Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 октября 2018 г. N Ф04-4508/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
20 июля 2018 г. |
Дело N А75-21277/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Аристовой Е.В., Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А., после перерыва в судебном заседании - Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5233/2018) федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Севера Сибири" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 марта 2018 года по делу N А75-21277/2017 (судья Истомина Л.С.), по иску федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ОГРН 1027739057500, ИНН 7734135124) в лице филиала "Аэронавигация Севера Сибири" к Администрации муниципального образования городской округ Сургут об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - - ФГУП "Госкорпорация по ОРВД", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Администрации муниципального образования городской округ Сургут (далее - Администрация, ответчик) с иском об урегулировании разногласий при заключении договоров аренды земельного участка от 31.03.2017 N 54, 55, 56 (пункты 1.7, 4.2, 5.3, подпункт 5.3.1, пункт 5.4, подпункты 5.4.1, 5.4.2, 5.4.3, 5.4.4, пункт 6.6., подпункты 6.6.1, 6.6.2, 6.6.3, 6.6.4, пункт 6.7).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 марта 2018 года по делу N А75-21277/2017 в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с решением суда от 05.03.2018, истец в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что с 01.01.2017 истец осуществляет закупку товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в связи с чем ответчик уведомлен о необходимости включения в проекты договоров (контрактов) аренды земельных участков обязательных условий, предусмотренных статьями 34, 95 Закона N 44-ФЗ. Отказ ответчика от включения в договоры (контракты) указанных условий, по мнению истца, является необоснованным. Также податель жалобы отмечает, что ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" имеет статус заказчика в силу Закона N 44-ФЗ, следовательно, выводы суда первой инстанции об отсутствии в деле доказательств соответствующего обстоятельства являются необоснованными. Относительно условий об ответственности сторон (пункты 5.3., 5.4 договора) указывает, что названные пункты договора должны быть изложены в редакции, соответствующей требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
От истца поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе в связи с принятием судом дополнительного решения по делу.
Дополнительным решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 мая 2018 года по делу N А75-21277/2017 спорные пункты договора аренды земельного участка от 31.03.2017 N 54 изложены в редакции Администрации муниципального образования городской округ Сургут:
- по тексту договора аренды слово "договор" читать "договор";
- не дополнять договор пунктом 1.7 договора;
- не дополнять пункт 4.2 договора, читать его в редакции: "Размер арендной платы на 2017 год составляет 300 руб. 76 коп.";
- пункт 5.3 договора читать в редакции: "За ненадлежащее исполнение Арендатором обязательств по Договору, за исключением просрочки исполнения обязательств, Арендодатель вправе потребовать уплаты штрафа в размере 2,5 процента цены Договора";
- не дополнять договор пунктами 5.4, 5.5, 6.6, 6.7.
Спорные пункты договора аренды земельного участка от 31.03.2017 N 55 изложены в редакции Администрации муниципального образования городской округ Сургут:
- по тексту договора аренды слово "договор" читать "договор";
- не дополнять договор пунктом 1.7 договора;
- не дополнять пункт 4.2 договора, читать его в редакции: "Размер арендной платы
на 2017 год составляет 46 158 руб. 70 коп.";
- пункт 5.3 договора читать в редакции: "За ненадлежащее исполнение Арендатором обязательств по Договору, за исключением просрочки исполнения обязательств, Арендодатель вправе потребовать уплаты штрафа в размере 2,5 процента цены Договора";
- не дополнять договор пунктами 5.4, 5.5, 6.6, 6.7.
Спорные пункты договора аренды земельного участка от 31.03.2017 N 56 изложены в редакции Администрации муниципального образования городской округ Сургут:
- по тексту договора аренды слово "договор" читать "договор";
- не дополнять договор пунктом 1.7 договора;
- не дополнять пункт 4.2 договора, читать его в редакции: "Размер арендной платы
на 2017 год составляет 1 087 руб. 74 коп.";
- пункт 5.3 договора читать в редакции: "За ненадлежащее исполнение Арендатором обязательств по Договору, за исключением просрочки исполнения обязательств, Арендодатель вправе потребовать уплаты штрафа в размере 2,5 процента цены Договора";
- не дополнять договор пунктами 5.4, 5.5, 6.6, 6.7.
