город Воронеж |
|
20 июля 2018 г. |
Дело N А14-8193/2017 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Миронцевой Н.Д.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу Административной комиссии при Управе Левобережного района городского округа город Воронеж на определение Арбитражного суда Воронежской суда от 20.04.2018 (резолютивная часть) по делу N А14-8193/2017 (судья Ловчикова Н.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению акционерного общества "Управляющая компания Левобережного района" (ОГРН 1123668009376, ИНН 3663090798) к Административной комиссии при Управе Левобережного района городского округа город Воронеж, г. Воронеж (ОГРН 1033600034478, ИНН 3663022131) о взыскании 5 000 руб. судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Управляющая компания Левобережного района" (далее - заявитель, ОАО "УК Левобережного района", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Управе Левобережного района г. Воронежа (далее - административный орган, Комиссия) N 394/2017 от 25.04.2017 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства согласно пункту 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.08.2017 заявленные требования удовлетворены. Постановление Административной комиссии при Управе Левобережного района городского округа город Воронеж признано незаконным и отменено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда решение от 04.08.2017 было оставлено без изменения.
ОАО "УК Левобережного района" обратилось в суд с заявлением о взыскании с Административной комиссии при Управе Левобережного района городского округа город Воронеж судебных расходов в размере 5000 руб.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 20.04.2018 заявленные требования удовлетворены.
С Административной комиссии при Управе Левобережного района городского округа город Воронеж в пользу Акционерного общества "Управляющая компания Левобережного района" взыскано 5 000 руб. судебных расходов на оплату юридических услуг при рассмотрении дела N А14- 8193/2017.
Не согласившись с определением Арбитражного суда Воронежской области, Комиссия обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
Заявитель полагает, что суд первой инстанции неправомерно взыскал расходы с административной комиссии, не являющейся юридическим лицом и не имеющей имущества, необходимого для исполнения судебного акта.
Считает, что расходы истца на оплату услуг представителя являются необоснованно высокими, по мнению Комиссии должны быть уменьшены.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что решение подлежит отмене.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Как отмечено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление Пленума N 1), после принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении.
В соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
При этом разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В пункте 10 Постановления Пленума N 1 разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
При этом, как указано в пункте 11 Постановления Пленума N 1, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что в подтверждение судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением настоящего дела в суде первой инстанции, ОАО "УК Левобережного района" представлены: договор на оказание юридических услуг от 25.05.2017, акт N С5000-00031 от 05.02.2018, счет на оплату N С5000-00021 от 05.02.2018.
Согласно договору на оказание юридических услуг, заключенному ОАО "УК Левобережного района" (заказчик) и ИП Рыжова А.С. (исполнитель) от 25.05.2017, которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказать заказчику юридические услуги, направленные на представление интересов заказчика при рассмотрении арбитражным судом дел по иску заказчика к Административной комиссии при Управе Левобережного района города Воронежа о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Управе Левобережного района г. Воронежа N 394/2017 от 25ю04ю2017, о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения.
Согласно указанному договору исполнитель вправе оказывать юридические услуги лично либо силами своих сотрудников (п. 1.3 договора).
В силу п. 3.1 договора от 25.05.2017 стоимость юридических услуг, оказываемых исполнителем, составляет, в том числе, за подготовку заявлений, отзывов, жалоб, ходатайств, иных документов правового характера - 5000 рублей.
Факт оплаты стоимости услуг по договору от 25.05.2017 подтвержден платежным поручением платежным поручением N 169 от 05.02.2018 на сумму 5000 руб.
Учитывая указанные обстоятельства, у суда первой инстанции имелись все основания для взыскания судебных расходов в заявленном размере.
Однако, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона Воронежской области от 29.12.2009 N 190-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области отдельными государственными полномочиями по созданию и организации деятельности административных комиссий" органы местного самоуправления на подведомственной территории осуществляют переданные им государственные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством путем, в том числе: создания и организации деятельности административных комиссий в муниципальных районах, городских округах Воронежской области (городских районах городского округа город Воронеж).
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законами Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" и от 29.12.2009 N 190-ОЗ постановлением администрация городского округа город Воронеж от 13.03.2017 N112 созданы административные комиссии при управах районов городского округа город Воронеж.
Согласно ст.9 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ административные комиссии в Воронежской области (далее - административные комиссии) являются постоянно действующими коллегиальными органами, уполномоченными осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции настоящим Законом Воронежской области.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 25.03.2015 N 264 утверждено Положение об управе Левобережного района городского округа город Воронеж.
Согласно п.1.1,1.4 Положения Управа Левобережного района городского округа город Воронеж является территориальным структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж, уполномоченным на решение отдельных вопросов, отнесенных в соответствии с Уставом городского округа город Воронеж к компетенции администрации городского округа город Воронеж. Управа района является правопреемником администрации Левобережного района города Воронежа.
Управа района наделяется правами юридического лица, имеет бланки, штампы и печать со своим наименованием, лицевые счета в органах, уполномоченных на открытие и ведение лицевых счетов, может заключать договоры в пределах предоставленных ей полномочий.
В соответствии с п.1.5 указанного положения Управа района является главным распорядителем и получателем средств бюджета городского округа город Воронеж по вопросам, входящим в компетенцию управы района, наделяется правами муниципального заказчика.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 09.08.2012 N 685 утвержден Регламент работы административных комиссий при управах районов городского округа город Воронеж.
В соответствии с п.1.2, 1.5 Регламента Административная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных к ее компетенции. Административная комиссия не является юридическим лицом, имеет круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием.
Таким образом, главным распорядителем средств бюджета, направляемых на осуществление отдельных государственных полномочий по формированию состава, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности административной комиссии, в данном случае является Управа Левобережного района городского округа город Воронеж.
Следовательно, обязанность по уплате судебных расходов по делу, в котором участвовала административная комиссия, возлагается на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - Управу Левобережного района городского округа город Воронеж.
При этом учтено, что административная комиссия не является юридическим лицом, относится к коллегиальным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных к ее компетенции, и финансируется в конечном итоге за счет средств органа местного самоуправления.
Как установлено судом, разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции неправомерно взыскал расходы с административной комиссии, не являющейся юридическим лицом, не являющейся распорядителем денежных средств и не имеющей имущества, необходимого для исполнения судебного акта.
Следовательно, определение суда первой инстанции о возмещении судебных расходов подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных требований к административной комиссии следует отказать.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на определение о распределении судебных расходов государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Воронежской области от 20.04.2018 (резолютивная часть) по делу N А14-8193/2017 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований акционерного общества "Управляющая компания Левобережного района" к Административной комиссии при Управе Левобережного района городского округа город Воронеж - отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в месячный срок.
Судья |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8193/2017
Истец: ОАО "Управляющая компания Левобережного района"
Ответчик: Административная комиссия при Управе Левобережного района г. Воронежа