Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 октября 2018 г. N Ф06-38088/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
20 июля 2018 г. |
дело N А49-12773/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгановой К.А.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Восход" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 26.04.2018 по делу N А49-12773/2017 (судья Алексина Г.В.)
по иску товарищества собственников жилья "Восход" (ОГРН 1135834002193, ИНН 5834059184) к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области (ОГРН 1025801104450, ИНН 5834011778), муниципальному образованию город Пенза в лице Управления муниципального имущества администрации города Пензы (ОГРН 1095836002481, ИНН 5836013675), в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы (ИНН 5836013058; ОГРН 1035803002542), третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Центр сервисного и хозяйственного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области" о взыскании
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Восход" (далее - истец, ТСЖ "Восход") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области (далее - первый ответчик, УМВД России по Пензенской области) о взыскании 16 716 руб., в том числе задолженность по коммунальным платежам (техническое содержание и ремонт) за период с 01.01.2017 по 31.07.2017 в сумме 2427,60 руб., задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.01.2017 по 31.07.2017 в сумме 14 288,40 руб.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование город Пенза (далее - второй ответчик в лице двух представителей Управления муниципального имущества администрации города Пензы (далее - УМИ администрации г. Пензы ) и в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы (далее - Управление ЖКХ г. Пензы); в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Центр сервисного и хозяйственного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области" (далее - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Пензенской области").
Решением от 26.04.2017 исковые требования товарищества собственников жилья "Восход" к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области оставлены без удовлетворения. Исковые требования к муниципальному образованию город Пенза в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы удовлетворены частично в размере 13 260.24 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1587 руб.. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе ссылаясь на неправильное установление судом первой инстанции фактических обстоятельств дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в заявленном размере.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд при определении размера задолженности необоснованно руководствовался сведениями из Единого государственного реестра недвижимости от 03.10.2017, которыми подтверждено право собственности за муниципальным образованием г. Пензы на помещение площадью 263,1 кв.м. Истец считает, что в данном случае необходимо исходить из сведений содержащихся в техническом паспорте, согласно которому спорная площадь составляет 283,5 кв.м. Доводя заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Кроме того, истец в качестве дополнительного доказательства представил письмо ПАО "Т Плюс" исх.N 70900-10-01920 от 15.06.2018, которое по мнению истца подтверждает, что УМВД России по Пензенской области производит оплату за теплоснабжение, исходя из площади 283,5 кв. м.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд апелляционной инстанции установил, что указанный документ был получен ответчиком после рассмотрения дела, в связи с чем судом первой инстанции не исследовался.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Истец не обосновал невозможность предоставления указанного документа в суде первой инстанции, в связи с чем заявленное ходатайство удовлетворению не подлежит.
Представители сторон третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Ответчик УМВД России по Пензенской области представил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы как необоснованные.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом ответчика УМВД, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Собственники помещений в МКД N 5 по ул. Толстого в г. Пензе приняли решение об избрании способа управления МКД - товарищество собственников жилья "Восход", что подтверждено представленным в материалы дела протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 5 по ул. Толстого по созданию товарищества собственников жилья, проведенного в форме очного голосования, от 20.08.2013, а также Уставом ТСЖ "Восход" (т. 1 л.д. 21-30).
Нежилое помещение площадью 263,1 кв.м, расположенное в многоквартирном доме по адресу: г. Пенза, ул. Толстого, д. 5, было передано Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Пензы (балансодержатель, в настоящее время его функции переданы Управлению муниципального имущества администрации города Пензы) в безвозмездное пользование Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области (ссудополучатель) на основании договора N 481 от 28.02.2006.
Дополнительным соглашением от 09.08.2012 пункт 3.2.3. договора N 481 от 28.02.2006 был дополнен предложением следующего содержания: "Содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, в котором находится часть нежилого здания, передаваемого в безвозмездное пользование по настоящему договору, оплачивается ссудополучателем по договорам с организациями, осуществляющими такое содержание и текущий ремонт".
В последующем, в связи с упразднением Федеральной миграционной службы на основании Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", и передачей в порядке правопреемства прав и обязанностей Министерству внутренних дел Российской Федерации, между Управлением муниципального имущества администрации города Пензы, Управлением Федеральной миграционной службы по Пензенской области (ссудополучатель 1) и Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области (ссудополучатель 2) было заключено дополнительное соглашение о передаче прав и обязанностей по договору N 481 от 28.02.2006 от ссудополучателя 1 к ссудополучателю 2 с 20.05.2016. Этим же соглашением в преамбуле договора слова Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пензы были заменены словами Управление муниципального имущества администрации города Пензы.
