г. Красноярск |
|
23 июля 2018 г. |
Дело N А33-29859/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" июля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
от ответчика (Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю) - Чевелевой О.П., представителя по доверенности от 26.09.2017 N ДВ-62676,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" апреля 2018 года по делу N А33-29859/2017, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
публичное акционерное общество (ПАО) "Красноярскэнергосбыт" ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю ИНН 2466127415, ОГРН 1052466033608 (далее - управление) о признании недействительным предписания от 16.10.2017 N 4988/с об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства о защите прав потребителей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "24" апреля 2018 года отказано в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт о признании оспариваемого предписания недействительным.
В апелляционной жалобе общество приводит следующие доводы:
- общество считает предписание N 4988/с от 16.10.2017 незаконным, поскольку оно частично дублирует ранее выданное предписание N2217/с от 04.05.2017, которое исполнено в полном объеме;
- обжалуемое предписание не содержит требований о том, каким образом обязательная информация должна быть доведена до потребителей, в каком объеме и в каком виде информация должна быть представлена, поэтому оспариваемое предписание не соответствует критерию исполнимости.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
ПАО "Красноярскэнергосбыт" уведомлено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей общества.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Должностным лицом управления на основании распоряжения от 21.08.2017 N 4732 проведена внеплановая выездная проверка в связи с истечением срока исполнения предписания от 04.05.2017 N 2217/с.
По результатам проверки составлен акт проверки от 16.10.2017 N 4929/409Пр, управлением обществу выдано предписание от 16.10.2017 N4988/с.
Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность прекратить следующие нарушения:
- статей 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), подпунктов "н", "з" пункта 19, подпункта "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившееся в оказании потребителям коммунальных услуг при отсутствии информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации;
- статьи 16 Закона N 2300-1, статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), выразившееся во включении условий, ущемляющих права потребителя в договоры энергоснабжения индивидуальных жилых домов (договоры, регулирующие отношения по предоставлению коммунальной услуги электроснабжения собственникам и пользователям жилых домов), а именно пункта 7.1, предусматривающего право общества применять тарифы на электрическую энергию и на оказываемые услуги с даты вступления в силу соответствующего решения Региональной энергетической комиссии Красноярского края без предварительного уведомления потребителя.
Согласно предписанию об его выполнении необходимо сообщить в срок до 20.11.2017 путем предоставления в адрес управления письменной информации об устранении нарушений, в том числе документов, подтверждающих доведение до сведения потребителей, заключивших отраженные в предписании договоры, информации о том, что перечисленные в настоящем предписании условия договоров ущемляют права потребителей и являются недействительными, а также документов, характеризующих действия общества, направленные на приведение договоров в соответствие с требованиями действующего законодательства о защите прав потребителей, информирование потребителей.
Заявитель оспорил указанное предписание в судебном порядке, указывая на выполнение в полном объеме ранее выданного предписания, исполнение которого было предметом внеплановой выездной налоговой проверки, а также на неисполнимость оспариваемого предписания.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя управления и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого предписания недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.11.2001 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом N 2300-1 и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Закона N 2300-1 в силу абзаца 1 преамбулы к нему регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Частью 1 статьи 1 Закона N 2300-1 установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Статья 422 ГК РФ предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Судом первой инстанции установлено, что ПАО "Красноярскэнергосбыт" с потребителями заключены:
- договоры энергоснабжения индивидуального жилого дома N 022-4034 от 27.09.2016 (с Красновой Г.И.); N 022-3762 от 28.06.2016 (с Патюковой И.В.); N 022-4001 от 14.09.2016 (с Аникиной Л.Ю.); N 022-3812 от 13.07.2016 (с Ивановым О.Н.); N 2142 от 21.11.2016 (с Тигуновой И.А.); N 2166 от 21.11.2016 (с Кошман М.В., Кошман С.Е.); N 537 от 13.02.2017 (с Валегжаниным А.В.); N 2377 от 01.12.2016 (с Развязной О.Н.); N 76 от 20.01.2017 (с Попковой О.И.); N 15 от 07.11.2016 (с Радионовым К.С. лицевой счет 145723038591), N 10 от 1006.2016 (с Зенцовым И.Б. лицевой счет 142063300320); N 131700807450 от 17.02.2017 (с Ширяевым С.Ю.);
- договор управления многоквартирным домом от 06.07.2016 N 1204 (потребитель Нефедов А.А.).
Оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность по прекращению следующих нарушений:
- нарушение статей 8, 10 Закона N 2300-1, подпунктов "н", "з" пункта 19, подпункта "п" пункта 31 Правил N 354, выразившееся в оказании потребителям коммунальных услуг при отсутствии информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, а именно:
коммунальная услуга электроснабжения оказывается ПАО "Красноярскэнергосбыт" потребителям без предоставления:
1. В договоре энергоснабжения индивидуального жилого дома N 022-4034 от 27.09.2016 (с Красновой Г.И.); N 022-3762 от 28.06.2016 (с Патюковой И.В.); N 022-4001 от 14.09.2016 (с Аникиной Л.Ю.); N 022-3812 от 13.07.2016 (с Ивановым О.Н.); N 2142 от 21.11.2016 (с Тигуновой И.А.); N 2166 от 21.11.2016 (с Кошман М.В., Кошман С.Е.); N 537 от 13.02.2017 (с Валегжаниным А.В.); N 2377 от 01.12.2016 (с Развязной О.Н.); N 76 от 20.01.2017 (с Попковой О.И.); N 15 от 07.11.2016 (с Радионовым К.С. лицевой счет 145723038591), N 10 от 1006.2016 (с Зенцовым И.Б. лицевой счет 142063300320); N 131700807450 от 17.02.2017 (с Ширяевым С.Ю.) следующей обязательной информации:
- о порядке установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядке изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- о месте нахождения организации, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
- о наименованиях, адресах и телефонах органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг;
- об адресах диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя (договоры N 022-4034 от 27.09.2016 (с Красновой Г.И.); N 022-3762 от 28.06.2016 (с Патюковой И.В.); N 022-4001 от 14.09.2016 (с Аникиной Л.Ю.); N 022-3812 от 13.07.2016 (с Ивановым О.Н.); N 2142 от 21.11.2016 (с Тигуновой И.А.); N 2166 от 21.11.2016 (с Кошман М.В., Кошман С.Е.); N 537 от 13.02.2017 (с Валегжаниным А.В.); N 2377 от 01.12.2016 (с Развязной О.Н.); N 76 от 20.01.2017 (с Попковой О.И.); N 15 от 07.11.2016 (с Радионовым К.С. лицевой счет 145723038591), N 10 от 10.06.2016 (с Зенцовым И.Б. лицевой счет 142063300320); N 131700807450 от 17.02.2017 (с Ширяевым С.Ю.);
- о номерах телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя (договоры N 2166 от 21.11.2016 (с Кошман М.В., Кошман С.Е.); N 537 от 13.02.2017 (с Валегжаниным А.В.); N 2377 от 01.12.2016 (с Развязной О.Н.); N 76 от 20.01.2017 (с Попковой О.И.); N 15 от 07.11.2016 (с Радионовым К.С. лицевой счет 145723038591), N 10 от 10.06.2016 (с Зенцовым И.Б. лицевой счет 142063300320); N 131700807450 от 17.02.2017 (с Ширяевым С.Ю.).
2. В договоре от 06.07.2016 N 1204управления многоквартирным домом, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг (потребитель Нефедов А.А.), обязательной информации о дате установки (введения в эксплуатацию) приборов учета; об установленном сроке проведения их очередной поверки.
