Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 октября 2018 г. N Ф03-4274/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
23 июля 2018 г. |
А04-1162/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Жолондзь Ж.В., Козлова Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жуком Д.А.
при участии в заседании:
от ОАО "Элегант": Сиваева Т.Н. представитель по доверенности от 06.03.2018 N 28АА 0936454.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Элегант"
на решение от 11.04.2018
по делу N А04-1162/2018
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чертыковым Н.А.
по иску Акционерного общества "Амурские коммунальные системы"
к Открытому акционерному обществу "Элегант"
об урегулировании разногласий по договору
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось Акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (далее - АО "Амурские коммунальные системы", истец) с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Элегант" (далее - ОАО "Элегант", ответчик) об урегулировании разногласий по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2018 N 174, изложить раздел N 1 и раздел N 2 Приложения N 8 к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2018 N 174 в редакции Акционерное общество "Амурские коммунальные системы".
Решением от 11.04.2018 Арбитражного суда Амурской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Элегант" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Амурской области от 11.04.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что истцом не был произведен расчет нормативов по составу сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения города Благовещенска для ОАО "Элегант", как абонента, использующего ЦСВ, а применен норматив допустимой концентрации веществ, установленный для АО "АКС", сбрасываемого сточные воды непосредственно в водный объект. Обращает внимание, что в обязанность истца входит наряду с приемом и транспортировкой, очистка принимаемых от абонентов сточных вод, поэтому применение к ОАО "Элегант" как абоненту, использующему ЦСВ, норм и правил, применяемых к организациям водоотведения, осуществляющих сброс сточных вод непосредственно в водные объекты, неприемлемо. Указывает на то, что расчеты показателей нормативов допустимых сбросов для абонентов АО "АКС", установленных приказом по предприятию N 675 от 04.09.2017, не представлено. Данный приказ подлежал признанию судом недействительным (статья 13 ГК РФ) и не подлежащим применению при рассмотрении спора. Обращает внимание на то, что в резолютивной части решения в разделе 2 из 31 пунктов нормативов указано 13 пунктов, что не соответствует выводу в мотивировочной части об удовлетворении требования истца в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда до его отложения представитель истца возражала против доводов заявителя, полагая жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением 03.07.2018 Шестого арбитражного апелляционного суда судебное заседание откладывалось на основании статьи 158 АПК РФ для предоставления истцом пояснений по расчету нормативов водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО "АКС".
Определением от 18.02.2018 председателя третьего судебного состава на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Ротаря С.Б., в связи с уходом в отставку, на судью Козлову Ж.В.
Рассмотрение жалобы начато сначала в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивала на ее удовлетворении. Дополнительно обращает внимание на установление для ОАО "Элегант" в приложении N 1 к договору допустимой концентрации по жирам - 0 мг/дм куб, что, объективно невозможно, с учетом вида деятельности ответчика, а также, по её мнению, не отвечает правилам логики, с учетом обязанности АО "АКС" производить очистку сброшенных в ЦСВ вод.
Истец в заседание суда не явился, уведомлен надлежащим образом, жалоба рассматривается в его отсутствие согласно статье 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда от 11.04.2018 проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "АКС" (организация водопроводно-канализационного хозяйствам) 17.11.2017 письмом N 867 направило в адрес ОАО "Элегант" (абонент) проект договора холодного водоснабжения и водоотведения на 2018 год N 174 от 01.01.2018 (получено 22.11.2017 вх.N 52).
Не согласившись с предложенной редакцией, ОАО "Элегант" направил в адрес АО "АКС" претензия от 22.12.2017 N 87 с протоколом разногласий к договору холодного водоснабжения и водоотведения N 174 (вх.10974 от 22.12.2017).
В свою очередь, АО "АКС" 17.01.2018 передал ОАО "Элегант" протокол согласования разногласий к спорному договору от 09.01.2018 (получен 17.01.2018 N 4), истец согласился с предложенной ответчиком редакцией подпункта "с" пункта 12, подпункта "д" пункта 13, подпункта "е" пункта 14, подпункта "т" пункта 14, подпункта "а" пункта 15, пункта 65, в тоже время, настаивал на своей редакции пункта 62 и Приложения N 8.
Письмом от 24.01.2018 N 6 ОАО "Элегант" отказалось от подписания протокола согласования разногласий от 09.01.2018.