Выпиской из реестра муниципальной собственности и сведениями из Единого государственного реестра недвижимости от 03.10.2017 подтверждено, что за муниципальным образованием город Пенза зарегистрировано право собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 58:29:2012002:48 площадью 263,1 м2, расположенное по адресу: г. Пенза, ул. Толстого, д. 5.
В договоре на передачу нежилого здания (части здания) в безвозмездное пользование N 481 от 28.02.2006 предусмотрено условие об обязанности УМВД России по Пензенской области производить оплату стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД.
Истец заявил к взысканию с ответчиков задолженность по оплате стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД в сумме 2427,60 руб. за период с января по июль 2017 года. При этом данная сумма представляет собой начисленную плату стоимости услуг по содержанию и ремонту на площадь нежилого помещения 20,4 м2, поскольку истец полагает, что в собственности у муниципального образования город Пенза и, соответственно, в безвозмездном пользовании у УМВД России по Пензенской области находится нежилое помещение площадью не 263,1 м2, а 283,5 м2.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статьей 209, 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), статьей 36, 39, 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми собственники нежилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.
Истец указал, что собственником либо пользователем помещения была осуществлена самовольная реконструкция нежилого помещения площадью 263,1 м2, в результате чего, площадь помещения увеличилась до 283,5 м2.
Ответчики факт осуществления самовольной реконструкции помещения отрицали.
Стоимость услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, начисленная на площадь нежилого помещения - 263,1 м2, Управлением МВД России по Пензенской области за спорный период полностью оплачена. Данное обстоятельство истцом не оспорено.
Довод истца о том, что оплата за содержание общего имущества должна производиться исходя из общей площади нежилого помещения 283,5 м2 судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 03.10.2017 общая площадь нежилого помещения с кадастровым номером 58:29:2012002:48 составляет 263,1 м2.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности города Пензы N 4298 от 07.11.2017, в муниципальной имущественной казне находится нежилое помещение площадью 263,1 м2.
Доказательств принадлежности муниципальному образованию город Пенза еще 20,4 м2 площади нежилого помещения истцом в материалы дела не представлено, доказательств осуществления собственником нежилого помещения - муниципальным образованием город Пенза самовольной реконструкции нежилого помещения, за счет которой площадь помещения увеличилась до 283,5 м2 истцом в материалы дела также не представлено. Доказательств передачи дополнительно Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области (либо ранее - Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области) нежилого помещения площадью 20,4 м2 в материалы дела также не представлено.
Истец в обоснование принадлежности муниципальному образованию город Пенза еще 20,4 м2 площади нежилого помещения сослался на технический паспорт на нежилое помещение площадью 283,5 м2, расположенное по адресу г. Пенза, ул. Толстого, д. 5, составленный по состоянию на 20.06.2007 (т. 1 л.д. 14-15).
Суд правильно указал, что технический паспорт не является документом, подтверждающим возникновение права собственности у муниципального образования город Пенза на спорную часть нежилого помещения, данный документ также не подтверждает факт осуществления самовольной реконструкции объекта (нежилого помещения площадью 263,1 м2) собственником - муниципальным образованием город Пенза.
Из анализа действующего законодательства следует, что технический паспорт - это информационно-технический документ, содержащий сведения о потребительских свойствах и технических характеристиках помещения, в том числе, сведения государственного технического учета.
На основании изложенного, учитывая, что оплата оказанных истцом услуг по техническому содержанию и ремонту общего имущества в период с января по июль 2017 года Управлением МВД России по Пензенской области произведена полностью исходя из площади нежилого помещения 263,1 м2, что истцом не оспаривается, суд первой инстанции правомерно признал исковые требования о взыскании задолженности по оплате услуг за техническое содержание и ремонт общего имущества в сумме 2427,60 руб. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Сумма исковых требований в размере 2427,60 руб. представляет собой сумму начислений стоимости услуг по техническому содержанию и ремонту общего имущества за спорный период в отношении помещения площадью 20,4 м2, доказательства принадлежности которого муниципальному образованию город Пенза в материалах дела отсутствуют.
Истец также заявил к взысканию с ответчиков задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт в сумме 14 288,40 руб. за период с января по июль 2017 года.
Согласно статье 166 Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который формируется в соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации за счет взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений.