В связи с поступившими дополнениями к апелляционной жалобе судебное разбирательство было отложено на 11.07.2018 на 15 час. 40 мин., ответчику предложено представить письменный отзыв на апелляционную жалобу, дополнения к ней.
От Администрации поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда, открытом 11.07.2018, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 16.07.2017. Информация о перерыве размещена на сайте суда в сети Интернет.
Представители сторон, извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, отзыва на жалобу, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению.
Истец обратился к ответчику с заявлением о заключении на новый срок договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101222:164, 86:10:0101222:165, 86:10:0101222:166, расположенных по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, территория аэропорта, для строительства контрольных антенн и азимутально-дальномерного радиомаяка DVOR/DME.
В связи с тем, что с 01.01.2017 ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" осуществляет закупку товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ письмом от 16.03.2017 N 10-2036, истец сообщил ответчику о необходимости включения в договоры аренды земельных участков обязательных условий, предусмотренных статьями 34, 95 Закона N 44-ФЗ.
Ответчик на обращение истца 15.05.2017 направил проекты договоров аренды от 31.03.2017 N 54, 55, 56 вышеуказанных земельных участков.
Ссылаясь на то, что в ходе проведения процедуры согласования разногласий путем подписания протоколов урегулирования разногласий, протоколов согласования разногласий (л.д. 21-45) стороны не пришли к соглашению по содержанию условий договоров, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По правилам статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
По общему правилу, закрепленному в пункте 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
При этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 39.6. ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, по общему правилу договор аренды в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается на торгах.
В пункте 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Таким образом, согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, связанные с заключением гражданско-правового договора, предметом которого является, в том числе, приобретение недвижимого имущества или аренда имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки.
На основании изложенного, при заключении заказчиком (в том числе унитарным предприятием) договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежит применению Закон N 44-ФЗ.
Соответственно, аренда имущества (земельных участков) является предметом закупки (торгов), по результатам которой заключается сторонами гражданско-правовой договор, именуемый в этом случае контрактом.
Исключением из общего правила является ситуация, приведенная в подпункте 4 пункта 2 статьи 39.6. ЗК РФ.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам для размещения объектов федерального значения.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 162-р (ред. от 17.04.2017) "Об утверждении перечней видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации" объекты Единой системы организации воздушного движения, расположенные вне аэропортов (аэродромов) отнесены к объектам федерального значения.
То обстоятельство, что указанные объекты позволяют заключать договоры аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, исходя из взаимосвязи норм ЗК РФ и Закона N 44-ФЗ, не исключает возможности именовать такие договоры контрактами.
В соответствии со статьей 39.2. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктами 2 статей 9 - 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляют соответственно, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Как следует из пункта 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Поскольку исполнительные органы, указанные в статье 39.2. ЗК РФ, наделены исключительными полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заказчики (в том числе унитарные предприятия) вправе заключить с указанными органами договор аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исходя из изложенного выше земельный участок в случае, установленном подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6. ЗК РФ, может быть предоставлен арендатору - унитарному предприятию без проведения торгов, которое, в свою очередь, имеет право заключить договор с органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление такого земельного участка, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В таком случае договор аренды земельного участка также должен соответствовать требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе установленным в статьях 34, 95 указанного Федерального закона.
При этом следует учитывать особенности порядка заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности, в определенных случаях, как в рассматриваемом, без проведения торгов, что допускается нормами ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.8. ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 614 ГК РФ стороны могут определить размер арендной платы несколькими способами. Плата может быть указана в виде твердой или расчетной (определяемой по установленному механизму) величины.
