г. Пермь |
|
23 июля 2018 г. |
Дело N А50-8475/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от истца Муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Лысьвенский городской округ" "Теплоэнергоремонт" (ОГРН
1025901929294, ИНН 5918011573) - Жихор А.К., паспорт, доверенность от 08.01.2018 года;
от ответчика Муниципального образования "Лысьвенский городской округ в лице финансового управления администрации города Лысьвы (ОГРН 1025901932088, ИНН 5918002610) - Полиенко А.В., паспорт, доверенность от 17.07.2018;
от третьего лица Администрации города Лысьвы - Полиенко А.В., паспорт, доверенность от 06.04.2018;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика муниципального образования "Лысьвенский городской округ в лице финансового управления администрации города Лысьвы
на решение Арбитражного суда Пермского края от 20 апреля 2018 года
по делу N А50-8475/2018, принятое судьей Герасименко Т. С.
по иску Муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Лысьвенский городской округ" "Теплоэнергоремонт" (ОГРН
1025901929294, ИНН 5918011573)
к муниципальному образованию "Лысьвенский городской округ в лице финансового управления администрации города Лысьвы (ОГРН 1025901932088, ИНН 5918002610)
третьи лица: Администрация города Лысьвы, Муниципальное казенное учреждение "Департамент управления инфраструктуры администрации города Лысьвы"
о взыскании убытков.,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Лысьвенский городской округ" "Теплоэнергоремонт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Муниципальному
образованию "Лысьвенский городской округ в лице финансового управления администрации города Лысьвы (далее - ответчик) о взыскании убытков 2 044 809,92 руб., в том числе 1 991 684,70 - убытки в виде недоплаченной субсидии на перевооружение котельной, 20066,22 - неустойка, взысканная с истца судебным актом в пользу исполнителя по госконтракту, 33 059 - расходы по уплате госпошлины по делу в рамках дела по взысканию задолженности в пользу исполнителя по госконтракту (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20 апреля 2018 года исковые требования частично удовлетворены, с Муниципального образования "Лысьвенский городской округ в лице финансового управления администрации города Лысьвы за счет средств местной казны в пользу Муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Лысьвенский городской округ" "Теплоэнергоремонт" взысканы убытки в сумме 1 991 684 рублей 70 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить части удовлетворения исковых требований и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем бюджетных средств является МКУ "ДУИ администрации города Лысьва"; отсутствие ассигнований в бюджете Лысьвенского городского округа является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении субсидии; истцом не доказан размер убытков.
Истцом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика и третьего лица Администрации города Лысьвы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, Муниципальное казенное учреждение "Департамент управления инфраструктуры администрации города Лысьвы" надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. До начала судебного заседания в суде апелляционной инстанции третьим лицом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17 июля 2017 г. между Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования "Лысьвенский городской округ" "Теплоэнергоремонт" и Муниципальным казенным учреждением "Департамент управления инфраструктуры администрации города Лысьвы" было заключено соглашение N 1 о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений на техническое перевооружение котельной, расположенной по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Садовая, 32 (далее - Соглашение).
Согласно п. 1 соглашения предметом соглашения является предоставление из бюджета Лысьвенского городского округа субсидии на осуществление капитальных вложений на техническое перевооружение котельной, расположенной по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Садовая, 32.
В соответствии с условиями соглашения его заключение и предоставление субсидий осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Администрации города Лысьвы Пермского края от 09.09.2014 N 1839.
Пунктом 3.2 заключенного соглашения установлено, что размер предоставляемой по соглашению из бюджета Лысьвенского городского округа субсидии в 2017 году составляет 1 991 684,70 руб.
Истец, указывая, что им понесены затраты на техническое перевооружение котельной, при этом стоимость работ взыскана с него в пользу исполнителя по госконтракту, полагает, что у ответчика возникла обязанность возместить ему соответствующую сумму субсидии, а также взысканной с истца неустойки и судебных расходов.