В связи с не достижением согласия в части редакции Приложения N 8 к договору холодного водоснабжения и водоотведения N 174 от 01.01.2018, истец обратился в суд с настоящим заявлением.
Как видно из материалов дела и верно установлено судом, при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2018 N 174 между сторонами возник преддоговорный спор относительно редакции и включения в Приложение N 8 "Сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения" разделов N 1 "Нормативы водоотведения по составу сточных вод" и N2 "Максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения".
В разделе 2 Приложения N 8 к договору в редакции истца установлены максимально допустимые значения, предусмотренные Приложением N 5 к Правилам N 644:
- Взвешенные вещества - 300 мг/дм3;
- БПК5 - 300 мг/дм3;
- ХПК - 500 мг/дм3;
- Азот общий - 50 мг/дм3;
- Фосфор общий - 12 мг/дм3;
- Нефтепродукты - 10 мг/дм3;
- Хлор и хлорамины - 5 мг/дм3;
- Соотношение ХПК: БПК5 - 2,5;
- Фенолы - 5 мг/дм3;
- Сульфиды (S-H2S+S2-) - 1,5 мг/дм3;
- Сульфаты - 1000 мг/дм3;
- Хлориды - 1000 мг/дм3;
- Железо - 5 мг/дм3;
-Марганец - 1 мг/дм3;
- Медь - 1 мг/дм3;
-Цинк - 1-мг/дм3;
-Хром общий - 0,5 мг/дм3;
-Хром шестивалентный - 0,05 мг/дм3;
- Никель - 0,25 мг/дм3;
- Кадмий 0,015 мг/дм3;
- Свинец - 0,25 мг/дм3;
-Мышьяк- 0,05 мг/дм3;
-Ртуть - 0,005 мг/дм3;
-Водородный показатель (pH) - 6-9 единиц;
-Температура - +40 (гр.С);
- Жиры - 50 мг/дм3;
-ЛОС - 20 мг/дм3;
-СПАВ неионогенные - 10 мг/дм3;
-СПАВ анионные - 10 мг/дм3;
-Полихлорированные бифенилы (сумма ПХБ) - 0,001 мг/дм3.
В разделе N 1 - нормативы водоотведения, рассчитанные истцом в соответствии с Правилами N 167:
- Ион аммония - 5,16 мг/дм3;
- Нитрат-ион - 40 мг/дм3;
- Нитрит ион - 0,08 мг/дм3;
- БПК5 - 322 мг/дм3;
- Взв. вещества - 327 мг/дм3;
- Железо - 2,23 мг/дм3;
- Жиры - 0 мг/дм3;
- Кадмий 0,001 мг/дм3;
- Медь - 0,013 мг/дм3;
- Нефтепродукты - 2,16 мг/дм3;
- Никель - 0,085 мг/дм3;
- Свинец - 0,0055 мг/дм3;
- АПАВ - 5,39 мг/дм3;
- Сульфаты - 67,9 мг/дм3;
- Фенолы - 0,05 мг/дм3;
- Фосфат-ион - 1,39 мг/дм3;
- Формальдегид - 0,295 мг/дм3;
- Хлориды - 75 мг/дм3;
- Хром (+6) - 0,046 мг/дм3;
- Цинк - 0,087 мг/дм3.
Как следует из обстоятельств дела, ОАО "Элегант" не согласно со включением в приложение N 8 раздела N 1, содержащего нормативы водоотведения, установленные истцом. Согласно протоколу разногласий, предлагает исключить данный раздел из договора, раздел N 2 считать разделом N 1.
В силу ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Судом правильно указано, что отношения сторон в сфере водоснабжения и водоотведения регламентируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами осуществления контроля и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N525 (Правила N525), Правилами Пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации от 12.02.1999 N167 (Правила N167).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Согласно статье 15 Закона N 416-ФЗ, в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные названным Закона, перечень которых приведен в части 5 статьи 13 (для договора водоснабжения), в части 5 статьи 14 (для договора водоотведения). Для договора водоотведения к числу таких условий отнесены, помимо прочего, условия о местах и порядке отбора проб сточных вод, порядок доступа к местам отбора проб представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации; о порядке контроля за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и показателей декларации о составе и свойствах сточных вод (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются такие нормативы или лимиты), требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; о порядке обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации к канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам) и приборам учета сточных вод в целях определения объема отводимых сточных вод, их состава и свойств.