- статьи 16 Закона N 2300-1, статьи 422 ГК РФ, выразившееся во включении условий, ущемляющих права потребителей в договоры энергоснабжения индивидуальных жилых домов (договоры, регулирующие отношения по предоставлению коммунальной услуги электроснабжения собственникам и пользователям жилых домов), имеющих идентичное содержание, заключенные с Развязной О.Н. (договор N 2377 от 01.12.2016, лицевой счет N 185160952330), Валегжаниным А.В. (договор N 537 от 13.02.2017, лицевой счет N 184010532020), Кошман М.В. (Кошман С.Е.) (договор N 2166 от 21.11.2016, лицевой счет N 182003011470), Попковой О.И. (договор N 76 от 20.01.2017, лицевой счет N 181002025290), Тигуновой И.А. (договор N 2142 от 21.11.2016, лицевой счет N 186190380000), с Красновой Г.И. (договор N 022-4034 от 27.09.2016), с Патюковой И.В. (договор N 022-3762 от 28.06.2016), с Аникиной Л.Ю. (договор N 022-4001 от 14.09.2016), с Ивановым О.Н. (договор N 022-3812 от 13.07.2016), а именно:
- пункта 7.1., предусматривающий право ПАО "Красноярскэнергосбыт" применять тарифы на электрическую энергию и на оказываемые услуги с даты вступления в силу соответствующего решения Региональной энергетической комиссии Красноярского края, без предварительного уведомления потребителя (пункта 2.1.8. договора энергоснабжения, направленного для подписания вышеуказанным потребителям в рамках выполнения требования предписания от 04.05.2017 N 2217/с, согласно которому гарантирующий поставщик обязан доводить до сведения потребителя информацию об изменении регулируемых цен (тарифов) путем размещения в клиентских офисах, а также путем размещения соответствующей информации на сайте гарантирующего поставщика (http//krsk-sbit.ru).
В целях устранения нарушений обязательных требований обществу надлежит довести до сведения потребителей в договоре энергоснабжения индивидуального жилого дома N 022-4034 от 27.09.2016 (с Красновой Г.И.); N 022-3762 от 28.06.2016 (с Патюковой И.В.); N 022-4001 от 14.09.2016 (с Аникиной Л.Ю.); N 022-3812 от 13.07.2016 (с Ивановым О.Н.); N 2142 от (с Тигуновой И.А.); N 2166 от 21.11.2016 (с Кошман М.В., Кошман С.Е.); N 537 от 13.02.2017 (с Валегжаниным А.В.); N 2377 от 01.12.2016 (с Развязной О.Н.); N 76 от 20.01.2017 (с Попковой О.И.); N 15 от 07.11.2016 (с Радионовым К.С. лицевой счет 145723038591), N 10 от 10.06.2016 (с Зенцовым И.Б. лицевой счет 142063300320); N 131700807450 от 17.02.2017 (с Ширяевым СЮ.) следующую обязательную информацию:
- о порядке установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядке изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- о месте нахождения организации, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
- о наименованиях, адресах и телефонах органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг;
- об адресах диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя (договоры N 022-4034 от 27.09.2016 (с Красновой Г.И.); N 022-3762 от 28.06.2016 (с Патюковой И.В.); N 022-4001 от 14.09.2016 (с Аникиной Л.Ю.); N 022-3812 от 13.07.2016 (с Ивановым О.Н.); N 2142 от 21.11.2016 (с Тигуновой И.А.); N 2166 от 21.11.2016 (с Кошман М.В., Кошман С.Е.); N 537 от 13.02.2017 (с Валегжаниным А.В.); N 2377 от 01.12.2016 (с Развязной О.Н.); N 76 от 20.01.2017 (с Попковой О.И.); N 15 от 07.11.2016 (с Радионовым К.С. лицевой счет 145723038591), N 10 от 10.06.2016 (с Зенцовым И.Б. лицевой счет 142063300320); N 131700807450 от 17.02.2017 (с Ширяевым С.Ю.);
- о номерах телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя (договоры N 2166 от 21.11.2016 (с Кошман М.В., Кошман С.Е.); N 537 от 13.02.2017 (с Валегжаниным А.В.); N 2377 от 01.12.2016 (с Развязной О.Н.); N 76 от 20.01.2017 (с Попковой О.И.); N 15 от 07.11.2016 (с Радионовым К.С. лицевой счет 145723038591), N 10 от 10.06.2016 (с Зенцовым И.Б. лицевой счет 142063300320); N 131700807450 от 17.02.2017 (с Ширяевым С.Ю.).
Указанную информацию направить потребителям Красновой Г.И., Патюковой И.В., Аникиной Л.Ю., Иванову О.Н., Тигуновой И.А., Кошман М.В., Кошман С.Е., Валегжанину А.В., Развязной О.Н., Попковой О.И., Радионову К.С., Зенцову И.Б., Ширяеву С.Ю. способом, подтверждающим ее получение (лично под подпись, заказным письмом с уведомлением либо иным доступным способом); осуществить меры по приведению вышеуказанных договоров в соответствие с требованиями законодательства.
