город Москва |
|
19 июля 2018 г. |
дело N А40-30337/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.07.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Торговый дом "Перекресток" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.05.2018
по делу N А40-30337/18, принятое судьей Папелишвили Г.Н.
по заявлению Управления Роспотребнадзора по г. Москве
к АО "Торговый дом "Перекресток" (ОГРН 1027700034493)
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.05.2018 АО "Торговый дом "Перекресток" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 700.000 руб.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части микробиологических показаний в отношении мясных полуфабрикатов из цыплят бройлеров, исключив их из обоснования и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители общества и административного органа в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 14.11.2017 N 01-03-00161 (том 1 л.д. 11-16) Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в отношении АО "Торговый дом "Перекресток" проведена плановая выездная проверка с целью контроля соблюдения обществом обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей.
По результатам проверки составлен акт проверки N 01-03-00161 от 22.01.2018, а также вкладные листы к акту проверки.
Выездной плановой проверкой установлено, что АО "Торговый дом "Перекресток", по адресам магазинов, указанных в акте проверки допущены нарушения требований технических регламентов, а именно: ст. 6 гл. 1, ст. 7 гл. 2 р. 1.1 приложения 2, п. 8 ст. 17 гл. 3, п. 1 ст. 7 ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", п. 4а р. 1 приложения 1 ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", п.п. 3.1.2 р. 1 гл. 2 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Таможенного союза N 299 от 28.05.2010.
Перечисленные нарушения не обеспечивают безопасность пищевых продуктов, представляют угрозу жизни и здоровью покупателей и могут привести к возникновению пищевых отравлений, кишечной токсикоинфекции.
Допущенное правонарушение является повторным.
05.09.2017 АО "Торговый дом "Перекресток" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением N 25.01431 о назначении административного наказания юридическому лицу от 05.09.2017, вынесенным Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по г. Москве в Восточном административном округе г. Москвы.
Указанное постановление исполнено 30.10.2017, что подтверждается платежным поручением N 42220.
Должностным лицом административного органа 31.01.2018 составлен протокол об административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении общества к административной ответственности.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулирует Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке таких продуктов, материалов и изделий.
В пункте 1 ст. 15 Федерального закона N 29-ФЗ предусмотрено, что предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность (п. 1 ст. 19 Федерального закона N 29-ФЗ).
Юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий (п. 2 ст. 19 Федерального закона N 29-ФЗ).
Гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольной продукции (товаров), включенной в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, установлены в Единых требованиях N 299 (п. 1.1 ст. 1 указанных требований).
Согласно п. 47 раздела 1 главы II Единых требований N 299 в пищевых продуктах не допускается наличие патогенных микроорганизмов и возбудителей паразитарных заболеваний, их токсинов, вызывающих инфекционные и паразитарные болезни или представляющих опасность для здоровья человека согласно данным Единым требованиям.
Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда определены СП 2.3.6.1066-01, разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации.
Факт несоблюдения правил товарного соседства, нарушение температурного режима хранения продукции, несоответствия реализуемой обществом продукции (полуфабрикаты мясные, рыба, салаты, масло), в том числе в части микробиологических показателей, административным органом установлен, подтвержден материалами дела.
Допущенные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что допущенные обществом нарушения не обеспечивают безопасность пищевых продуктов, представляют угрозу жизни и здоровью покупателей и могут привести к возникновению пищевых отравлений, кишечной токсикоинфекции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положения ст. 2.1 Кодекса заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом не нарушен.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество не является субъектом правонарушения в части микробиологических показаний в отношении мясных полуфабрикатов из цыплят бройлеров, поскольку нарушение допущено на стадии технологического процесса отклоняются исходя из следующего.
Общество как продавец может быть привлечено к административной ответственности по ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лишь в том случае, если административным органом будет доказано, что выявленные им нарушения технических регламентов произошли именно по вине продавца, то есть явились результатом конкретных неправомерных действий (бездействия) с его стороны.
Объективная сторона правонарушения, указанного в ч. 3 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в повторном совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Действительно, то обстоятельство, что общество реализует товар, не соответствующий требованиям Технических регламентов Таможенного союза по микробиологическим показателям, является недостаточным для квалификации его действий по ч. 3 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несоответствие реализуемого товара требованиям технических регламентов заключается в микробиологических показателях, то есть фактически допущено на стадии технологического процесса при изготовлении продуктов, ответственность за соблюдение которого несет изготовитель указанной продукции.
Вместе с тем, административным органом установлено и подтверждено материалами дела то, что названное несоответствие возникло в результате действий самого общества, выразившиеся в несоблюдении правил товарного соседства, нарушение норм складирования, совместное хранение сырых продуктов и готовой пищевой продукции, хранение продукции совместно с пищевыми отходами.
Хранение продукции с нарушением установленных производителем условий создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Указанное нарушение образует объективную сторону правонарушения, установленного ч. 3 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.05.2018 по делу N А40-30337/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.