г. Киров |
|
20 июля 2018 г. |
Дело N А31-12905/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2018 по делу N А31-12905/2017, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.,
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области (ИНН: 4401172893, ОГРН: 1164401055983)
к обществу с ограниченной ответственностью "Костромской тракторный центр" (ИНН: 4401048857, ОГРН:1044408631255)
о взыскании 500 рублей штрафа,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Костромской тракторный центр" (далее - ООО "Костромской тракторный центр", Общество, ответчик) о взыскании 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного государственного пенсионного страхования за октябрь 2016 года.
Управлением было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением в суд.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2018 Управлению в удовлетворении заявленных требований отказано.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель жалобы считает, что им не был пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, поскольку определение суда об отказе в выдаче судебного приказа было получено Управлением 26.09.2017.
ООО "Костромской тракторный центр" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.11.2016 Общество представило в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходные) за октябрь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица (л.д. 7, 8-9).
Управление провело проверку по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой установлен факт несвоевременного представления сведений.
Результаты проверки отражены в акте от 24.01.2017 (л.д. 10-11).
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Управления принял решение от 01.03.2017 N 054S19170001028 о привлечении страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде взыскания штрафа в размере 500 рублей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 16-17).
Требованием от 23.03.2017 Обществу предложено уплатить в штраф в сумме 500 рублей в срок до 17.04.2017 (л.д. 21-22).
В добровольном порядке штраф Обществом не уплачен, в связи с чем, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ответчика штрафа в размере 500 рублей.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 09.06.2017 по делу N А31-5292/2017 Управлению отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с представленными ответчиком возражениями (л.д. 28).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Управлением требований, Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу, что Управлением пропущен срок установленный законом для взыскания штрафа в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В части 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Как следует из материалов дела, требованием от 23.03.2017 Обществу предложено уплатить в штраф в сумме 500 рублей в срок до 17.04.2017 (л.д. 21-22).
Таким образом, за взысканием финансовой санкции в судебном порядке Управление имело право обратиться не позднее 17.10.2017, заявление о взыскании финансовых санкций поступило в суд 09.11.2017.
В ходатайстве о восстановлении срока для обращения с заявлением в суд (л.д. 5) и в апелляционной жалобе, Управление указывает, что определение суда от 09.06.2017 об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа было получено Управлением только 26.09.2017. Указанный довод отклоняется апелляционным судом как противоречащий материалам дела.
Так, согласно почтовому уведомлению о вручении вышеуказанное определение суда получено сотрудником Пенсионного фонда 26.06.2017 (л.д. 47-48), в связи с чем, Управление имело достаточно времени для того чтобы обратиться в суд с настоящим заявлением в установленный срок.
Ссылка Управления на пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, отклоняется апелляционным судом как необоснованная и не подлежащая применению при рассмотрении настоящего спора.
Из материалов дела следует, что Управлению было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с тем, что до его вынесения в суд поступили возражения должника, т.е. судебный приказ не был отменен судом, как указано в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа не влечет изменения порядка обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное апелляционный суд приходит к выводу о том, что указанные Пенсионным фондом причины пропуска срока не являются уважительными, поскольку Пенсионный фонд не доказал наличие объективных препятствий для своевременного обращения в суд с соответствующим требованием в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Управления о взыскании с ООО "Костромской тракторный центр" штрафа в размере 500 рублей.
Статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Согласно части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2018 законным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Оснований для удовлетворения жалобы Пенсионного фонда по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2018 по делу N А31-12905/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.