В договоре от 06.07.2016 N 1204 управления многоквартирным домом с потребителем Нефедовым А.А. указать обязательную информацию о дате установки (введения в эксплуатацию) приборов учета; об установленном сроке проведения их очередной поверки. Указанную информацию направить потребителю Нефедову А.А. способом, подтверждающим ее получение (лично под подпись, заказным письмом с уведомлением либо иным доступным способом).
Довести до сведения потребителей Развязной О.Н., Валегжанина А.В., Кошман М.В., Кошман С.Е., Попковой О.И., Тигуновой И.А., Красновой Г.И., Патюковой И.В., Аникиной Л.Ю., Иванова О.Н., заключивших договоры энергоснабжения индивидуальных жилых домов (номера и даты указаны выше), информацию о том, что условие пункта 7.1., предусматривающее право ПАО "Красноярскэнергосбыт" применять тарифы на электрическую энергию и на оказываемые услуги с даты вступления в силу соответствующего решения Региональной энергетической комиссии Красноярского края, без предварительного уведомления потребителя (пункта 2.1.8. договора энергоснабжения, направленного для подписания вышеуказанным потребителям в рамках выполнения требования предписания от 04.05.2017 N 2217/с, согласно которому гарантирующий поставщик обязан доводить до сведения потребителя информацию об изменении регулируемых цен (тарифов) путем размещения в клиентских офисах, а также путем размещения соответствующей информации на сайте гарантирующего поставщика(http//krsk-sbit.ru), ущемляет права потребителей и является недействительным в силу закона.
Указанную информацию направить потребителям Развязной О.Н., Валегжанину А.В., Кошман М.В., Кошман С.Е., Попковой О.И., Тигуновой И.А., Красновой Г.И., Патюковой И.В., Аникиной Л.Ю., Иванову О.Н., способом, подтверждающим ее получение (лично под подпись, заказным письмом с уведомлением либо иным доступным способом), а также принять меры по приведению договора в соответствие с требованиями действующего законодательства, исключив условие, ущемляющее права потребителей.
В соответствии со статьей 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 данной статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно статье 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
Подпунктами "з" и "н" пункта 19 Правил N 354 предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать следующую информацию:
з) сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета;
н) порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
Подпунктом "п" пункта 31 Правил N 354 определено, что исполнитель обязан:
- предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг) следующую информацию:
- сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
- адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
- размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
- информацию о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета, а также сведения о такой организации, включая ее наименование, место нахождения и контактные телефоны;
- наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
Таким образом, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать нормативно определенные сведения, а исполнитель обязан предоставить потребителю путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, соответствующие сведения.
Факт предоставления коммунальных услуг заявителем не оспаривается, следовательно, ПАО "Красноярскэнергосбыт" обязано соблюдать законодательно установленные требования к информации для потребителей, подлежащей отражению в договоре о предоставлении коммунальных услуг.
Судом установлено, что указанные требования законодательства обществом не соблюдены. Необходимая информация, подлежащая обязательному отражению в договорах энергоснабжения индивидуального жилого дома, а также в договоре управления многоквартирным домом, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, не содержится.
При заключении договора включение в него положений, противоречащих Закону от N 2300-1, ГК РФ, является недопустимым и нарушает права потребителя, как экономически более слабой стороны в правоотношении, на заключение договора на условиях, соответствующих закону.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
По пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. При этом изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 68 Правил N 354 информация об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В нарушение указанных норм в договоры энергоснабжения индивидуальных жилых домов, имеющие идентичное содержание, заключенные с Развязной О.Н. (договор N 2377 от 01.12.2016, лицевой счет N 185160952330), Валегжаниным А.В. (договор N 537 от 13.02.2017, лицевой счет N 184010532020), Кошман М.В. (Кошман С.Е.) (договор N 2166 от 21.11.2016, лицевой счет N 182003011470), Попковой О.И. (договор N 76 от 20.01.2017, лицевой счет N 181002025290), Тигуновой И.А. (договор N 2142 от 21.11.2016, лицевой счет N 186190380000), с Красновой Г.И. (договор N 022-4034 от 27.09.2016), с Патюковой И.В. (договор N 022-3762 от 28.06.2016), с Аникиной Л.Ю. (договор N 022-4001 от 14.09.2016), с Ивановым О.Н. (договор N 022-3812 от 13.07.2016); включено условие, ущемляющее права потребителя, а именно условие пункта 7.1., предусматривающее право ПАО "Красноярскэнергосбыт" применять тарифы на электрическую энергию и на оказываемые услуги с даты вступления в силу соответствующего решения Региональной энергетической комиссии Красноярского края, без предварительного уведомления потребителя.
