Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 октября 2018 г. N Ф08-7886/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А63-12379/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Сулейманова З.М., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Наниковым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Ставропольского края и Администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2018 по делу N А63-12379/2017 (судья Тлябичева З.Р.)
по исковому заявлению Правительства Ставропольского края (ОГРН 1022601978607, ИНН 2634011856)
к открытому акционерному обществу Научно-производственному концерну "ЭСКОМ" (ОГРН 1022601949017, ИНН 2634040279)
о расторжении инвестиционного соглашения, взыскании денежных средств и процентов за период задержки финансирования,
третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрация города Ставрополя (ОГРН 1022601931901, ИНН 263601974)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство экономического развития Российской Федерации (ОГРН 1027700575385, ИНН 7710349494); ВЕРМИЛ ЭНТЕРПРАЙЗИС ЛИМИТЭД (VERMIL ENTERPRISES LIMITED); ФАЛФУД ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД,
при участии в судебном заседании представителей:
Правительства Ставропольского края Лобанова Ильи Александровича (по доверенности N 01-37/9903 от 28.06.2018) и Пиценко Дмитрия Александровича (по доверенности N 01-37/229 от 12.01.2018);
Администрации города Ставрополя Шафоростов Дмитрия Юрьевича (по доверенности N 01/1-10-10 от 24.01.2018),
в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Ставропольского края обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу Научно-производственному концерну "ЭСКОМ" о расторжении инвестиционного соглашения от 26.12.2011 N 545, о взыскании в доход бюджета Ставропольского края денежных средств в размере 917 063 344 руб. 22 коп., в том числе денежных средств бюджетных ассигнований Инвестфонда в размере 610 538 222 руб. 90 коп., средств бюджета Ставропольского края в размере 100 673 715 руб. 81 коп. и процентов за период задержки финансирования в размере 205 851 405 руб. 51 коп.
Определением от 07.08.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации и Администрация города Ставрополя (том 1, л.д. 1-3).
Определением от 21.11.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены, ВЕРМИЛ ЭНТЕРПРАЙЗИС ЛИМИТЭД и ФАЛФУД ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД, и в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация города Ставрополя с требованием о взыскании с ответчика в бюджет города Ставрополя денежных средств в размере 13 274 130 руб. (том
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2018 по делу N А63-12379/2017 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Не согласившись с принятым решением от 07.03.2018 по делу N А63-12379/2017, Правительство Ставропольского края и Администрации города Ставрополя обратились в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определением от 17.04.2018 апелляционные жалобы приняты к производству суда и назначены к рассмотрению в судебном заседании на 04.06.2018, которое было отложено на 09.07.2018.
В судебном заседании 09.07.2018 представители Правительства Ставропольского края и Администрации города Ставрополя доводы апелляционных жалоб поддержали, просили решение отменить, апелляционные жалобы удовлетворить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представители ответчика и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело по апелляционным жалобам рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей истцов, исследовав материалы дела в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.12.2011 Министерство регионального развития Российской Федерации (Министерство), Правительство Ставропольского края (ответственный исполнитель 1), администрация города Ставрополя (ответственный исполнитель 2) и ОАО НПК "ЭСКОМ" (инвестор) заключили инвестиционное соглашение N 545, согласно пункту 1.1 которого стороны обязались совместными усилиями обеспечить реализацию регионального инвестиционного проекта: "Завод по производству готовых лекарственных форм антибиотиков".
В соответствии с пунктом 1.2 данного соглашения проект состоит из двух этапов:
I этап - строительство объектов инфраструктуры;
II этап - строительство производственных мощностей завода по производству готовых лекарственных форм антибиотиков.
В пунктах 1.3 - 1.6 инвестиционного соглашения указаны конкретные работы, производимые сторонами в рамках выполнения условий соглашения, а именно:
- Правительство Ставропольского края (ответственный исполнитель 1) осуществляет работы по строительству наружных сетей электроснабжения (объекты капитального строительства собственности Ставропольского края) (пункт 1.3 соглашения);
- Администрация города Ставрополя (ответственный исполнитель 2) - строительство внеплощадочных сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения (объекты капитального строительства муниципальной собственности города Ставрополя) (пункт 1.4 соглашения);
- ОАО НПК "ЭСКОМ" (инвестор) - строительство завода по производству готовых лекарственных форм антибиотиков (объект капитального строительства собственности ОАО НПК "ЭСКОМ") (пункт 1.6 соглашения).
