город Ростов-на-Дону |
|
23 июля 2018 г. |
дело N А32-22171/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Н.Н. Мисника, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.
при участии:
от истца: представитель Гущин С.В. по доверенности от 17.12.2015;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.04.2018 по делу N А32-22171/2017
по иску акционерного общества "Каспийский трубопроводный Консорциум-Р"
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
об изменении договора аренды лесного участка,
принятое судьей Куликовым О.Б.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Каспийский трубопроводный Консорциум-Р" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - ответчик, министерство) об изменении договор аренды лесного участка N 34/10 от 24.06.2010, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 27.10.2010 за N 23-23-21/229/2010-083 на следующих условиях:
1. На основании постановления губернатора Краснодарского края от 19.10.2015 N 1250 "О Министерстве природных ресурсов Краснодарского края", предусматривающем передачу полномочий по предоставлению в аренду в границах земель лесного фонда лесных участков Министерству природных ресурсов Краснодарского края, изложить наименование арендодателя по всему тексту договора в следующей редакции: "Министерство природных ресурсов Краснодарского края".
2. В связи с изменением организационно-правовой формы арендатора изложить наименование арендатора по всему тексту договора в следующей редакции: "Акционерное общество "Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р" (сокращенное наименование - АО"КТК-Р")".
3. Пункт 1.2 договора изложить в следующей редакции:
"1.2. Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 2,4978 га., местоположение: Краснодарский край, г. Новороссийск, Новороссийское лесничество, Абраусское участковое лесничество, квартал 79А, части выделов 22, 23 ".
4. Пункт 1.3 договора изложить в следующей редакции:
"1.3. Номер учётной записи в государственном лесном реестре: 23-13-01-13-00351. Кадастровый номер участка 23:47:0117017:2890".
5. Пункт 1.4 договора изложить в следующей редакции:
"Границы лесного участка определены в кадастровом паспорте, являющемся приложением к настоящему договору, а также указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением N 1 к настоящему договору. Характеристики лесного участка на день заключения настоящего договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении N 2 к настоящему договору".
6. В связи с изменением площади и конфигурации арендуемого лесного участка:
6.1. Заменить приложение N 1 к договору аренды "Схема расположения и границы лесного участка" на "Схему участка лесного фонда, расположенного в Новороссийском лесничестве Абраусском участковом лесничестве квартал 79А часть выдела 22, 23, площадью 2,4978 га. Масштаб 1:10000";
6.2. В приложении N 2 "Характеристика лесного участка и его насаждений":
- в столбцах 1, 5 и 6 таблицы "Характеристика лесного участка (га)" изменить площадь участка на 2,4978 га.,
- в строке 2 столбца 4 таблицы "Характеристика насаждений лесного участка" изменить площадь участка на 0,4525 га.,
- в строке 3 столбца 4 таблицы "Характеристика насаждений лесного участка" изменить площадь участка на 2,4978 га.;
6.3. В строке 2 столбца 3 приложения N 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке" изменить площадь участка на 2,4978 га.;
6.4. В столбце 4 приложения N 6 "Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке" изменить площадь участка на 2,4978 га. (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2018 исковые требования удовлетворены, договор аренды лесного участка N 34/10 от 24.06.2010 изменен на условиях истца.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2018 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что министерство не нарушало прав общества при заключении договора аренды лесного участка. Установление факта пересечения (наложения) границ арендованного лесного участка и смежного с ним участка не влечет дальнейшее прекращение, возникновение, переход права на земельные участки. По мнению министерства, истец избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку ему надлежало обратиться с заявлением об устранении кадастровой ошибки.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество является собственником линейного объекта - нефтепроводная система Каспийского Трубопроводного Консорциума (далее - нефтепроводная система КТК). В состав нефтепроводной системы КТК входит резервуарный парк Морского терминала, элементом которого является пруд-накопитель противопожарного запаса воды, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.10.2004 серия 23-АБ N 647844.
На основании приказа Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 28.04.2010 N 349 между правопредшественником истца - ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" (арендатор), как собственником объекта недвижимости, расположенного на лесном участке земель лесного фонда, и Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель), являющимся правопредшественником министерства, заключен договор аренды лесного участка от 24.06.2010 N 34/10, зарегистрированный 27.10.2010 за N 23-23-21/229/2010-083.
По условиям договора аренды обществу предоставлен в аренду лесной участок в составе земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, площадью 2,5099 га., имеющий местоположение: Краснодарский край, г. Новороссийск, Новороссийское лесничество, Абрауское участковое лесничество, квартал 79А, части выделов 22, 23, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-13-01-13-00351, сроком на 49 лет с 24.06.2010 по 23.06.2059.
Общество в 2015 году выполнило требования части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет, и произвело постановку лесного участка на государственный кадастровый учет.
Лесной участок был учтен с кадастровым номером: 23:47:0117017:2890 со статусом "ранее учтенный", что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 10.09.2015 N 2343/12/15-1028161 и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.05.2017 N99/2017/17322199.
