Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 октября 2018 г. N Ф10-4290/18 настоящее постановление оставлено без изменения
20 июля 2018 г. |
Дело N А83-2383/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Омельченко В.А., Карева А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.04.2018 по делу N А83-2383/2018 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Крымское карьероуправление" о взыскании финансовых санкций.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее - заявитель, Управление, ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Крымское карьероуправление" (далее - общество, ООО "Крымское карьероуправление") о взыскании финансовых санкций в сумме 500 рублей.
Дело рассмотрено в порядке общего административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.04.2018 по делу N А83-2383/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая, что указанное решение принято с нарушением норм материального права, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Крымское карьероуправление" указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
От государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое удовлетворено апелляционным судом.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства, учитывая ходатайство заявителя, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.05.2016 (своевременно) ООО "Крымское карьероуправление" по электронным каналам связи в адрес ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым были направлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах (СЗВ-М "исходная") за апрель 2016 года, которые были получены адресатом 10.05.2016, что подтверждается скриншотом окна программы "АРМ Приема ПФР" (л.д. 21) и не оспаривается Фондом.
19.05.2016 ООО "Крымское карьероуправление", обнаружив ошибку в исходной форме отчета СЗВ-М (исходная) за апрель 2016 года, направило по электронным каналам связи в адрес ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым дополняющую форму СЗВ-М за апрель 2016 года, которая была получена адресатом 19.05.2016, что подтверждается скриншотом окна программы "АРМ Приема ПФР" (л.д. 21) и извещением о доставке (л.д. 20), не оспаривается участвующими в деле лицами.
На основании СЗВ-М (доп) за апрель 2016 года была проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-22 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - ФЗ N 27-ФЗ от 01.04.1996), а также порядка предоставления указанных сведений в форме электронного документа.
По результатам проверки 14.06.2017 был составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 091S18170006059, в котором зафиксирован факт представления неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 в отношении 1 застрахованного лица.
Акт направлен в адрес ООО "Крымское карьероуправление" 20.06.2017, что подтверждается списком N 4 от 20.06.2017 (л.д. 15).
20.07.2017 на основании акта N 091S18170006059 от 14.06.2017 заместителем начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Симферополе Республики Крым Коваленко И.В. вынесено решение N091S19170006357 о привлечении ООО "Крымское карьероуправление" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за предоставление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.2-2 статьи 11 Закона N27-ФЗ, которым на основании части 3 статьи 17 ФЗ N27-ФЗ применена финансовая санкция в размере 500 рублей. Решение направлено в адрес общества 25.07.2017, что подтверждается списком N8 от 25.07.2017 (л. д. 17).
В связи с вступлением указанного решения в законную силу, ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым выставлено требование N 091S01170447699 от 16.08.2017 на сумму 500 руб., подлежащее добровольному исполнению в срок до 11.09.2017.
Требование направлено в адрес общества 22.08.2017, что подтверждается списком N 1 от 22.08.2017 (л. д. 19).
В добровольном порядке в установленный срок сумма финансовых санкций ООО "Крымское карьероуправление" не оплачена, в связи с чем Фонд обратился в суд с заявлением о взыскании суммы финансовой санкции.
25.12.2017 Арбитражным судом Республики Крым был вынесен судебный приказ о взыскании данной суммы финансовой санкции (дело N А83-2223/2017), который был отменен 22.01.2018, после чего Управление обратилось в арбитражный суд в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о принудительном взыскании штрафа.
Отказывая в удовлетворении требований Управления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными в главе 26.
Согласно ч. ч. 4,6 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно части 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в 2016 году (до 01.01.2017), страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах" (введена в действие с 01.04.2016).
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд.", "доп.", "отмн.".
Код "исхд." (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн." (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н была утверждена и действовала в рассматриваемый период (апрель 2016 года) Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, действовавшая в спорный период, в соответствии с пунктом 34 которой, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибки представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Впоследствии аналогичные положения воспроизведены в пункте 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утверждённой приказом Минтруда России от 21.12.2016 с оговоркой о том, что при самостоятельном уточнении требований финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из материалов дела следует, что 06.05.2016 (своевременно) ООО "Крымское карьероуправление" по электронным каналам связи в адрес ГУ УПФ РФ в г. Симферополя Республики Крым были направлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах (СЗВ-М "исходная") за апрель 2016 года, которые были получены адресатом 10.05.2016, данные факты подтверждаются скриншотом окна программы "АРМ Приема ПФР", то есть в установленный законом срок. Данные документы приняты Управлением.
В связи с самостоятельным выявлением ошибки в поданных данных, 19.05.2016 ООО "Крымское карьероуправление" направило по электронным каналам связи в адрес ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым дополняющую форму СЗВ-М за апрель 2016 года, которая была получена адресатом 19.05.2016, что подтверждаются скриншотом окна программы "АРМ Приема ПФР" (л.д. 21) и извещением о доставке.
Таким образом, общество воспользовалось своим правом на дополнение или уточнение переданных сведений, предусмотренным статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, пунктом 34 Инструкции от 14.12.2009 N 987н, что в силу приведённых выше норм права исключает привлечение к ответственности согласно абз.3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не установлен.
Следовательно, в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, а потому оснований для удовлетворения заявленных управлением требований о взыскании с общества финансовых санкций не имеется.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения общества к ответственности, а потому оснований для удовлетворения заявленных Управлением требований о взыскании с общества финансовых санкций не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.04.2018 по делу
N А83-2383/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.