В силу пунктов 2.1 - 2.6 общий размер инвестиционных средств, направляемых сторонами на реализацию проекта, составляет 2 116 300 000 руб., при этом:
Министерство обеспечивает перечисление субсидий бюджету Ставропольского края в размере 663 930 000 руб.;
Правительство обеспечивает финансирование в размере 600 620 000 руб., в том числе 535 660 000 руб. бюджетных ассигнований и 64 960 000 руб. средств бюджета Ставропольского края;
администрация города Ставрополя обеспечивает финансирование 143 700 000 руб., в том числе 128 270 000 руб. бюджетных ассигнований и 15 430 000 руб. средств бюджета города Ставрополя;
ОАО НПК "ЭСКОМ" обеспечивает финансирование 1 371 980 000 руб. за счет собственных средств.
Условиями инвестиционного соглашения стороны согласовали, что:
- возведенные в ходе реализации проекта наружные сети электроснабжения поступают в собственность Ставропольского края;
- внеплощадочные сети водоснабжения, водоотведение, газоснабжение - в муниципальную собственность города Ставрополя;
- завод по производству готовых лекарственных форм антибиотиков - в собственность ОАО НПК "ЭСКОМ" (пункты 10.1-10.3).
Пунктом 9.1 соглашения установлен срок реализации проекта - 2011-2013 годы в соответствии с паспортом проекта.
Согласно пункту 1.5 инвестиционного соглашения ответственные исполнители 1 и 2 обеспечивают ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пунктах 1.3 и 1.4 соглашения (строительство наружных сетей электроснабжения, внеплощадочных сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения), в 2012 году.
Инвестор обеспечивает ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 1.6 соглашения (завода по производству готовых лекарственных форм антибиотиков), в 2013 году.
В силу подпункта "м" пункта 7.2 в случае нарушения обязательств по финансированию проекта на срок более 6 месяцев и на сумму более 15 процентов принятых обязательств по финансированию ОАО НПК "ЭСКОМ" обязано возместить убытки, связанные с расторжением соглашения, другим сторонам соглашения.
Подпунктом "н" пункта 7.2 предусмотрено, что в случае нарушения обязательств по финансированию проекта на срок более 3 месяцев инвестор обязан уплатить проценты по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период задержки финансирования.
Согласно пункту 11.2 инвестиционное соглашение может быть расторгнуто по соглашению сторон или в судебном порядке.
Соглашение считается расторгнутым в случае одностороннего отказа Ответственного исполнителя 1 (Правительства Ставропольского края) от исполнения соглашения в случае принятия Правительством Российской Федерации акта о прекращении реализации проекта (пункт 11.3).
Порядок действия сторон при расторжении соглашения определен в пункте 11.5 инвестиционного соглашения.
27 декабря 2011 года Министерство и Правительство Ставропольского края подписали соглашение N 393 о предоставлении бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации регионального инвестиционного проекта "Завод по производству готовых лекарственных форм антибиотиков" в сумме 663 930 000 руб.
Получив субсидию на финансирование первого этапа инвестиционного соглашения, Правительство Ставропольского края и Администрация г. Ставрополя осуществили работы по строительству наружных сетей электроснабжения и внеплощадочных сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, получили разрешения на ввод указанных объектов в эксплуатацию (разрешение от 11.12.2014 N 1Ш26309000-"187-Э" и N К.Ц26309000-"187-Э" на ввод устройства внеплощадочных сетей водоснабжения, от 02.02.2015 N 1Ш26309000-"7-Э" на ввод устройство внеплощадочных сетей водоснабжения, от 30.12.2015 N 1Ш26/09/26-3 на ввод сетей электроснабжения).
05 декабря 2013 года Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение, принято решение о прекращении реализации инвестиционного проекта в связи с неисполнением взятых на себя обязательств в рамках соглашения инвестором - ОАО НПК "ЭСКОМ" по финансированию проекта и возврате Правительством Ставропольского края в доход федерального бюджета субсидий (протокол от 05.12.2013 N 25).
