г. Москва |
|
20 июля 2018 г. |
Дело N А40-192175/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей: |
Попова В.И., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Казанцева С.Ю.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2018 по делу N А40-192175/17, принятое судьей Г.Н. Папелишвили (шифр судьи 144-1771)
по заявлению АО "ТГБ" в лице конкурсного управляющего ГК "АСВ"
к ответчику: МИФНС N 46 по г. Москве,
третье лицо: Казанцев С.Ю.
о признании недействительной записи
при участии:
от заявителя: |
Новак Ю.А. по доверенности от 11.04.2018; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
Третьяков И.В. по доверенности от 03.02.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество БАНК "ТГБ" в лице конкурсного управляющего ГК "АСВ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 29.06.2017 г. N 288806А, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 7177747192418 от 29.06.2017 г. о государственной регистрации прекращении деятельности ООО "Гермес" в связи его ликвидацией и о признании незаконными действий ликвидатора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2018 г. требования удовлетворены частично. В удовлетворении требований АО БАНК "ТГБ" в лице конкурсного управляющего ГК "АСВ" о признании незаконными действий ликвидатора отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением в части признании незаконным решения МИФНС России N 46 по г. Москве от 29.06.2017 г. N288806А, заинтересованное лицо обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требованиях. Указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм и процессуального материального права.
Информация о принятии апелляционных жалоб вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебное заседание явился, жалобу не признал, просил оставить решение суда без изменений.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о дате, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица в судебное заседание явился.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Как следует из материалов дел и установлено судом первой инстанции решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2017 по делу N А40-53543/17-174-83 АО БАНК "ТГБ" признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов". Представителем конкурсного управляющего назначен Королев Г.Е., действующий на основании доверенности
В ходе инвентаризации имущества, а также имущественных и неимущественных прав конкурсным управляющим установлена задолженность ООО "Гермес", которое прекратило деятельность 29.06.2017 г. на основании решения N 288806А от 29.06.2017 г. в связи с ликвидацией.
Посчитав, что ликвидатору ООО "Гермес" на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса было известно или должно быть известно о не исполненных перед Банком обязательств, Банк обратился в суд первой инстанции.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции отметил, что ликвидатором в материалы регистрационного дела не представлено сведений об осуществлении действий по уведомлению Банка о ликвидации общества, а также о произведенных расчетах с ним.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях,
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Порядок ликвидации юридического лица определен в ст.ст. 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В соответствии с п. 4 ст. 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В нарушение требований ст. 63 Гражданского кодекса ликвидатор письменно не уведомил кредитора о ликвидации компании и не произвел расчета с ним. При этом апелляционный суд принимает во внимание, что согласно кредитному договору N 023/2015-02-кд от 07.04.2015 г. со стороны ООО "ГЕРМЕС" договор подписан Казанцевым С.Ю. В последствии ликвидационные проводил ООО ""ГЕРМЕС" проводил также Казанцев С.Ю., который не мог не знать о заключенном договоре и вероятных претензиях со стороны кредитора.
Учитывая изложенное, установленный ГК РФ порядок ликвидации юридического лиц не был соблюден.
Таким образом, исходя из положений пп. "а" и пп. "б" п.1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчет кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий о документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации.
В соответствии с Определением ВС РФ от 15.10.2015 N КГ15-7112, лицо, чьи права нарушены, может самостоятельно выбрать способ их защиты, а наличие альтернативных способов защиты не является достаточным основанием для отказа судом в удовлетворении таких требований.
Право на выбор способа судебной защиты принадлежит заявителям, которые, в том числе, вправе обжаловать решения регистрирующего общества о ликвидации юридического лица в случае, если полагают, что данное решение принято с нарушением закона.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 13 октября 2011 г. N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
С учетом вышеизложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности ООО "Гермес" в связи с ликвидацией внесена с нарушением норм Закона N 129-ФЗ, поскольку основана на недостоверных сведениях.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу в обжалуемой части законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.04.2018 по делу N А40-192175/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.