г. Киров |
|
20 июля 2018 г. |
Дело N А82-18835/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ярославле
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.02.2018 по делу N А82-18835/2017, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.,
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ярославле (ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
к автономной некоммерческой организации конно-спортивный клуб "Кентавр" (ИНН: 7606073994, ОГРН: 1097600000486)
о взыскании 6 000 рублей штрафа,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ярославле (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к автономной некоммерческой организации конно-спортивный клуб "Кентавр" (далее - АНО КСК "Кентавр", Общество, ответчик) о взыскании 6 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учете в системе обязательного пенсионного страхования за август 2016 года.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.02.2018 Управлению в удовлетворении заявленных требований отказано.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ярославле с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.02.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что частью 3 статьи 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", действующего до 01.01.2017, было предусмотрено, что заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. По мнению Управления, им соблюден порядок взыскания задолженности.
АНО КСК "Кентавр" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.09.2016 Общество представило в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходные) за август 2016 года в отношении 12 застрахованных лиц (л.д. 12-13).
Управление провело проверку по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой установлен факт несвоевременного представления сведений.
Результаты проверки отражены в акте от 24.10.2016 (л.д. 14).
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Управления принял решение от 30.11.2016 N 086S19160004643 о привлечении страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде взыскания штрафа в размере 6 000 рублей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 16-17).
Требованием от 13.01.2017 Обществу предложено уплатить в штраф в сумме 6 000 рублей в срок до 06.02.2017 (л.д. 19).
В добровольном порядке штраф Обществом не уплачен, в связи с чем, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ответчика штрафа в размере 6 000 рублей.
07.08.2017 Арбитражным судом Ярославской области выдан судебный приказ о взыскании штрафных санкций.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2017 судебный приказ был отменен в связи с поступлением от должника возражений (л.д. 11).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Управлением требований, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу, что Управлением пропущен срок установленный законом для взыскания штрафа в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, 14.09.2016 страхователь представил сведения в отношении 12 застрахованных лиц за август 2016 года, то есть с нарушением установленного законом срока.
Действительно, на момент вынесения Пенсионным фондом решения от 30.11.2016 подлежал применению пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ, действовавшей до 01.01.2017, согласно которой страхователь обязан был представлять рассматриваемые сведения ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Однако, Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ в указанную норму внесены изменения, и в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в новой редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь представляет рассматриваемые сведения ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, с 01.01.2017 отменена обязанность страхователей представлять отчетность в срок не позднее 10-го числа календарного месяца, следующего за отчетным. Такая отчетность может быть представлена ими в любой следующий день, но не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Устранение ответственности за публично-правовое правонарушение имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 34 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды").
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" указано, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета размера взыскиваемой суммы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом, непринятие страхователем мер к оспариванию решения уполномоченного органа о привлечении к ответственности не освобождает суд от обязанности установить наличие оснований для взыскания сумм страховых взносов, пеней, штрафов, доначисленных этим решением.
Таким образом, учитывая, что индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за август 2016 года страхователь представил после истечения 10-дневного срока (пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в редакции до 01.01.2017), но до истечения 15-дневного срока для их представления (пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу 01.01.2017), принимая во внимание часть 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания штрафных санкций.
В пункте 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П также указано, что императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Так как к моменту рассмотрения судом заявления о взыскании штрафа этот штраф уплачен не был, между тем новый закон устранил объект правонарушения, оснований для взыскания штрафа у суда не имелось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.02.2018 по делу N А82-18835/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ярославле - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.