17 марта 2016 года Правительство Ставропольского края в адрес должника направило требование N 07-23/3611 о расторжении инвестиционного соглашения, в котором ответственный исполнитель 1 предложил инвестору в срок до 25.03.2016 направить в Правительство Ставропольского края уполномоченного представителя должника для подписания соглашения о расторжении заключённого инвестиционного соглашения. При этом дополнительно в письме указано, что в случае отказа инвестора от подписания соглашения о расторжении Министерство экономического развития Ставропольского края будет вынуждено обратиться в Арбитражный суд Ставропольского края с соответствующим заявлением.
В связи с тем, что ответчиком не исполнено требование Правительства Ставропольского края о расторжении инвестиционного соглашения, Правительство обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований истца о расторжении инвестиционного соглашения от 26.12.2011 N 545, исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
Согласно Закону Ставропольского края от 01.10.2007 N 55-кз "Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае" инвестиционное соглашение заключается между Правительством Ставропольского края и субъектами инвестиционной деятельности на основании инвестиционного проекта, который соответствует приоритетным направлениям инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края. К существенным условиям инвестиционного соглашения этот Закон относит:
- предмет соглашения; -объем и сроки инвестиций;
- перечень обязательных к достижению показателей, характеризующих получение экономического и (или) иного полезного для Ставропольского края эффекта;
- условия и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности;
- формы отчетности, порядок и сроки ее предоставления;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон за нарушение условий инвестиционного соглашения;
- порядок и основания его досрочного расторжения и иные условия.
Как следует из условий инвестиционного соглашения от 26.12.2011 N 545, стороны приняли обязательства совместными усилиями обеспечить реализацию регионального инвестиционного проекта "Завод по производству готовых лекарственных форм антибиотиков".
В статье 11 соглашения участники определили порядок расторжения и прекращения соглашения.
Согласно пункту 11.2 инвестиционное соглашение может быть расторгнуто по соглашению сторон или в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 11.3 соглашение считается расторгнутым в случае одностороннего отказа Правительства Ставропольского края (ответственный исполнитель 1) от исполнения соглашения в случае принятия Правительством Российской Федерации акта о прекращении реализации проекта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оснований для расторжения инвестиционного соглашения по основаниям, предусмотренным 11.3 не имеется, поскольку доказательств принятия Правительством Российской Федерации акта о прекращении реализации проекта в материалах дела не имеется и таких доказательств ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции Правительство, обращаясь с иском о расторжении соглашения, реализует предоставленное ему пунктом 11.2 право на расторжении соглашения:
а) по соглашению сторон;
б) в судебном порядке в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательства по соглашению, в том числе в связи с существенным нарушением другой стороной соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что согласие сторон на расторжение заключённого соглашения, в материалах дела не имеется, суд первой инстанции правомерно рассмотрел требования Правительства о расторжении соглашения на основании подпункта "б" пункта 11.2 соглашения.
Порядок действия сторон при расторжении соглашения определен в пункте 11.5 инвестиционного соглашения.
В соответствии с пунктом 11.5.1 соглашения стороны при расторжении инвестиционного соглашения обязаны в течение 30 рабочих дней подписать акт, отражающий:
а) размеры внесенных каждой стороной инвестиционных средств;
б) наличие или отсутствие нарушений каждой из сторон плана-графика реализации проекта и плана-графика финансирования всего срока действия соглашения со дня его вступления в силу по дату прекращения исполнения соглашения в связи с инициированием процедур его расторжения.
В случае прекращения соглашения вследствие существенных нарушений соглашения одной из сторон, другая сторона вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных действующими на момент прекращения соглашения нормативными правовыми актами и соглашением, в том числе возмещения убытков стороной, допустившей неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, повлекшее прекращение соглашения (пункт 11.5.2).