В силу пунктов 25, 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В силу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду, в том числе относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" признаны утратившими силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 Правил N 167, при этом пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167 сохраняют свое действие до настоящего времени.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 Постановления N 1310 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167;
- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ, наряду с порядком исчисления и взимания платы за их превышение, определяемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Из материалов дела следует и судом установлено, что АО "АКС" является уполномоченной организацией по установлению нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентам, осуществляющим сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения города Благовещенска (постановление Администрации города Благовещенска от 28.12.2016 N 4232).
В свою очередь, для АО "АКС" Приказом Амурского бассейнового управления N 05-07/148 от 02.06.2016 утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (р.Амур).
В соответствии с требованиями Правил N 167 АО "АКС" произвело расчет нормативов водоотведения (стоков) по составу сточных вод для абонентов АО "АКС" и утвердило их приказом от 04.09.2017 N 675, утвержденные показатели были опубликованы в официальном печатном издании города Благовещенск газете "Благовещенск" N 36 от 15.09.2017.
Включенные АО "АКС" в раздел N 1 показатели соответствуют установленным Приказом N 675 от 04.09.2017 предельно допустимым нормам.
Доводы заявителя о том, что АО "АКС" предусмотрело для своих абонентов нормативы концентраций веществ в сточных водах, принятых для него самого, как субъекта, сбрасывающего сточные воды непосредственно в водный объект (р.Амур), признаются необоснованными.
В дело представлен расчет допустимых концентраций веществ в сточных водах, произведенный истцом для абонентов АО "АКС", который осуществлен в соответствии с Порядком определения таковых, утвержденным Приказом МПР России от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей". Так, расчет допустимой концентрации загрязняющих веществ определен истцом на основе соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для истца природоохранными органами с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ при эксплуатации очистных сооружений биологической очистки города Благовещенска и расчетной концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в системы водоотведения г.Благовещенска по предусмотренным в Порядке формулам.
Определение показателя по жирам со значением "0" также осуществлено истцом в соответствии с Приложением N 4 к Приказу, на основе установленного для него Приказом N 05-07/148 норматива по жирам, равного "0", с учетом пункта 8 Приложения.
Как верно указано судом, доказательств признания приказа АО "АКС" от 04.09.2017 N 675 "Об утверждении нормативов водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО "АКС" недействительными материалы дела не содержат, полномочия АО "АКС" на утверждение данных нормативов отведения не оспорены, как не оспорены и не опровергнуты надлежащими доказательствами и контррасчетами примененные в расчете значения показателей в том числе, значения эффективности очистки сточных вод и расчетной концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих на очистные сооружения.
В связи с чем оснований для неприменения при рассмотрении спора Приказа N 675 от 04.09.2017 у суда не имелось.
При этом суд также верно исходил из того, что нормативы допустимых концентраций веществ в сточных водах являются едиными для всех абонентов истца, осуществляющих сброс сточных вод в централизованные системы водоотведения, обязанность по соблюдению которых относится и к ОАО "Элегант". Поэтому доводы заявителя о специфики деятельности общества (кафе), не могут быть приняты во внимание. Указанный вид деятельности ответчика возлагает на последнего обязанность производить очистку производственных и сточных вод до поступления в наружную канализационную сеть, в том числе, от жиров.
С учетом изложенного, разногласия судом разрешены обоснованно, в соответствии с требованиями законодательства, которым приняты разделы N 1 и N 2 Приложения N8 к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2018 N174 в редакции истца удовлетворив исковые требования АО "Амурские коммунальные системы".
Из мотивировочной части решения следует, что требование истца о принятии предложенной им его редакции Приложения N 8 к договору удовлетворено в полном объеме без каких-либо изъятий, об удовлетворении исковых требований истца указано и в резолютивной части решения суда, противоречия между резолютивной и мотивировочной частью отсутствуют.
При этом, то обстоятельство, что в разделе 2 "Максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения" из 31 показателя значатся только 13 первых по списку, свидетельствует о допущенной судом технической ошибки либо описки, которые могут быть устранены им, в том числе по заявлению участвующих в деле лиц, в порядке, предусмотренном статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя и уплачены им в полном объеме.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 11.04.2018 по делу N А04-1162/2018 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.