Полагая, что данная сумма, является для него убытками, причиненными по вине ответчика, обратился в суд с настоящим иском, поскольку в добровольном порядке ответчик и третьи лица его требования не удовлетворили.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что истец, осуществив капитальные вложения в перевооружение муниципального имущества - котельной, имел право на получение соответствующей субсидии ( в размере 1 991 684,70 в 2017 году), в связи с чем с ним было заключено соответствующее соглашение о предоставлении субсидии.
В обоснование доводов заявитель жалобы ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем бюджетных средств является МКУ "ДУИ администрации города Лысьва"; отсутствие ассигнований в бюджете Лысьвенского городского округа является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении субсидии; истцом не доказан размер убытков.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При рассмотрении споров о взыскании убытков подлежит обязательному доказыванию совокупность следующих обстоятельств: противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, наличие убытков на стороне потерпевшего, причинная связь между противоправным поведением и убытками, вина причинителя вреда в причинении убытков.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 ГК РФ).
Заявитель жалобы ссылается на то, что главным распорядителем денежных средств является МКУ "ДУИ администрации города Лысьва", а, следовательно, и надлежащим ответчиком по делу является Муниципальное образование "Лысьвенский городской округ" в лице МКУ "ДУИ администрации города Лысьва".
Указанный довод был исследован и обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку в Правилах осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности Лысьвенского городского округа за счет средств бюджета Лысьвенского городского округа утверждены Постановлением администрации города Лысьвы от 9 сентября 2014 г. N 1839,
а также в Соглашении N 1 от 17 июля 2017 г. О порядке и условиях предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений на техническое перевооружение котельной "Садовая 301" из бюджета Лысьвенского городского округа" прямо не указано, какой именно орган является главным распорядителем соответствующих средств.
При этом, в соответствии с Положением о финансовом управлении администрации города Лысьвы, утвержденным решением Думы Лысьвенского городского округа от 17.12.2012 N 238, финансовое управление является функциональным органом администрации муниципального образования, осуществляющим управление в сфере финансов, бюджетного процесса в районе, исполнение бюджета муниципального района, контроль за соблюдением бюджетного законодательства главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета муниципального района и другими участниками бюджетного процесса.
Согласно п. 3.37 названного положения Финансовое управление организует работу по исполнению судебных актов по искам к муниципальному образованию в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Финансовое управление администрации города Лысьвы уполномочено выступать от имени Муниципального образования "Лысьвенский городской округ", на который возложена обязанность возмещения за счет средств местной казны.
По существу спора, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований истца в заявленном размере за счет средств местной казны, при этом обоснованно руководствовался следующим.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств бюджета субъекта РФ предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу п. 4 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Как указано выше, Правила осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности Лысьвенского городского округа за счет средств бюджета Лысьвенского городского округа утверждены Постановлением администрации города Лысьвы от 9 сентября 2014 г. N 1839 (далее - Правила).
Согласно п.3.1. Правил субсидии предоставляются организациям в размере средств, предусмотренных актом (решением), в пределах бюджетных средств, предусмотренных бюджетом Лысьвенского городского округа на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке получателю средств бюджета Лысьвенского городского округа на цели предоставления субсидий.