При расторжении соглашения стороны также обязаны:
а) в течение 30 (тридцати) рабочих дней передать соответствующей стороне все документы, относящиеся к имуществу другой стороны, финансовые документы и иные документы, определенные сторонами дополнительно;
б) осуществить все необходимые действия и оплатить, все расходы, связанные с расторжением государственных контрактов, договоров, заключенных в рамках выполнения соглашения, произвести окончательный расчет, при этом оплата расходов осуществляется сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11.5.3).
Обращаясь с требованием о расторжении соглашения, истец ссылается на то, что ответчиком - инвестором проекта (ОАО НПК "ЭСКОМ") обязательства по соглашению не выполнены.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с условиями инвестиционного соглашения ответчиком (инвестором) выполнены следующие мероприятия:
- разработка рабочей документации;
- проведение топографической съемки;
- частично закуплено производственное оборудование на сумму 105 900 000 руб.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что общие затраты инвестора составляют 106 350 000 руб. или 7,7 % от запланированных собственных затрат по проекту.
Между тем с 2014 года и до настоящего времени ответчиком средства на реализацию проекта не направлялись, работы по строительству завода не начаты.
Вместе с тем письмом от 03.02.2014 N 12-65 общество гарантировало завершение реализации инвестиционного проекта в срок до конца квартала 2016 года.
Правительство Ставропольского края и третье лицо, заявляющее самостоятельные требования администрация г. Ставрополя, указывают на то, что в рамках действующего соглашения они свои обязательства выполнили в полном объеме, поскольку созданы 4 объекта инженерной инфраструктуры, а именно:
- "Устройство внеплощадочных сетей газоснабжения, водоснабжения, водоотведения завода по производству лекарственных форм антибиотиков по Старомарьевскому шоссе в районе нежилого здания N 40 города Ставрополя. Внеплощадочные сети водоснабжения", разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.12.2014 N 1Ш 26309000-"187-Э";
- "Устройство внеплощадочных сетей газоснабжения, водоснабжения, водоотведения завода по производству лекарственных форм антибиотиков по Старомарьевскому шоссе в районе нежилого здания N 40 города Ставрополя. Внеплощадочные сети водоотведения" - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.12.2014 N 1Ш 26309000-"188-Э";
- "Устройство внеплощадочных сетей газоснабжения, водоснабжения, водоотведения завода по производству лекарственных форм антибиотиков по Старомарьевскому шоссе в районе нежилого здания N 40 города Ставрополя. Внеплощадочные сети газоснабжения" - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.02.2015 N БШ26309000-"7-Э";
- "Наружные сети электроснабжения к заводу по производству лекарственных форм антибиотиков. Строительство ВЛ-110 кВ" - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2015 N КИ 26/09/26-3.
Как следует из заявленных требований Правительство Ставропольского края считает достаточным выполнение 1 этапа работ по строительству объектов инфраструктуры для реализации своего права на расторжение инвестиционного соглашения в судебном порядке на основании подпункта "б" пункт 11.2 в связи с нарушением ответчиком существенных условий заключённого соглашения.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела о согласовании сторонами того факта, что реализация регионального инвестиционного проекта производится совместными усилиями сторон и заключается в двух этапах, финансируемых автономно - за счет федеральных субсидий, региональных и муниципальных средств (первый этап) и собственных средств инвестора - ОАО НПК "ЭСКОМ" (второй этап) (пункты 2.1 - 2.6 инвестиционного соглашения от 26.12.2011 N 545).
Согласно пункту 9.1 инвестиционного соглашения срок реализации проекта составляет период с 2011 по 2013 год.
В силу пункта 1.5 указанного соглашения ответственные исполнители 1 и 2 (Правительство СК и администрация г. Ставрополя) обеспечивают ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пунктах 1.3 и 1.4 соглашения (строительство наружных сетей электроснабжения, внеплощадочных сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения), в 2012 году.
Инвестор обеспечивает ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 1.6 соглашения (завода по производству готовых лекарственных форм антибиотиков), в 2013 году.
Согласно графику выполнения работ, утвержденному приложением N 4 к соглашению от 27.12.2011 N 393, первый этап проекта подлежал завершению до 31.12.2012.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно указано о том, что условиями инвестиционного соглашения, планов-графиков реализации и финансирования проекта, графиком выполнения работ сторонами предусмотрена определённая последовательность этапов реализации проекта. Осуществляемые участниками проекта строительные работы автономны друг от друга как на этапе их проведения, так и по результатам выполнения.