Взнос на капитальный ремонт включен в состав платы за помещение (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации) и оплачиваться собственником в силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот МКД (часть 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, была утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2014 N 95-пП, которое было опубликовано на официальном портале Правительства Пензенской области 24.02.2014.
Следовательно, обязанность уплаты взносов на капитальный ремонт у собственников помещений МКД на территории Пензенской области возникла с 01.11.2014.
Согласно представленному в материалы дела протоколу N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Толстого, д. 5, проведенного в форме очного голосования, от 10.07.2014 собственники приняли решение выбрать способ формирования фонда капитального ремонта МКД на специальном счете, определить владельцем специального счета товарищество собственников жилья. Размер взносов на капитальный ремонт собственники решили установить не более минимального размера взноса, установленного нормативным актом Правительства Пензенской области.
На 2017 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на территории Пензенской области был утвержден постановлением Правительства Пензенской области от 31.10.2016 г. N 546-пП в размере 7,20 руб. за один квадратный метр общей площади помещения в месяц.
Как следует из материалов дела, исковые требования о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт заявлены в отношении нежилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования город Пенза. Факт принадлежности муниципальному образованию город Пенза спорного нежилого помещения УЖКХ г. Пензы и УМИ администрации г. Пензы не оспорен.
Общая сумма задолженности по уплате взносов в фонд капитального ремонта по помещению, находящемуся в муниципальной собственности, за период с 01.01.2017 по 31.07.2017 по расчету истца составила 14 288,40 руб. При этом расчет задолженности выполнен истцом исходя из площади нежилого помещения 283,5 м2.
Как установлено судом, площадь нежилого помещения, принадлежащего второму ответчику - муниципальному образованию город Пенза, составляет 263,1 м2, в связи с чем, сумма задолженности по уплате взносов в фонд капремонта составляет не 14 288,40 руб., а 13 260,24 руб. ((263,1 м2 * 7,20 руб.) * 7 мес. = 13 260,24 руб.).
Срок оплаты взносов на капитальный ремонт, установленный частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, наступил.
Поскольку доказательств уплаты задолженности вторым ответчиком- муниципальным образованием город Пенза, являющимся собственником нежилого помещения, в материалы дела не представлено, суд первой инстанции правомерно признал исковые требования о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт подлежащими удовлетворению частично в сумме 13 260,24 руб.
При этом, исковые требования обоснованно удовлетворены за счет второго представителя второго ответчика УЖКХ г. Пензы. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 126, статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
Согласно статье 44 Устава города Пензы и Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства города Пензы, утвержденного постановлением администрации г. Пензы от 17.05.2013 г. N 497/1, следует, что УЖКХ г. Пензы является иным органом местного самоуправления города Пензы и главным распорядителем средств бюджета города Пензы по отрасли жилищно-коммунальное хозяйство.
Согласно названному Положению, УЖКХ г. Пензы обеспечивает разработку и выполнение программ по реформированию жилищно-коммунального хозяйства города Пензы (пункт 2.2.1.) и организует эксплуатацию, содержание и развитие муниципального жилищного фонда города Пензы (пункт 2.2.3).
Порядок оплаты расходов на капитальный ремонт доли муниципальной собственности в общем имуществе многоквартирных домов утвержден Постановлением главы администрации г. Пензы от 18.07.2006 N 810, в соответствии с которым Финансовое управление г. Пензы осуществляет финансирование УЖКХ г. Пензы в целях осуществления оплаты расходов на капитальный ремонт доли муниципальной собственности в общем имуществе многоквартирных домов.
Кроме того, постановлением администрации г. Пензы от 14.07.2015 N 1068 утвержден Порядок оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования города Пензы, в части помещений, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии с данным Порядком, УЖКХ г. Пензы определено главным распорядителем средств бюджета города на оплат взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Пенза, в части помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Суд также отметил, что Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2016 N 608-30/6 "О бюджете города Пензы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" расходы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в городе Пензе предусмотрены в составе ведомственной структуры расходов бюджета города Пензы лишь для УЖКХ г. Пензы, независимо от статуса помещения (жилое либо нежилое).
На основании изложенного, исковые требования о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт судом первой инстанции правомерно удовлетворены частично в размере 13 260, 24 руб. за счет УЖКХ г. Пензы.
Исковые требования к Управлению муниципальным имуществом администрации г. Пензы судом первой инстанции обоснованно оставлены без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на стороны по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены. Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 26.04.2018 по делу N А49-12773/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Восход" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.