Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 декабря 2018 г. N Ф09-7079/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А60-33871/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Варакса Н.В., Гладких Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "АгроСпецСтрой": Халина А.В., паспорт, доверенность от 13.12.2017;
от ответчика, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала": Лешков В.Н., паспорт, доверенность от 01.01.2018;
от третьего лица, публичного акционерного общества "Совкомбанк": не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 марта 2018 года по делу N А60-33871/2017,
принятое судьей Пшеничниковой И.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "АгроСпецСтрой" (ИНН 5904262672, ОГРН 1125904000540)
к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ИНН 6671163413, ОГРН 1056604000970),
третье лицо: публичное акционерное общество "Совкомбанк"
о признании незаконными решения о признании заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации и отклонении, решения об удержании финансового обеспечения, предоставленного в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обязании возвратить сумму удержанного обеспечения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Агроспецстрой" (далее - истец, ООО "ТД "АгроСпецСтрой") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ответчик, ОАО "МРСК Урала") о признании незаконными и отмене решения закупочной комиссии ОАО "МРСК Урала" о признании заявки ООО "Торговый дом "Агроспецстрой" не соответствующей требованиям Документации и ее отклонении, установлении финансового обеспечения по закупке N 16103 Лот N 295, удержании финансового обеспечения, представленного ООО "Торговый дом "АгроСпецСтрой" в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, отраженные в протоколе от 02.03.2017 N ОООК/246/2 заседания закупочной комиссии по рассмотрению, оценке заявок участников и подведению итогов конкурса на право заключения рамочных соглашений на выполнение проектно-изыскательских работ по электросетевым объектам, реализуемым в рамках исполнения договоров технологического присоединения в 2017-2019 годах: Закупка N 16103, Лот N 295: Право заключения рамочных соглашений на выполнение проектно-изыскательских работ по электросетевым объектам, реализуемым в рамках исполнения договоров технологического присоединения в 2017-2019 годах в филиале ОАО "МРСК Урала" - "Пермэнерго", извещение N 31604441877.
Истец просил возложить на ОАО "МРСК Урала" обязанность по возвращению в пользу ООО "Торговый дом "АгроСпецСтрой" суммы банковской гарантии в размере 1 500 000 рублей, представленной в счет обеспечения участия в указанной закупке.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2018 (резолютивная часть решения объявлена 19.03.2018) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь в обоснование жалобы на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В апелляционной жалобе истец настаивает на законности оспариваемого решения, обращает внимание суда, что Конкурсной документацией, разработанной в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ, Закон о закупках) и Единым стандартом закупок, предусмотрена возможность удержания сумм обеспечения заявки на участие в закупке в случае предоставления участником заведомо ложных (недостоверных) сведений или намеренного искажения информации или документов, а также недостоверных сведений, приведенных в составе Конкурсной документации (подпункт "б" пункта 2.4.8.8 Том 1); в банковской гарантии от 12.01.2017, выданной ПАО "Совкомбанк", в качестве обстоятельств, наступление которых влечет выплату по банковской гарантии, указано, в числе прочего, предоставление принципалом недостоверных сведений, приведенных в составе конкурсной заявки. Таким образом, истребование и удержание денежных средств, предоставленных в качестве финансового обеспечения исполнения обязательств, связанных с участием в конкурсе и подачей конкурсной заявки, произведено конкурсной комиссией ответчика в соответствии с действующим законодательством, Единым стандартом и Конкурсной документацией.
По мнению апеллянта, выводы суда об отсутствии начальной (максимальной) цены в извещении и Документации о закупке не соответствуют требованиям пункта 5 части 9 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ, Положению о закупках, фактическим обстоятельствам дела, а также предусмотренному гражданским правом принципу свободы договора.
Оспаривая вывод суда о том, что установленное обеспечение исполнения обязательств в размере 1 500 000 рублей не соответствует законодательству, ответчик ссылается на Положение о закупке, не содержащее ограничение по размеру обеспечения конкурсной заявки.