Между тем согласно представленным в материалы дела документам разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, составляющих первый этап проекта, были получены ответственными исполнителями 1 и 2 - 11.12.2014 (разрешения N КИ26309000-"187-Э" и N К.Ц26309000-"187-Э" на ввод устройств внеплощадочных сетей водоснабжения), 02.02.2015 (разрешение N КИ26309000-"7-Э" на ввод устройства внеплощадочных сетей водоснабжения), 30.12.2015 (разрешение N КИ26/09/26-3 на ввод сетей электроснабжения).
Следовательно, первый этап проекта был завершен только 30.12.2015, тем самым Правительством Ставропольского края и администрацией г Ставрополя допущено нарушение установленного графиком срока выполнения работ (31.12.2012) на три года.
Факт просрочки исполнения первого этапа реализации проекта ни Правительством Ставропольского края, ни администрацией г. Ставрополя, ни иными участниками соглашения и сторонами по делу не оспаривается.
Отклоняя доводы истца о возможности единовременной реализация (завершение) этапов проекта по строительству объектов инфраструктуры и самого завода, суд первой инстанции правомерно указал о том, что соглашением не предусмотрено выполнение 2-х этапов работ одновременно.
В подпункте "н" пункта 7.2 инвестиционного соглашения от 26.12.2011 N 545 сторонами согласовано, что в случае нарушения обязательств по финансированию проекта на срок более 3 месяцев инвестор обязан уплатить проценты по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период задержки финансирования.
В силу пункта 14.3 указанного соглашения в случае нарушения обязательств по финансированию Проекта на срок более 3 месяцев стороны несут ответственность в виде уплаты процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период задержки финансирования.
В соответствии с пунктом 2.10 инвестиционного соглашения ОАО НПК "ЭСКОМ" вправе приостановить финансирование проекта на соответствующий срок.
Вместе с тем, инвестиционное соглашение не содержит обязанности по письменному информированию участников инвестиционного соглашения о приостановлении финансирования проекта.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку условиями инвестиционного соглашения предусмотрена четкая последовательность этапов реализации проекта, и ввиду нарушения первого этапа реализации проекта на срок три года инвестор ответчик по настоящему делу, руководствуясь условиями пункта 2.10. инвестиционного соглашения, имел право приостановить финансирование проекта на тот же срок, то есть на 3 года.
Судом первой инстанции также установлено, что на момент рассмотрения дела в суде необходимых изменений в паспорт регионального инвестиционного проекта и план-график реализации проекта внесено не было, кроме того, 05.12.2013 Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение, принято решение о прекращении реализации инвестиционного проекта (протокол от 05.12.2013 N 25).
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что до устранения вышеуказанных обстоятельств инвестор фактически был лишен правовой возможности осуществлять дальнейшее выполнение условий инвестиционного соглашения и приведения в соответствие условий инвестиционного соглашения.
Доказательства, подтверждающие отсутствие финансирования инвестором подготовительных работ по строительству завода, равно как и доказательства отсутствия у ОАО НПК "ЭСКОМ" денежных средств для возведения завода, в материалы дела не представлены.
Не представлены доказательства и о том, что ответчик уклоняется от финансирования второго этапа проекта.
При этом судом первой инстанции указано о том, что отсутствие построенного в соответствии с инвестиционным соглашением завода по производству лекарственных средств на момент обращения Правительства СК в суд с иском при условии нарушения ответственными исполнителями 1 и 2 первого этапа проекта на три года, не свидетельствует о задержке ОАО НПК "ЭСКОМ" финансирования строительства второго этапа проекта, а лишь подтверждает отсутствие конечного результата второго этапа -возведение завода.
На основании указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к ответчику предусмотренной в подпункте "н" пункта 7.2 инвестиционного соглашения от 26.12.2011 N 545 меры ответственности в виде уплаты процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период задержки финансирования проекта на срок более 3 месяцев и преждевременности обращения с исковым заявлением о расторжении заключённого инвестиционного соглашения.
