город Москва |
|
21 июля 2018 г. |
дело N А40-35383/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "Калипсошуз" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2018
по делу N А40-35383/18, принятое судьей Вагановой Е.А.
по заявлению ООО "Калипсошуз" (ОГРН 1147746358440)
к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2018 в удовлетворении заявленных ООО "Калипсошуз" требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 13.02.2018 N 29-00149 о привлечении ООО "Калипсошуз" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в дополнениях к апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Управлением Роспотребнадзора по г. Москве на основании распоряжения N 02-29-00199 от 11.12.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Калипсошуз", с целью выполнения приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 843 от 11.09.2017 "О выявлении и пресечении незаконного ввоза производства и оборота на территории Российской Федерации продукции легкой промышленности, в том числе контрафактной", а также в целях реализации поручений Президента Российской Федерации от 08.09.2017 N Пр-1776.
По результатам выездной проверки составлен акт проверки N 2-29-00199 от 17.01.2018.
18.12.2017 в магазине "ООО "Калипсошуз", расположенном по адресу: Москва, улица Щукинская, дом 42 проведен осмотр реализуемого в магазине товара на предмет соответствия маркировки (нанесенной на этикетки реализуемых товаров) требованиям ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности".
В ходе внеплановой выездной проверки выявлены нарушения продавцом требований Технического Регламента Таможенного Союза TP ТС 017/2011 к маркировке продукции легкой промышленности, а именно: на продукции (обуви) установленной в торговом зале отсутствует информация о наименовании товара, составе сырья, виде материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви, наименовании изготовителя, продавца или уполномоченного изготовителем лица, юридического адреса изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем, дата изготовления, отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза; на кожгалантерейных товарах, отсутствует информация о юридическом адресе изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем, дата изготовления, отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
По результатам проведенных исследований, выполненных испытательным лабораторным центром ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" (в соответствии с экспертным включением N 01114-06 от 09.01.2018) установлено, что образец N 1 - палантин (синий) артикул 172-164265-94 и образец N 3-перчатки (черные) артикул 011-010969-413-70 не соответствуют требованиям, предъявляемым к маркировке изделий легкой промышленности TP ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", так как на указанных изделиях отсутствует информация о наименовании изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица, юридического адреса изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем, дата изготовления, а также единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, что является нарушением требований п. 1, п. 2, п. 3 ст. 9 ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности".
07.02.2018 по факту выявленного нарушения в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (о дате и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "Калипсошуз" уведомлено (л.д. 21, 24).
13.02.2018 административным органом вынесено постановление N 29-00149 о привлечении ООО "Калипсошуз" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде взыскания штрафа в размере 100.000 руб.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом доказан состав административного правонарушения, процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100.000 до 300.000 руб.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец (поставщик).\
Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава административного правонарушения.
Из материалов дела следует. что обществу вменяется несоблюдение требований ст. 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 от 09.12.2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876, а именно: на продукции (обуви) установленной в торговом зале отсутствует информация о наименовании товара, составе сырья, виде материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви, наименовании изготовителя, продавца или уполномоченного изготовителем лица, юридического адреса изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем, дата изготовления, отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза; на кожгалантерейных товарах, отсутствует информация о юридическом адресе изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем, дата изготовления, также отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза; палантин (синий) артикул 172-164265-94 и перчатки (черные) артикул 011-010969-413-70 не соответствуют требованиям, предъявляемым к маркировке изделий легкой промышленности TP ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", так как на указанных изделиях отсутствует информация о наименовании изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица, юридического адреса изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем, дата изготовления, а также единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, что является нарушением требований п. 1, п. 2, п. 3 ст. 9 ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности".
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876, разработан с целью установления единых, обязательных для применения и исполнения требований к продукции легкой промышленности.
В силу п. 1 ст. 3 ТР ТС 017/2011 продукция легкой промышленности выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии ее соответствия настоящему Техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и при условии, что она прошла подтверждение соответствия согласно ст. 11 настоящего Технического регламента, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Статьей 9 ТР ТС 017/2011 установлены требования к маркировке продукции.
В пункте 1 ст. 9 ТР ТС 017/2011 предусмотрено, что маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).
Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита (п. 3 ст. 9).
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
Из анализа приведенных положений суд апелляционной инстанции усматривает, что указанная информация подлежит нанесению на упаковку товара и непосредственно на сам товар на стадии производства.
Из материалов проверки следует, что обществом осуществлялась реализация товаров промышленной группы.
В силу положений ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении обязательных требований к продукции и процессам ее реализации.
Исходя из существа вменяемого обществу административного правонарушения, ответственность за исполнение вышеуказанных обязательных требований государственных стандартов несет изготовитель.
Лицо (продавец), не являющееся изготовителем товара, не отвечает за действия изготовителя, не осуществившего указанные действия.
Продавец является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к обеспечению соблюдения требований технических регламентов, находящихся непосредственно в сфере его компетенции и ответственности (требования технических регламентов к условиям перевозки, хранения и т.п.), но не норм, регламентирующих процесс изготовления продукции, что регламентируется нормами п. п. 2 - 4 ст. 7 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Таким образом, в отношении продавцов Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу ими товаров ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований (по ст. 14.4 КоАП РФ); за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации (по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ); за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) об изготовителе (по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).
В вину обществу вменяются нарушение, выразившееся в отсутствии необходимой маркировки (информации) на спорных товарах.
Пункт 5 ст. 4 ТР ТС 008/2011 в принципе не содержит и не устанавливает каких-либо требований, соблюдение которых обязательно и возлагается на продавца продукции.
Пунктом п. 5.2 ст. 4 ТР ТС 008/2011 предусмотрено, что маркировка наносится изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) и импортером.
Место и способ нанесения маркировки определяется изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) и импортером.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вменяемое ООО "Калипсошуз" нарушение требований ст. 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 от 09.12.2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876 не может являться основанием для привлечения общества административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку общество не является изготовителем (производителем) спорной продукции, то есть в данном случае не является надлежащим субъектом ответственности по данной статье названного Кодекса.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2018 по делу N А40-35383/18 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 13.02.2018 N 29-00149 о привлечении ООО "Калипсошуз" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.