Ответчик полагает, что в данном случае действия истца, представившего недостоверные сведения в составе конкурсной заявки, следует расценивать как недобросовестные, что в силу статей 4, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Истец с апелляционной жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Участвующие в судебном заседании представители сторон поддержали изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы.
Третье лицо, ПАО "Совкомбанк", о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, ОАО "МРСК Урала" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31604441877 и Документация об открытом одноэтапном конкурсе на право заключения рамочных соглашений на выполнение проектно-изыскательских работ по электросетевым объектам, реализуемым в рамках исполнения договоров технологического присоединения в 2017-2019 годах для нужд ОАО "МРСК Урала" (750789).
Предмет рамочного соглашения: Право заключения рамочных соглашений на выполнение проектно-изыскательских работ по электросетевым объектам, реализуемым в рамках исполнения договоров технологического присоединения в 2017-2019 годах в филиале ОАО "МРСК Урала" - "Свердловэнерго".
В рамках конкурса N 31604441877 объявлено о проведении трех закупок:
закупка N 16101, лот N 132 (место проведения работ Свердловская область);
закупка N 16102, лот N 338 (место проведения работ Челябинская область), закупка N 16103, лот N 295 (место проведения работ Пермский край).
В январе 2017 года ООО "Агроспецстрой" подготовлен и подан пакет документов для участия в данном конкурсе, в том числе Банковская гарантия ПАО "Совкомбанк" N 390532 от 12.01.2017, по условиям которой Банк обязался выплатить ОАО "МРСК Урала", являющемуся Бенифициаром по данной гарантии по его требованию денежную сумму в названном выше размере в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ООО "АгроСпецСтрой" условий по участию в указанной выше закупке. Среди перечня случаев выплаты банковской гарантии также приведено: предоставление заведомо ложных (недостоверных) сведений или намеренного искажения информации и документов, а также недостоверных сведений, приведенных в составе конкурсной заявки.
02.03.2017 конкурсной комиссией ОАО "МРСК Урала" составлен протокол N ООК/246/2 заседания закупочной комиссии по рассмотрению, оценке заявок-участников и подведению итогов конкурса по извещению N 31604441877 (ПИР) (том 3, л.д. 12-32).
Согласно протоколу по закупке N 16101 (лот 132) подано 22 заявки, по закупке N 16102 (лот 338) - 17 заявок; по закупке N 16103 (лот 295) - 23 заявки. Общее число поданных заявок 62.
По закупке N 16101 объявлено 11 победителей, по закупке N 16102 - 10, по закупке N 16103 - 10.
В отношении остальных участников заявки отклонены, поскольку конкурсной комиссией ОАО "МРСК Урала" установлено несоответствие представленных в заявках документов конкурсной документации.
Согласно протоколу заявка ООО "Торговый дом "АгроСпецСтрой" по закупке N 16102, лот N 295 признана несоответствующей требованиям документации и отклонена (подп. 19 пункта 4.1); принято решение полностью удержать финансовое обеспечение, представленное ООО "Торговый дом "АгроСпецСтрой" в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (подп. 12 пункта 4.2).
Основания для принятия решения об отклонении заявки отражены в подп. 2.1, 3.2 протокола: пункт 2.9.2.7 Том 1 Документации: на основании отрицательного заключения службы безопасности Заказчика. Основания для принятия решения об удержании финансового обеспечения отражены в пунктах 3.3, 4.2 протокола: пункт 2.4.8.8 (б), пункт 2.9.2.6 Тома 1 Документации.
ОАО "МРСК" обратилось к ПАО "Совкомбанк" с требованием от 21.04.2017 N ЩВ/13/1583 об осуществлении выплаты денежных средств по банковской гарантии в размере 1500000 рублей.
Требование банком было исполнено 05.05.2017, после чего банк предъявил обществу "ТД "АгроСпецСтрой" соответствующее регрессное требование.
