г. Москва |
|
18 июля 2018 г. |
Дело N А40-48263/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Вигдорчика Д.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу "САМТ-Фонд"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2018 по делу N А40-48263/2018, принятое судьей Головачевой Ю.Л. (119-86)
по заявлению: Федеральной службы по аккредитации
к некоммерческой организации "Фонд развития сертификации спецавтотранспорта, средств механизации и технологий выполнения работ в строительстве" ("САМТ-Фонд")
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 22.05.2018, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования Федеральной службы по Аккредитации (далее - Росаккредитация, заявитель) о привлечении Некоммерческой организации "Фонд развития сертификации спецавтотранспорта, средств механизации и технологий выполнения работ в строительстве" (далее - НО "САМТ-Фонд", ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.48 КоАП РФ, НО "САМТ-Фонд" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, организация обратилась с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Стороны, будучи уведомленными надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что на основании приказа Росаккредитации от 16.10.2017 N 182-П-ВВ "О проведении внеплановой выездной проверки" проведена внеплановая выездная проверка в отношении НО "САМТ-Фонд".
В ходе проведения проверки рассмотрен протокол сертификационных испытаний (экспертизы технической документации и результатов испытаний) от 21.08.2017 N 2870.4/344/24/17, выданный ИЛ "САМТ-Фонд" и подтверждающий соответствие двигателя FPT F2CFA613J*E требованиям Правил ЕЭК ООН N 24 "Единообразные предписания".
Протокол сертификационных испытаний (экспертизы технической документации и результатов испытаний) от 21.08.2017 N 2870.4/344/24/17 подписан иженером ИЛ СМТС (испытателем) Романовым П.А., утвержден Руководителем ИЛ СМТС Медведевым В.Ю.
В ходе проверки "САМТ-Фонд" также было представлено Руководство по качеству ИЛ "САМТ-Фонд" (РК ИЛ СМТС 01-07-2017, далее - РК ИЛ), утвержденное 01.08.2017 директором САМТ-Фонд Гриффом М.И. и руководителем ИЛ Медведевым В.Ю.
В силу пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 помимо Критериев аккредитации также утвержден перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации (далее - Перечень документов в области стандартизации).
Пунктом 17 Критериев аккредитации предусмотрено наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 23 критериев аккредитации.
Пунктом 23 Критериев аккредитации предусмотрено наличие разработанного лабораторией руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества, которое оформляется в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем лаборатории, скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).
Пунктом 18 Критериев аккредитации определена обязанность испытательной лаборатории соблюдать требования нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
Протокол сертификационных испытаний (экспертизы технической документации и результатов испытаний) от 21.08.2017 N 2870.4/344/24/17 в разделе "Результаты испытаний при установившемся режиме работы двигателя на испытательном стенде" содержит выводы, составленные по итогам проведения анализа технической документации и ранее проведенных испытаний.
Заключение, содержащееся в протоколе испытаний, содержит следующую информацию:
"При сертификационных испытаниях (экспертизе технической документации и результатов испытаний) ИЛ СМТС "САМТ-Фонд" установила, что двигатели FPT F2CFA613J*E соответствуют требованиям TP ТС 031/2012 (Приложение 1, таблица 1.1., Правила ЕЭК ООН N 24 (03)/ Пересмотр 2).".
Однако протокол сертификационных испытаний (экспертизы технической документации и результатов испытаний) от 21.08.2017 N 2870.4/344/24/17 не содержит в себе результатов испытаний, полученных непосредственно ИЛ при проведении испытаний в соответствии с Правилами ЕЭК ООН N 24.
Согласно акту отбора образцов по заявке от 11.04.2017 N 2392-СТС с целью проведения сертификационных испытаний продукции по показателям безопасности в соответствии с требованиями TP ТС 031/2012, оформленному 19.04.2017, ОС было отобрано две единицы продукции "дизельный двигатель типа FPT F2CFA614D*E, заводской N 16Н00140815" для испытаний, проведена идентификация одного образца.