Пунктом 3.2. Правил предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется в соответствии с соглашением, заключенным между главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию организациям, и организацией (далее - соглашение о предоставлении субсидий) на срок, не превышающий срок действия утвержденных получателю средств бюджета Лысьвенского городского округа, предоставляющему субсидию, лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
При этом согласно п. 3.3. Правил соглашение о предоставлении субсидии должно содержать в том числе: цель предоставления субсидии и ее объем с распределением по годам в отношении каждого объекта с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения объекта, рассчитанной в ценах соответствующих лет стоимости объекта (сметной или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства муниципальной собственности Лысьвенского городского округа либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность), соответствующих акту (решению), а также с указанием общего объема капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения, в том числе объема предоставляемой субсидии, соответствующего акту (решению); положения, устанавливающие права и обязанности сторон соглашения о предоставлении субсидии, и порядок их взаимодействия при реализации соглашения о предоставлении субсидии; условие о соблюдении организацией при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; положения, устанавливающие обязанность муниципального автономного учреждения и муниципального унитарного предприятия по открытию в финансовом управлении администрации города Лысьвы лицевого счета по получению и использованию субсидий; обязательство муниципального унитарного предприятия осуществлять эксплуатационные расходы, необходимые для содержания объекта после ввода его в эксплуатацию (приобретения), без использования на эти цели средств бюджета Лысьвенского городского округа; обязательство муниципального бюджетного учреждения или муниципального автономного учреждения осуществлять эксплуатационные расходы, необходимые для содержания объекта после ввода его в эксплуатацию (приобретения), за счет средств, предоставляемых из бюджета Лысьвенского городского округа, в объеме, не превышающем размер соответствующих нормативных затрат, применяемых при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ); порядок и сроки перечисления субсидии, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидии на лицевой счет, открытый в финансовом управлении администрации города Лысьвы; положения, устанавливающие право получателя средств бюджета Лысьвенского городского округа, предоставляющего субсидию, финансового управления, контрольно-счетной палаты на проведение проверок соблюдения организацией условий, установленных соглашением о предоставлении субсидии; порядок возврата организацией средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года перечисленной ей в предшествующем финансовом году субсидии в случае отсутствия решения получателя средств бюджета Лысьвенского городского округа, предоставляющего субсидию, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии на капитальные вложения, указанного в пункте 3.6 настоящих Правил; порядок возврата сумм, использованных организацией, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения целей и условий, определенных соглашением о предоставлении субсидии; положения, предусматривающие приостановление предоставления субсидии либо сокращение объема предоставляемой субсидии в связи с нарушением организацией условия о софинансировании капитальных вложений в объекты за счет иных источников финансирования; порядок и сроки представления организацией отчетности об использовании субсидии; случаи и порядок внесения изменений в соглашение о предоставлении субсидии, в том числе в случае уменьшения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателю средств бюджета Лысьвенского городского округа ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, а также случаи и порядок досрочного прекращения соглашения о предоставлении субсидии.
Истец, осуществив капитальные вложения в перевооружение муниципального имущества - котельной, имел право на получение соответствующей субсидии ( в размере 1 991 684,70 в 2017 году), в связи с чем с ним было заключено соответствующее соглашение о предоставлении субсидии.
Расчет суммы субсидии (расчет, переписка, договор выполнения проектных работ с техническим заданием, локальные сметные расчеты, государственный контракт, постановление Администрации города Лысьвы от 21.07.2017 о даче одобрения на совершение крупной сделки, судебный акт по делу N А50-4811/2018) представлены истцом в материалы дела и ответчиком не опровергнуты.
Учитывая вышеизложенное, отклоняется довод заявителя жалобы о том, что истцом не доказан размер убытков. Какого-либо контррасчета размера убытков ответчик в материалы дела не представил.
Довод заявителя жалобы о том, что отсутствие ассигнований в бюджете Лысьвенского городского округа является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении субсидии, был верно отклонен судом первой инстанции, поскольку субсидии на указанные цели были определены в размере
13,397,0 тыс.рублей в соответствии с Решением Лысьвенской городской Думы от 15.12.2016 г. N 1554 "О бюджете Лысьвенского городского округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", и согласно реестру заявок на расход за 2017 год, на момент заключения соглашения с истцом, денежные средства в бюджете города имелись.
Таким образом, материалами дела подтверждены основания для взыскания с ответчика убытков в сумме 1 991 684,70 руб.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Пермского края от 20 апреля 2018 года по делу N А50-8475/2018 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 апреля 2018 года по делу N А50-8475/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.