Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 ноября 2018 г. N Ф08-9433/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
23 июля 2018 г. |
дело N А53-35112/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Н.Н. Мисника, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
при участии:
от истца: представитель Попова И.А. по доверенности от 26.06.2018;
от ответчика: представитель Немерова Д.И. по доверенности от 28.06.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Висма"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.02.2018 по делу N А53-35112/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Еврологистик"
к закрытому акционерному обществу "Висма"
о взыскании задолженности,
принятое судьей Бутенко З.П.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Еврологистик" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к закрытому акционерному обществу "Висма" (далее - ответчик) о взыскании 6 899 382 рублей
55 копеек задолженности по оказанным услугам, связанным с предоставлением подвижного железнодорожного состава.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2018 заявленные требования удовлетворены. Суд посчитал доказанным факт оказания услуг по предоставлению вагонов и отклонил доводы ответчика о квалификации договора в качестве транспортной экспедиции.
ЗАО "Висма" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить, в иске отказать.
По мнению апеллянта, заключенный между сторонами договор является договором транспортной экспедиции, в связи с чем, истцом пропущен срок исковой давности при обращении в суд с данным требованием (1 год).
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика настаивал на позиции, указанной в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Еврологистик" (исполнитель) и ЗАО "Висма" (заказчик) заключен договор N 105-жд/К от 17.12.2010 г. на оказание услуг, связанных с предоставлением подвижного железнодорожного состава для перевозки грузов.
В соответствии с договором ООО "Еврологистик" обязалось по заявкам заказчика оказывать услуги по предоставлению подвижного состава (ж/д вагонов) под перевозку грузов по территории РФ, по направлениям, согласованным в приложениях к договору.
Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской республики от 10.12.2015 по делу А25-831/2015 в отношении ЗАО "Висма" введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской республики от 13.02.2017 по тому же делу ЗАО "Висма" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев. Конкурсным управляющим утвержден Маслов Игорь Николаевич.
Как указывает истец, после даты возбуждения производства по делу о банкротстве (10.12.2015) ООО "Еврологистик" ответчику оказаны услуги на общую сумму 6 899 382 рубля 55 копеек.
Указанные в расчете вагоны были раскредитованы, загружены на станции отправления Черкесск Северо-Кавказской железной дороги продукцией ЗАО "Висма" и отправлены на соответствующие станции назначения. Факт оказания услуг, а также факт их принятия заказчиком подтверждается транспортными железнодорожными накладными, а также подписанными сторонами актами, свидетельствующими о том, что услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
В соответствии с договором оплата должна была производиться в течение (трех) банковских дней со дня предоставления заказчику по факсу (электронной почте) счета на оплату по факту загрузки вагона на станции отправления.
По факту загрузки вагонов со стороны истца были выставлены счета, однако, оказанные услуги не были оплачены ответчиком в установленные соглашением сторон сроки, в связи с чем, за ответчиком образовалась задолженность в размере 6899382, 55 руб.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия с требованием оплаты задолженности.
Данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении иска ввиду следующего.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к верному выводу о квалификации заключенного между истцом и ответчиком договора в качестве договора возмездного оказания услуг.
Доводы апелляционной жалобы о квалификации спорного договора в качестве договора транспортной экспедиции и в этой связи об истечении срока исковой давности при обращении в суд с заявленными требованиями, отклоняются судебной коллегией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В статье 2 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Федеральный закон N 87-ФЗ) указано, что Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются: перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции); требования к качеству экспедиционных услуг; порядок оказания экспедиционных услуг.
Согласно пункту 5 указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Согласно пункту 7 тех же Правил экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции (пункт 8 Правил).
Указанные документы, позволяющие квалифицировать спорный договор в качестве транспортной экспедиции, в материалы дела не представлены.
Более того, из представленных в материалы дела транспортных накладных следует, что ответчик не выступал ни в качестве грузоотправителя, ни в качестве грузополучателя.
Следовательно, только исходя из этого, в силу п. 1 ст. 801 ГК РФ отношения сторон нельзя квалифицировать в качестве экспедиционных, поскольку заказчиком организации перевозки может быть только грузоотправитель или грузополучатель.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обязательства истца не являются ни услугами по перевозке груза, ни экспедиторскими услугами, хотя косвенно и связаны с перевозкой груза. Основной целью оказываемых услуг является предоставление железнодорожного состава для перевозки грузов.
Перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом (абзац 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ)).
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 2 Закона N 17-ФЗ оператор железнодорожного подвижного состава - юридическое лицо, имеющее вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров. Основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и
их взаимодействия с перевозчиками определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июля 2013 г. N 626, утвердившего Положение об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками операторы оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров оператора юридическим и физическим
лицам (далее - клиенты) для перевозки грузов железнодорожным транспортом любыми видами отправок.
Взаимодействие оператора и клиентов при предоставлении железнодорожных вагонов и контейнеров оператора осуществляется на основании заключаемого между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации договора, в который, в частности, включаются следующие сведения:
род железнодорожных вагонов и тип контейнеров, предоставляемых оператором клиенту;
вид груза, для перевозки которого предоставляются железнодорожные вагоны и контейнеры оператора;
требования к предоставляемым железнодорожным вагонам и контейнерам оператора;
цена договора и порядок оплаты оказанных услуг по договору;
порядок взаимодействия сторон в случае выявления технической неисправности железнодорожных вагонов и контейнеров оператора при подаче их под погрузку, а также в процессе перевозки груза;
состав и порядок представления клиентом документов, подтверждающих использование железнодорожных вагонов и контейнеров оператора в перевозочном процессе.
Указанный договор может включать элементы различных договоров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в зависимости от объема и характера оказываемых оператором услуг.
Из анализа заключенного между истцом и ответчиком договора, а также представленных в материалы дела перевозочных документов судебная коллегия пришла к выводу, что истец не организовывал для ответчика перевозку каких-либо грузов, а только предоставлял требуемые ответчиком железнодорожные вагоны.
Таким образом, срок обращения в суд с заявленными требованиями истцом пропущен не был и суд обоснованно удовлетворил предъявленный иск.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2018 по делу N А53-35112/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.