Истец предлагает определить пункты 4.2. договоров аренды в следующей редакции: Цена контракта на весь период его заключения составляет 2 517 руб. 80 коп. (по договору N 54), 386 420 руб. 30 коп. (по договору N 55), 9 106 руб. 05 коп. (по договору N 56). Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 2 статьи 34 ФЗ от 05.04.2013 44-ФЗ)".
В силу пункта 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твёрдой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй и статьёй 95 настоящего Федерального закона.
Предлагаемый истцом вариант пунктов 4.2 договоров согласуется с указанными выше положениями Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, как указано в пункте 1 статьи 39.7. ЗК РФ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Одним из основных принципов, по которым определяется арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принцип предсказуемости расчёта размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчёта арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582).
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органом местного самоуправления.
Таким образом, размер арендной платы по договору аренды земельного участка, относящегося к публичной собственности, является регулируемой величиной, то есть, не может определяться по соглашению сторон.
Истец, предлагая вариант пунктов 4.2. договоров, указывает в них по сути о цене контракта, неизменной (твёрдой) на весь период исполнения контракта, что противоречит регулируемому характеру арендной платы.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает необходимым изложить пункты 4.2 договоров в редакции, предложенной ответчиком, в которой цена определена только на один год.
В пункте 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объём работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.
Истец предлагает дополнить договоры аренды следующими условиями:
- пункт 6.6: "Изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению Сторон в следующих случаях:
6.6.1. При снижении цены Контракта без изменения предусмотренных Контрактом объема услуги, качества оказываемой услуги и иных условий Контракта.
6.6.2. Если по предложению Арендатора увеличиваются предусмотренные Контрактом объем оказываемой услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные Контрактом объем оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
6.6.3 Изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.
Предложенные истцом условия договоров согласуются с положениями Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, учитывая вышеизложенные выводы о том, что плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен, суд апелляционной инстанции полагает необходимым не дополнять договоры аренды указанными условиями, поскольку последние не учитывают специфику арендных отношений таких земельных участков. При этом предложенная редакция предполагает при изменении цены (размера арендной платы) обязательность подписания сторонами дополнительного соглашения, что применительно к регулируемой цене не предполагается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Относительно условий об ответственности сторон за нарушение обязательств по договорам истец предложил:
- пункт 5.3 принять в следующей редакции: "В случае ненадлежащего исполнения арендатором обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, начисляется штраф, определяемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
5.3.1 За каждый факт неисполнения Арендатором обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет: 1 000 (Одна тысяча рублей 00 копеек). Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Арендатором обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта";
- пункт 5.4 принять в следующей редакции: "В случае просрочки исполнения арендодателем обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендодателем обязательств, предусмотренных контрактом, Арендатор направляет Арендодателю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных Контрактом и определенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
5.4.1. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендодателем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 10 процентов цены контракта (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.2.2 Контракта).
5.4.2. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендодателем обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет: 1 000,00 (Одна тысяча рублей 00 копеек).
5.4.3. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Арендодателем обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом фактически исполненных Арендодателем.
5.4.4. В случаях, предусмотренных пунктами 4.2.1-4.2.3 Контракта, Арендатор направляет арендодателю требование об уплате штрафов, пеней. Арендодатель обязан оплатить сумму требования в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента его получения";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиков (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Указанные Правила приняты в соответствии со статьёй 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Истцом предложены в спорных пунктах условия, содержание которых соответствует нормативным актам.
Поэтому суд апелляционной инстанции полагает возможным принять условия данных пунктов в редакции истца.