Обращаясь с исковым заявлением о расторжении инвестиционного соглашения (дело N А63-12379/2017),
Правительством Ставропольского края заявлены требования о взыскании в доход бюджета Ставропольского края бюджетных ассигнований Инвестфонда в размере 610 538 222 руб. 90 коп., средств бюджета Ставропольского края в размере 100 673 715 руб. 81 коп., мотивируя неисполнением ответчиком обязательств по реализации второго этапа инвестиционного проекта по строительству завода, вследствие чего у Правительства СК возникли убытки в виде расходования средств, в том числе бюджетных, на строительство инфраструктуры для завода.
В подпункте "м" пункта 7.2 инвестиционного соглашения от 26.12.2011 N 545 сторонами определено, что ОАО НПК "ЭСКОМ" в случае нарушения обязательств по финансированию проекта на срок более 6 месяцев и на сумму более 15 процентов принятых обязательств по финансированию, обязано возместить убытки, связанные с расторжением соглашения, другим сторонам соглашения.
Доказательства, подтверждающие принятие Правительством Российской Федерации акта о прекращении реализации проекта, являющегося в соответствии с пунктом 11.3 инвестиционного соглашения основанием для расторжения соглашения, участвующими в деле лицами суду не представлены.
Предоставление инвестору федеральных бюджетных субсидий, равно как и средств краевого и (или) муниципального бюджета, ни инвестиционным соглашением, ни соглашением от 27.12.2011 N 393 о предоставлении бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации регионального инвестиционного проекта "Завод по производству готовых лекарственных форм антибиотиков" между Министерством и Правительством не предусмотрено.
Подписанными сторонами и представленными в материалы дела паспортом регионального инвестирования, планами-графиками реализации и финансирования проекта, графиком перечисления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в форме субсидий в 2011 году, графиком выполнения работ подтверждено финансирование ответчиком второго этапа строительства за счет собственных средств.
Доказательства, свидетельствующие о перечислении либо ином предоставлении ответчику субсидий из средств федерального, регионального и (или) муниципального бюджетов, в материалах дела не имеется.
Более того, исходя из условий инвестиционного соглашения от 26.12.2011 N 545, право требований по возврату субсидий принадлежит непосредственно Министерству экономического развития Российской Федерации, являющегося правопреемником Министерства регионального развития Российской Федерации в части реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов, а также по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а право требования убытков и процентов за ненадлежащее исполнение условий инвестиционного соглашения от 26.12.2011 N 545 принадлежит в равной мере всем участникам проекта, а не только Правительству Ставропольского края.
Указанные обстоятельства, а также то, что исходя из условий инвестиционного соглашения (пункты 1.1, 2.1 -2.6) осуществляемые участниками проекта строительные работы автономны друг от друга как на этапе их проведения, так и по результатам выполнения, также установлены в рамках рассмотрения дела N А63-754/2016.
Судом первой инстанции установлено, что в Арбитражный суд Ставропольского края в порядке статьи 39 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) обратилось ООО "ЭСТМедикал" с заявлением о признании ОАО НПК "ЭСКОМ" (должник) несостоятельным (банкротом).
Определением от 09.02.2016 указанное заявление принято, возбуждено производство по делу N А63-754/2016 о несостоятельности (банкротстве) АО НПК "ЭСКОМ".
В ходе рассмотрения дела администрация г. Ставрополя обратилась в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника убытков в размере 13 274 130 руб.
Определением суда от 18.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.10.2017 и постановлением суда кассационной инстанции от 19.12.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием предусмотренных подпунктом "м" пункта 7.2 инвестиционного соглашения и статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оснований возникновения у заявителя права требования к должнику в части возмещения убытков. Судами также указано на отсутствие доказательств обращения в суд с иском о расторжении заключённого инвестиционного соглашения.
С учётом наличия иска о расторжении инвестиционного соглашения по настоящему делу N А63-12379/2017, администрация г. Ставрополя заявила требования о взыскании с ответчика в доход бюджета города Ставрополя убытков в размере 13 274 130 руб., выступая в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Основанием для удовлетворения требования о взыскании убытков является совокупность условий: факт причинения убытков, наличие причинной связи между понесенными убытками и действиями ответчика, документально подтвержденный размер убытков. Условием, необходимым для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности является также наличие с его стороны неправомерного поведения (действия или бездействия одного лица, нарушающего права другого).