Таким образом, суд пришел к верному выводу, что пункт 7.1. указанных договоров не соответствует правовым нормам и ущемляет права потребителей.
Приведенные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 16.10.2017 N 4929/409Пр, вышеназванными договорами.
Довод заявителя о выполнении им ранее выданного предписания от 04.05.2017 N 2217/с обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку оспариваемое предписание выдано в связи с неисполнением заявителем предписания от 04.05.2017 N 2217/с, что явилось основанием для возбуждения в отношении ПАО "Красноярскэнергосбыт" дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5. КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 92 в Центральном районе г. Красноярска от 22.11.2017 по делу N 5-616/2017/92 ПАО "Красноярскэнергосбыт" признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 19.5. КоАП РФ в связи с неисполнением предписания от 04.05.2017 N 2217/с.
Заявитель документально не подтвердил исполнение предписания от 04.05.2017 N 2217/с путем внесения соответствующих изменений в договоры энергоснабжения индивидуального жилого дома, управления многоквартирным домом.
Пункт 3.2.10. договоров не содержит всей необходимой информации, предусмотренной Правилами N 354 (отсутствует информация о порядке, сроках оформления акта проверки; порядке разрешения спора относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и т.д.); пункт 2.1.7 договоров энергоснабжения также не содержит указанную информацию, а отсылает потребителей к Правилам N 354.
Наличие в пункте 3.2.9. договоров ссылки на интернет-сайт гарантирующего поставщика не свидетельствует о выполнении соответствующих требований ранее выданного предписания; приложение N 1 к договору, на которое ссылается заявитель, не содержит сведений о месте нахождения организации; о наименованиях, адресах и телефонах органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг; об адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя.
Указание в подразделе "Иные контактные данные" раздела 11 договоров на Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края со ссылкой на ее интернет-сайт не свидетельствует о том, что именно указанная служба является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением Правил N 354, об указании ее адреса, телефонов.
Размещение в разделе 11 договоров информации о юридическом адресе ПАО "Красноярскэнергосбыт", номерах телефонов контактного центра при отсутствии в указанном разделе сведений об адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы общества не свидетельствуют об исполнении ранее выданного предписания в изложенной части.
Из имеющего в деле проекта договора от 17.02.2017 N 131700807450, представленного в ходе проверки, направленного потребителю Ширяеву С.Ю., следует, что в проекте договора указаны сведения о почтовом адресе филиала сетевой организации: г. Лесосибирск, ул. Пионерская, 10.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Однако, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, о месте нахождения АО "КрасЭКо" г. Красноярск, ул. Деповская, д. 15, в проекте договора, направленного потребителю Ширяеву С.Ю., отсутствуют.
Указание почтового адреса филиала организации, которая не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета, не свидетельствует о выполнении обязанности, предусмотренной подпунктом "п" пункта 31 Правил N 354.
В иных перечисленных в предписании договорах указание на какие-либо адреса организации, которая не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета, не содержится.
Согласно пункту 105 Правил N 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Требование рассматриваемого предписания о размещении в договорах энергоснабжения информации об адресах, номерах телефонов аварийной, аварийно-диспетчерской службы, является исполнимым, поскольку доказательства невозможности создания заявителем таких служб при условии оказания им коммунальных услуг и наличии нормативно установленной обязанности в материалах дела отсутствуют, апелляционному суду также не представлены.
Суд соглашается, что формулировка "контактный центр" не обеспечивает доведение до потребителя в наглядной и доступной форме вышеизложенной обязательной информации, в связи с чем соответствующий довод заявителя обосновано отклонен судом первой инстанции.
Апелляционный суд считает, что требования административного органа, изложенные в оспариваемом предписании, являются четкими, исполнимыми, содержат требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, а именно довести до сведения потребителей обязательную информацию, направить потребителям информацию способом, подтверждающим ее получение, внести изменения в договоры предоставления коммунальных услуг с конкретными потребителями.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" апреля 2018 года по делу N А33-29859/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.