В соответствии с направлением в аккредитованную испытательную лабораторию по заявке от 11.04.2017 N 2392-СТС образец был направлен в ИЛ с целью проведения испытаний для сертификации.
В соответствии с заключением по заявке от 11.04.2017 N 2392-СТС, оформленным 05.09.2017, ИЛ проведены испытания отобранных образцов продукции с выдачей протоколов сертификационных испытаний.
При этом установлено, что ИЛ не хранит документы, содержащие первичные технические записи, информацию о полученных результатах и условиях проведения испытаний, что не позволяет установить факт проведения ИЛ испытаний.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки руководителем ИЛ Медведевым В.Ю. дано объяснение о том, что первичные записи ведутся сотрудниками ИЛ на отдельных листах "в достаточном объеме для оформления протокола испытаний", а после оформления результатов испытаний в протокол технические записи уничтожаются.
Поскольку документы, содержащие первичные технические записи, содержащие информацию о полученных результатах испытаний, ИЛ "САМТ-Фонд" не представлены, установить факт проведения испытаний и контроля параметров окружающей среды в каждый из дней периода проведения испытаний, а также достоверность и объективность полученных в ходе испытаний результатов, невозможно.
Отсутствие записей о первичных результатах испытаний, свидетельствует об отсутствии системы обеспечения прослеживаемости испытаний и измерений, что не позволяет подтвердить наличие предусмотренного ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 фактора, гарантирующего правильность и надежность испытаний, установить объективность и достоверность результатов, полученных в ходе проведения испытаний, факт их проведения.
Таким образом, заключение, сделанное ИЛ о соответствии продукции требованиям TP ТС 031/2012 без фактического проведения испытаний свидетельствует о предоставлении ИЛ недостоверных результатов и необъективного заключения о соответствии продукции установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, правильность и надежность испытаний, проводимых лабораторией, определяется совокупностью факторов, среди которых в качестве самостоятельных указаны методики испытаний и оборудование.
При этом в силу пункта 5.5.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 лаборатория должна располагать оборудованием всех видов для отбора образцов, измерений и испытаний, требуемым для правильного проведения испытаний и/или калибровки (включая отбор проб, подготовку объектов испытаний и/или калибровки, обработку и анализ данных испытаний и/или калибровки).
Согласно Акту проверки от 17.11.2017 N 176-АВП в результате рассмотрения форм по оснащенности ИЛ средствами измерений, испытательным оборудованием и вспомогательным оборудованием и осмотра помещений ИЦ по адресам мест осуществления деятельности (105062, г. Москва, пер. Подсосенский, д. 7, стр. 4; 143345, Московская обл., Наро-Фоминский район, пос. Селятино, ул. Промышленная, дом 11/1, СТО "Спецавтотехника"; 142322, Московская обл., Чеховский район, село Новый Быт, территория складского комплекса АО "ЛОТРА", Дальняя стоянка (часть Бетонной испытательной дороги); 141007, Московская обл., г. Мытищи, ул. Хлебозаводская, д. 6) и выборочного анализа области аккредитации ИЛ установлено, что по месту осуществления деятельности в области аккредитации на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, ИЛ не располагает средствами измерений, испытательным оборудованием, вспомогательным оборудованием, а также иными средствами измерений, испытательным и вспомогательным оборудованием, иными материально-техническими средствами, включенными в формы по оснащенности ИЛ средствами измерений и испытательным оборудованием, необходимыми для реализации методов испытаний, включенных в утвержденную область аккредитации ИЛ.
В ходе рассмотрения форм по оснащенности ИЛ, а также проверки оснащенности ИЛ испытательным оборудованием, средствами измерений и вспомогательным оборудованием установлено, что не все оборудование можно однозначно идентифицировать в связи с тем, что оно не снабжено этикетками, содержащими наименование оборудования, наименование изготовителя, идентификацию типа и серийного номера или другую уникальную идентификацию. В некоторых случаях сотрудники ИЛ затруднялись в определении места нахождения заводского шильдика (таблички) с информацией, а сопроводительная документация на оборудование на местах его применения отсутствовала.