Не согласившись с вынесенными конкурсной комиссией ОАО "МРСК Урала" решениями и удержанием финансового обеспечения исполнения обязательств, связанных с участием в конкурсе и подачей заявки, ООО "ТД "АгроСпецСтрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев исковые требования и возражения на них, оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции, установив основания для признания оспариваемых решений незаконными и отсутствие оснований для удержания спорной денежной суммы, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу доводы, проверив правильность применения судом положений законодательства, апелляционный суд оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы не усматривает на основании нижеследующего.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ).
В части 5 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке (часть 8 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ).
В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) (пункт 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках).
Согласно пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, закупка осуществлялась заказчиком в лице ОАО "МРСК Урала" в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, на основании Единого стандарта закупок ПАО "Россети" (Положение о закупке), утвержденного Советом директоров ОАО "МРСК Урала" 30.10.2015 и размещенного на официальном сайте.
Пунктом 8.1 части 8 Положения о закупке заказчиком регламентирован порядок проведений открытого одноэтапного конкурса.
В силу пункта 7.4.2 Положения о закупке в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Таким образом, требование об указании в извещении о закупке сведений о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) установлено нормативно (пункт 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках), а также в Положении о закупке.
В размещенном на официальном сайте в сети "Интернет" извещении N N 31604441877 и документации об открытом одноэтапном конкурсе на право заключения рамочных соглашений на выполнение проектно-изыскательских работ по электросетевым объектам, реализуемым в рамках исполнения договоров технологического присоединения в 2017-2019 годах для нужд ОАО "МРСК Урала" (750789) содержалось указание, что сведения о начальной (максимальной) цене конкурса (цене лота) не установлены.
Вместе с тем пунктом 8.1.6.2 Положения о закупке предусмотрено, что размер обеспечения конкурсной заявки не должен превышать пяти процентов от начальной (максимальной) цены (если она объявлена) или от цены, указанной участником конкурса в конкурсной заявке, при стоимости закупки до 1 млрд. руб. (с налогом на добавленную стоимость) включительно, не более 1 (одного) процента при стоимости закупки более 1 млрд. руб. (с налогом на добавленную стоимость). Если закупка осуществляется в соответствии с п. 4.5.36) настоящего Стандарта - это закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства - размер обеспечения заявки не может превышать 2 процента начальной (максимальной) цены договора (цены лота).
Пунктом 2.4.8.1 Документации установлено, что в случае, если извещением проведении конкурса и конкурсной документацией установлено требование исполнения обязательств, связанных с участием в Конкурсе и подачей Конкурсной заявки, претендент должен предоставить обеспечение заявки о подаче предложения по форме, в размере и валюте в соответствии с требованиями установленными в извещении о проведении Конкурса и Конкурсной документации.
Согласно пункту 2.4.8.3 Положения о закупке участник конкурса в составе своей Конкурсной заявки представляет обеспечение исполнения обязательств, связанных с участие в Конкурсе и подачей Конкурсной заявки, в
форме банковской гарантии на сумму 1 500 000,00 рублей (Раздел 3.Форма 14), либо денежные средства в размере 1 500 000,00 рублей перечисленные на расчетный счет Организатора конкурса. То есть указанным пунктом Положения о закупке установлена конкретная, фиксированная сумма 1 500 000 руб.
Кроме того, цена закупки не может быть сформирована участниками конкурса в конкурсных заявках ввиду объективных причин, а именно: в силу отсутствия определения объемов выполняемых работ и цены контракта. Соответственно, установленное Заказчиком обеспечение исполнения обязательств, связанных с участием конкурсе и подачей конкурсной заявки в размере 1 500 000 рублей не соответствует пункту 1. 4 ч.1 ст. 3 Закона и п. 8.1.6.2 Положения.