Также истец просил принять пункты 1.7, 6.4., 6.7 договоров в следующей редакции:
- пункт 1.7: по договору аренды земельного участка от 31.03.2017 N 54 "Идентификационный код закупки в Единой информационной системе 171773413512477140100105320018411000"; по договору аренды земельного участка от 31.03.2017 N 55 "Идентификационный код закупки в Единой информационной системе 171773413512477140100105320028411000"; по договору аренды земельного участка от 31.03.2017 N 56 "Идентификационный код закупки в Единой информационной системе 171773413512477140100105320038411000";
- пункт 6.6.4: При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или соединения (п. 5 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Все изменения и дополнения оформляются дополнительным соглашением, подписанным с обеих сторон, за исключения случаев изменения банковских реквизитов и адреса одной из сторон, которая обязана уведомить другую сторону в трехдневный срок с момента такого изменения. В противном случае оплата денежных средств и направление корреспонденции по устаревшим реквизитам будут считаться исполнением обязательств";
- пункт 6.7: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8-26 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 8 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Предложенная истцом редакция указанных условий договора соответствует положениям Закона N 44-ФЗ, ГК РФ, и не противоречит специальному законодательству, регулирующему отношения, связанные с арендой земельных участков.
Мотивированных и обоснованных возражений по существу спорных условий ответчик в ходе судебного разбирательства не представил.
В связи с этим пункты 1.7, 6.4., 6.7 подлежат включению в договоры в редакции истца.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 марта 2018 года по делу N А75-21277/2017 подлежит изменению (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в сумме 9000 руб. по правилам статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика. Излишне уплаченная государственная пошлина по иску в размере 12000 руб. на основании пункта 2 части 1 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 марта 2018 года по делу N А75-21277/2017 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
Урегулировать разногласия по договору аренды земельного участка от 31.03.2017 N 54 :
- по тексту договора аренды слово "Договор" читать "Контракт";
- пункт 1.7 принять в следующей редакции: "Идентификационный код закупки в Единой информационной системе 71773413512477140100105320018411000";
- пункт 4.2 принять в следующей редакции: "Размер арендной платы на 2017 год составляет 300 руб. 76 коп.",
- пункт 5.3 принять в следующей редакции: "В случае ненадлежащего исполнения арендатором обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, начисляется штраф, определяемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
5.3.1 За каждый факт неисполнения Арендатором обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет: 1 000 (Одна тысяча рублей 00 копеек). Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Арендатором обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта";
- пункт 5.4 принять в следующей редакции: "В случае просрочки исполнения арендодателем обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендодателем обязательств, предусмотренных контрактом, Арендатор направляет Арендодателю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных Контрактом и определенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
5.4.1. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендодателем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 10 процентов цены контракта (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.2.2 Контракта).
5.4.2. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендодателем обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет: 1 000,00 (Одна тысяча рублей 00 копеек).
5.4.3. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Арендодателем обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом фактически исполненных Арендодателем.
5.4.4. В случаях, предусмотренных пунктами 4.2.1-4.2.3 Контракта, Арендатор направляет арендодателю требование об уплате штрафов, пеней. Арендодатель обязан оплатить сумму требования в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента его получения";
Не дополнять договор пунктами 6.6., 6.6.1., 6.6.2.,6.6.3 в редакции истца.
Принять пункт 6.6.4 (новая нумерация 6.6.) в следующей редакции:
6.6.4. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или соединения (п. 5 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Все изменения и дополнения оформляются дополнительным соглашением, подписанным с обеих сторон, за исключения случаев изменения банковских реквизитов и адреса одной из сторон, которая обязана уведомить другую сторону в трехдневный срок с момента такого изменения. В противном случае оплата денежных средств и направление корреспонденции по устаревшим реквизитам будут считаться исполнением обязательств";
- пункт 6.7 принять в следующей редакции: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8-26 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 8 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
2. Урегулировать разногласия по договору аренды земельного участка от 31.03.2017 N 55:
- по тексту договора аренды слово "Договор" читать "Контракт";
- пункт 1.7 принять в следующей редакции: "Идентификационный код закупки в Единой информационной системе171773413512477140100105320028411000";
- пункт 4.2 принять в следующей редакции: "Размер арендной платы на 2017 год составляет 46158 руб. 70 коп.";
- пункт 5.3 принять в следующей редакции: "В случае ненадлежащего исполнения арендатором обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, начисляется штраф, определяемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
5.3.1 За каждый факт неисполнения Арендатором обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет: 1 000 (Одна тысяча рублей 00 копеек). Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Арендатором обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта";
- пункт 5.4 принять в следующей редакции: "В случае просрочки исполнения арендодателем обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендодателем обязательств, предусмотренных актом, Арендатор направляет Арендодателю требование об уплате неустоек (штрафов, пени), предусмотренных Контрактом и определенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
5.4.1. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендодателем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 10 процентов цены контракта (за исключением случаев, усмотренных пунктом 4.2.2 Контракта).