При этом статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на период осуществления государственного кадастрового учета спорного лесного участка, закрепляла, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В результате уточнения границ ранее учтенного лесного участка с кадастровым номером: 23:47:0117017:2890 его площадь уменьшилась на 121 кв.м., что составило - 0,48% от его первоначальной площади. Лесной участок оказался "зажат" между границами ранее учтенных в государственном кадастровом учете смежных земельных участков, имеющих уточненную площадь в сведениях государственного кадастрового учета, в частности: земельным участком с кадастровым номером 23:47:0117017:12, учтенным в 2003 году; участком лесного фонда с кадастровым номером 23:47:000000:664, учтенным в 2012 году.
После постановки арендуемого лесного участка на государственный кадастровый учет и уточнения его границ и площади, общество обратилось в министерство с предложением о внесении изменений в договор аренды, что подтверждается письмом ЗАО "КТК - Р" от 18.09.2015 исх. N CPC-R-OUT-180915-1.
По результатам проверки министерство письмом от 12.11.2015 N 2-19945/15-05.3 отказало обществу во внесении изменений в договор аренды лесного участка в связи с несоответствием конфигурации поставленного на кадастровый учет лесного участка условиям договора и материалам проектирования.
Получив указанное письмо, общество выполнило работы по приведению в соответствие материалов проектирования арендуемого лесного участка сведениям государственного кадастра недвижимости и повторно обратилось в министерство с заявлением о внесении изменений в договор аренды лесного участка, что подтверждается письмом АО "КТК-Р" исх. N CPC-R-OUT-2303/16 с приложенными материалами "Проектирования лесного участка, расположенного в Новороссийском лесничестве Абраусском участковом лесничестве квартал 79А часть выдела 22, 23, предоставленного в аренду истцу в целях эксплуатации неотъемлемой части линейного объекта (пруда-накопителя противопожарного запаса воды) нефтепроводной системы КТК-Р в связи с изменением границ и площади участка при постановке на государственный кадастровый учет" (далее - материалы проектирования).
Однако, письмом от 06.06.2016 N 202-10096/16-05.3 министерство отказало во внесении изменений в договор аренды по причине несоответствия постановки на государственный кадастровый учет площади и конфигурации лесного участка условиям договора аренды.
Письмом от 08.02.2017 общество вновь предложило ответчику:
- внести изменения в договор аренды на условиях приложенного к нему проекта дополнительного соглашения к договору аренды (копия прилагается);
- подготовить проекты приложений к договору аренды в новой редакции, поскольку у истца нет доступа к соответствующим информационным ресурсам, позволяющим их подготовить.
В связи с тем, что обращение общества осталось без ответа и удовлетворения, общество обратилось в суд с настоящим иском об изменении договора аренды лесного участка.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении иска ввиду следующего.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В силу части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 74.1 ЛК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В спорный период действовала часть 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), согласно которой учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
В силу части 3.1. указанной статьи, если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее - смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет), прекращением его существования (снятие с учета) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, иных предусмотренных законом сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастре).
К числу уникальных характеристик объекта недвижимости, отображаемых в кадастре, относится описание местоположения границ земельного участка (пункт 3 части 1 статьи 7 Закона о кадастре).
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости далее - ЕГРН).
Сведения о таких лесных участках подлежат внесению в ЕГРН после уточнения их границ на основании межевого плана, что позволит избежать пересечения их границ с границами иных земельных участков (часть 2 статьи 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ)).
Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, лесопарков, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 3 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ).
В настоящее время действует ч. 3 ст. 74.1 ЛК РФ, согласно которой договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Из материалов дела видно, что характеристики лесного участка с кадастровым номером 23:47:0117017:2890, являющегося предметом договора аренды, существенно изменились в сторону уменьшения в связи с изменением площади и конфигурации смежного лесного участка с кадастровым номером 23:47:000000:664. То есть изменились обстоятельства, из которых исходили стороны при заключении договора.
При таких обстоятельствах общество, как арендатор спорного лесного участка, обратилось в уполномоченный орган с заявлением об изменении условий договора аренды в части площади и конфигурации спорного лесного участка.
Материалами дела подтверждается изменение существенного условия договора аренды (предмета), поэтому суд первой инстанции законно удовлетворил исковые требования общества.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
По смыслу статей 1, 11, 12 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
Лесным законодательством и законодательством о кадастре была установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка в судебном порядке в случае изменения местоположения границ лесного участка.
Защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем прекращения или изменения правоотношения (абзаца 11 статьи 12 ГК РФ).
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что избранный обществом способ защиты восстановит его права. Необходимость в обращении с заявлением об исправлении кадастровой ошибки отсутствует, поскольку в рассматриваемом случае отсутствует нарушение органом кадастрового учета норм действующего законодательства при постановке на кадастровый учет арендуемого лесного участка.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2018 по делу N А32-22171/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.