО "УК Советского района".
На основании приказа ГЖИ Воронежской области от 17.03.2017 N 1384 в отношении ОАО "УК Советского района" была проведена внеплановая документарная проверка в рамках лицензионного контроля с целью рассмотрения коллективного обращения жителей МКД N 8 по ул.Космонавтов г. Воронежа от 27.02.2017 N 1664н.
По результатам внеплановой документарной проверки в отношении ОАО "УК Советского района" ГЖИ Воронежской области 21.04.2017 был составлен акт проверки N 04-29/283, и выдано предписание N 04-31/149 с требованием в срок до 01.06.2017:
- провести перерасчет размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД N 8 по ул. Космонавтов г. Воронежа за январь 2017 года, применив размер площади жилых и нежилых помещений, соответствующей техническому паспорту указанного МКД (исходя из нормативов потребления, определенных в соответствии с приказом УРТ N 39/1 (в ред. от 28.07.2016), в порядке действующих норм жилищного законодательства; холодную воду, потребляемую при содержании общего имущества в МКД N 8 по ул. Космонавтов г. Воронежа за январь 2017 года, применив размер площади жилых и нежилых помещений, соответствующую техническому паспорту указанного МКД (исходя из 3 нормативов потребления, определенных в соответствии с приказом ДЖКХиЭ N 105, в порядке действующих норм жилищного законодательства (п.1.1),
- при определении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД N 8по ул. Космонавтов г. Воронежа, применять площадь жилых и нежилых помещений, соответствующую техническому паспорту МКД, производить начисления с учетом приказов УРТ N 39/1 (в ред. от 28.07.2016) и ДЖКХиЭ N 105 в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства (п.1.2).
Приказом ГЖИ Воронежской области от 02.02.2018 N 21 в предписание от 21.04.2017 N 04-31/149 были внесены изменения, исключены слова "в редакции от 28.07.2016" по всему тексту предписания. Соответствующие изменения внесены и в акт проверки от 21.04.2017 N 04-29/283.
ОАО "УК Советского района" не согласилось с выданным предписанием, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного - процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании положений частей 1, 4.2, 5 статьи 20, части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10, статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановления Правительства Воронежской области от 09.09.2013 N799 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание выдано полномочным должностным лицом и в пределах компетенции Государственной жилищной инспекции.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.3 ст.154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в Правила N 354 (п. 40), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (п. 29), которые вступили в силу с 01.01.2017.
Пунктом 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации (как в рассматриваемом случае).
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Смысл изменений законодательства в части ограничения размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества нормативом потребления, заключается в защите прав потребителей и недопущении переложения исполнителем необоснованных потерь коммунальных ресурсов на потребителей.
При первоначальном включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 29 Правил N 491).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
С 01.01.2017 действует новый порядок оплаты энергоресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, в которых выбран и реализован способ управления управляющей организацией (ТСЖ, ЖК, ЖСК), согласно которому оплата указанных энергоресурсов осуществляется в составе платы за содержание общего имущества, то есть регулируется Правилами N 491.
Следовательно, решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть принято собственниками многоквартирного дома после 01.01.2017 только на основании пункта 29 Правил N 491.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что в ходе внеплановой документарной проверки инспекцией не исследовались обстоятельства фактически производимых управляющей организацией работ и превышения их над Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (Минимальный перечень N 290). Доказательства, относящиеся к этим обстоятельствам, не фиксировались.
Вместе с тем, соответствующее решение общего собрания собственников о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не принималось. Доказательств обратного не представлено.
Кроме того, в материалах дела имеется договор управления, согласно которому перечень работ и услуг, принятый к исполнению ОАО "УК Советского района" не только не превышает Минимальный перечень N 290, но и меньше его.
Доказательств принятия собственниками МКД N 8 по ул. Космонавтов г. Воронежа после 01.01.2017 решения о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на основании пункта 29 Правил N 491 в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с судом области в том, что предписание ГЖИ Воронежской области от 21.04.2017 N 04-31/149 является законным, в связи с чем заявленные требования ОАО "УК Советского района" удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы с учетом приведенных расчетов, во внимание не принимаются, поскольку противоречат приведенным нормам и не опровергают требования, изложенные в оспариваемом предписании исходя из его буквального содержания.
Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводами суда, но не опровергают их, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих согласиться с позицией Общества, не заявлено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Руководствуясь частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отменил обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Воронежской области от 18.05.2017 по настоящему делу.
Судебные расходы в сумме 3000 рублей в порядке статьи 110 АПК обоснованно взысканы судом области с ГЖИ Воронежской области, поскольку внесение изменений в оспариваемое предписание, исключившее неправомерное указание инспекции на применение при перерасчете платы за коммунальный ресурс недействующей редакции приказа УРТ N 39/1, произведено ГЖИ Воронежской области после подачи ОАО "УК Советского района" данного заявления в Арбитражный суд Воронежской области.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.04.2018 по делу N А14-6976/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.