Таким образом, протокол сертификационных испытаний (экспертизы технической документации и результатов испытаний) от 21.08.2017 N 2870.6/344/24/17 выдан в отсутствие обеспеченности ИЛ средствами измерений, испытательным и вспомогательным оборудованием, а также иными материально-техническими средствами, необходимыми для определения устойчивости к воздействию внешних источников электромагнитного излучения и электромагнитной совместимости.
Пунктом 19 Критериев аккредитации установлено требование к наличию у работников (работника) лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, высшего образования, либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации; опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет; допуска к работам по проведению исследований (испытаний) и измерений, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости).
В ходе проверки на основании представленных документов, установлено, что часть сотрудников ИЛ, участвующих в проведении испытаний, не имеет высшего образования, либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации ИЛ, что свидетельствует о несоблюдении ИЛ "САМТ-Фонд" требований подпункта 5ЛЛ пункта 5Л ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 в части обеспечения правильности и надежности испытаний и/или калибровки, проводимых лабораторией, а именно - ненадлежащем определении человеческого фактора в соответствии с требованиями пункта 5.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009.
Помимо протокола испытаний от 21.08.2017 N 2870.4/344/24/17 должностными лицами Росаккредитации, проводившими проверку, также были рассмотрены протоколы испытаний от 21.08.2017 N 2870.6/344/24/17, N 2870.5/344/24/17, N 2870.4/344/24/17, N 2870.3/344/24/17, N 2870.2/344/24/17, N 2870.1/344/24/17 от 28.09.2017 N 2936/344/28/17, от 04.09.2017 N 2893/344/Тр/17, от 21.07.2017 N 2814.2/344/Тр/17, от 21.07.2017 N 2814.3/344/Тр/17, от 02.10.2017 N 2939/383/Тр/17, от 26.09.2017 N 2930/223/10/17, выданные с нарушениями установленных требований. Аналогичность и системность выявленных нарушений свидетельствует об отсутствии у сотрудников ИЛ достаточных навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации.
На основании выявленных несоответствий установлено несоблюдение "САМТ-Фонд" Критериев аккредитации при осуществлении своей деятельности, что свидетельствует о нарушении пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Учитывая вышеизложенные выводы и установленные Актом проверки от 17.11.2017 N 176-АВП обстоятельства, результаты испытаний, проведенных ИЛ "САМТ-Фонд" по местам осуществления деятельности, указанным в реестре аккредитованных лиц и отраженные в протоколе испытаний (экспертизы технической документации и результатов испытаний) от 21.08.2017 N 2870.4/344/24/17, являются недостоверными и необъективными, не отвечающими критериям правильности и надежности.
02.02.2018 Начальником Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации А.В. Стариковым в отсутствие представителя "САМТ-Фонд", извещенного в установленном законом порядке, был составлен протокол об административном правонарушении N 66/2018. Копия протокола направлена в адрес "САМТ-Фонд" почтовым отправлением.
Статьей 14.48 КоАП РФ установлено административная ответственность за представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
При таких данных, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ответчика события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.48 КоАП РФ.
Нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении Росаккредитацией государственного контроля за деятельностью аккредитованного лица не установлено.
Протокол об административном правонарушении от 02.02.2018 N 66/2018 составлен уполномоченным лицом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением требований ст. ст. 28.1, 28.2 КоАП РФ.
Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судами также не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.48 КоАП РФ, соблюден.
Размер штрафа назначен судом в пределах санкции ст. 14.48 КоАП РФ с учетом наличия отягчающих обстоятельств.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных требований правомерен.
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
В соответствии со ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.05.2018 по делу N А40-48263/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.