При этом для применения ответственности в виде взыскания убытков и удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается истцами участие ОАО НПК "ЭСКОМ" в качестве инвестора по инвестиционному соглашению от 26.12.2011 N 545, по которому участниками проекта производятся строительные работы автономно друг от друга как на этапе их проведения, так и по результатам выполнения.
Так, согласно пунктам 1.3 - 1.6 и статье 10 инвестиционного соглашения от 26.12.2011 N 545 Правительство Ставропольского края осуществляет работы по строительству наружных сетей электроснабжения, которые после завершения строительства поступают в собственность Ставропольского края, тогда как администрация города Ставрополя финансирует строительство внеплощадочных сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, являющихся муниципальной собственностью города Ставрополя, а ОАО НПК "ЭСКОМ" финансирует строительство завода по производству готовых лекарственных форм антибиотиков, который после завершения строительства поступает в собственность ОАО НПК "ЭСКОМ".
Инвестиционные средства, направляемые сторонами на реализацию этапов проекта, также разграничены и не предусматривают перечисление (взаимозачет, дополнение либо иное софинасирование этапов строительства).
Документы, подтверждающие невозможность использования администрацией города Ставрополя возведенных ею объектов инфраструктуры в отсутствии завода, строительство которого должно быть осуществлено ОАО НПК "ЭСКОМ", участвующими в деле лицами суду не представлены.
Доказательства резервирования бюджетных ассигнований, возникновения каких-либо потерь или наступления неблагоприятных последствий для Министерства, Правительства СК и администрации города Ставрополя в связи с выделением средств на реализацию инвестиционного проекта в материалы дела также не представлены.
Учитывая, что Администрацией не представлены доказательства, подтверждающие совокупность условий для применения ответственности к ответчику ОАО НПК "ЭСКОМ" в виде взыскания убытков и удовлетворения требований о взыскании убытков, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований администрации не имеется.
Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, согласно подпункту "м" пункта 7.2 инвестиционного соглашения обязанность по возмещению убытков возникает у должника исключительно при расторжении соглашения. Однако в удовлетворении требований о его расторжении инвестиционного соглашения судом отказано.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ в совокупности и взаимосвязи, правомерно пришел к выводу о том, что истцами не представлены надлежащие доказательства, на основании которых в соответствии с подпунктом "б" пункта 11.2 инвестиционного соглашения от 26.12.2011 N 545 возможно удовлетворение требований о расторжении указанного инвестиционного соглашения, а также доказательств в обоснование требований о взыскании в доход бюджета Ставропольского края бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда, средств бюджета Ставропольского края, процентов за период задержки финансирования 2 этапа строительства производственных мощностей завода и возмещение убытков администрации г. Ставрополя.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, а поэтому в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, доводы Правительства Ставропольского края и администрации, изложенные в апелляционных жалобах, являлись предметом судебного разбирательства суда первой инстанции, им также дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств в обоснование своих доводов Правительством и администрацией в суд апелляционной инстанции не представлено, поэтому они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что определением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2017 утверждено мировое соглашение по делу N А63-754/2016 о несостоятельности (банкротстве) АО НПК "ЭСКОМ" и производство по делу прекращено.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.02.2018 определение от 17.11.2017 об утверждении мирового соглашения по делу N А63-754/2016 о несостоятельности (банкротстве) АО НПК "ЭСКОМ" и прекращении производства по делу оставлено без изменения.
Судебными актами по делу N А63-754/2016 установлено, что АО НПК "ЭСКОМ" является крупнейшим фармацевтическим предприятием на территории Ставропольского края по изготовлению медикаментов стратегического назначения, а по некоторым препаратам занимает 1-е места в Российской Федерации.
Следовательно, предприятие является действующим и тем самым имеет возможность продолжать участвовать в проекте инвестиционного соглашения от 26.12.2011 N 545.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, а также судебной практики и обстоятельств настоящего дела, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2018 по делу N А63-12379/2017 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2018 по делу N А63-12379/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
З.М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.