Из вышеуказанных условий Положения о закупке и Конкурсной документации следует, что в данном случае размер обеспечения исполнения обязательств, связанных с участием в конкурсе и подаче конкурсной заявки определяется от начальной (максимальной) цены или от цены, указанной участником конкурса в конкурсной заявке, в свою очередь, начальная (максимальная) цена договора (цена лота) заказчиком не определена.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, в действиях ОАО "МРСК Урала" установлено нарушение пунктов 1, 4 части 1 статьи 3, пункта 5 части 9 статьи 4, пунктов 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела обоснованно учтено вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.07.2017 по делу N А60-20580/2017, которым установлено наличие в действиях ОАО "МРСК Урала" нарушение вышеуказанных норм Закона о закупках и отказано в удовлетворении требований о признании недействительными решения по жалобе N 104-А от 04.04.2017 и предписания, вынесенных Свердловским УФАС России. Согласно выданному ОАО "МРСК Урала" предписанию закупка должны быть аннулирована, в том числе отменой протоколов, изданных в рамках проведения закупки - то есть закупка признана незаконной.
При рассмотрении дела N А60-20580/2017, в котором приняли участие истец и ответчик по настоящему делу, разрешен вопрос относительно законности действий ответчика в рамках спорной закупки.
Решением суда первой инстанции по делу N А60-20580/2017, оставленным без изменения апелляционным судом и судом округа, на общество "МРСК Урала" была возложена обязанность исполнить предписание антимонопольного органа, которым заказчику предписывалось устранить нарушения Закона о закупках путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, аннулирования закупки и отзыва извещения тем же способом, которым оно было размещено.
Таким образом, поскольку юридическая несостоятельность протокола заседания закупочной комиссии общества "МРСК Урала" по рассмотрению, оценке заявок участников и подведения итогов признана антимонопольным органом и по существу подтверждена вступившими в законную силу судебными актами, правовых оснований для удержания финансового обеспечения исполнения обязательств, связанных с участием истца в конкурсе и подачей конкурсной заявки у ответчика не имелось.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что удержание представленного участником закупки обеспечения заявки производится в случае его недобросовестного поведения, в том числе, предоставления в составе конкурсной заявки заведомо ложных или недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, что по существу представляет собой меру гражданско-правовой ответственности. Данная мера ответственности подлежит применению судом с учетом подходов, выработанных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 08.01.2017 N 39-П: исходя из принципа соразмерности, с учетом характера допущенного нарушения, степени вины участника закупки.
Отклоняя довод жалобы о том, что истцу должно быть отказано в иске в связи с его недобросовестным поведением, которое выразилось в предоставлении недостоверной информации, суд апелляционной инстанции отмечает, что ни Федеральный закон N 223-ФЗ, ни Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ни Единый стандарт закупок не предусматривают возможность удержания у субъектов малого и среднего предпринимательства суммы обеспечения заявки на участие в закупке в случае предоставления ими заведомо ложных (недостоверных) сведений или намеренного искажения информации или документов, а также недостоверных сведений, приведенных в составе конкурсной заявки.
Доводы подателя жалобы о неприменении (неправильном применении) судом норм материального права не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм Закона о закупках, Гражданского кодекса Российской Федерации, Положения о закупках.
Ссылки апеллянта на условие банковской гарантии, предусматривающее в качестве основания для выплаты по гарантии предоставление недостоверных сведений, апелляционным судом отклонены как не имеющие правового значения для рассмотрения дела при условии аннулирования закупки.
Несогласие подателя апелляционной жалобы с судебной оценкой обстоятельств дела и иное толкование им норм материального права, само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом вышеизложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции подлежат отклонению, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, не опровергают выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить в силе и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 марта 2018 года по делу N А60-33871/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33871/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 декабря 2018 г. N Ф09-7079/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "АГРОСПЕЦСТРОЙ"
Ответчик: ОАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ УРАЛА"
Третье лицо: ПАО "СОВКОМБАНК"
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7079/18
19.07.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18411/17
26.03.2018 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-33871/17
14.12.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18411/17
05.10.2017 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-33871/17