5.4.2. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендодателем обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет: 1 000,00 (Одна тысяча рублей 00 копеек).
5.4.3. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Арендодателем обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Арендодателем.
5.4.4. В случаях, предусмотренных пунктами 4.2.1-4.2.3 Контракта, Арендатор направляет арендодателю требование об уплате штрафов, пеней. Арендодатель обязан оплатить сумму требования в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента его получения";
Не дополнять договор пунктами 6.6, 6.6.1., 6.6.2., 6.6.3 в редакции истца.
Пункт 6.4.4. (новая нумерация 6.6.) принять в следующей редакции:
При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (п. 5 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Все изменения и дополнения оформляются дополнительным соглашением, подписанным с обеих сторон, за исключения случаев изменения банковских реквизитов и адреса одной из сторон, которая обязана уведомить другую сторону в трехдневный срок с момента такого изменения. В противном случае оплата денежных средств и направление корреспонденции по устаревшим реквизитам будут считаться исполнением обязательств";
- пункт 6.7 принять в следующей редакции: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8-26 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 8 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
3. Урегулировать разногласия по договору аренды земельного участка от 31.03.2017 N 56:
- по тексту договора аренды слово "Договор" читать "Контракт";
- пункт 1.7 принять в следующей редакции: "Идентификационный код закупки в Единой информационной системе 171773413512477140100105320038411000";
- пункт 4.2 принять в следующей редакции: "Размер арендной платы на 2017 год составляет 1087 руб. 74 коп.".
- пункт 5.3 принять в следующей редакции: "В случае ненадлежащего исполнения арендатором обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, начисляется штраф, определяемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
5.3.1 За каждый факт неисполнения Арендатором обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет: 1 000 (Одна тысяча рублей 00 копеек). Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Арендатором обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта";
- пункт 5.4 определить в следующей редакции: "В случае просрочки исполнения арендодателем обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендодателем обязательств, предусмотренных контрактом, Арендатор направляет Арендодателю требование об уплате неустоек (штрафов, пени), предусмотренных Контрактом и определенных в соответствии с постановлением (Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
5.4.1. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендодателем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 10 процентов цены контракта (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.2.2 Контракта).
5.4.2. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендодателем
обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет: 1 000,00 (Одна тысяча рублей 00 копеек).
5.4.3. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Арендодателем обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Арендодателем.
5.4.4. В случаях, предусмотренных пунктами 4.2.1-4.2.3 Контракта, Арендатор направляет арендодателю требование об уплате штрафов, пеней. Арендодатель обязан оплатить сумму требования в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента его получения";
Не дополнять договор пунктами 6.6., 6.6.1., 6.6.2, 6.6.3 в редакции истца.
Пункт 6.6.4 (новая нумерация 6.6.) договора принять в следующей редакции:
При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или соединения (п. 5 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Все изменения и дополнения оформляются дополнительным соглашением, подписанным с обеих сторон, за исключения случаев изменения банковских реквизитов и адреса одной из сторон, которая обязана уведомить другую сторону в трехдневный срок с момента такого изменения. В противном случае оплата денежных средств и направление корреспонденции по устаревшим реквизитам будут считаться исполнением обязательств";
- пункт 6.7 принять в следующей редакции: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8-26 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 8 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Взыскать с Администрации муниципального образования городской округ Сургут в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в сумме 9000 руб.
Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 12000 руб., излишне уплаченную при подаче иска платежным поручением N 22642 от 15.12.2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.