г. Санкт-Петербург |
|
23 июля 2018 г. |
Дело N А56-10070/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бургановой А.А.
при участии:
от заявителя: Воронина Э.А., по доверенности от 06.06.2018
от ответчика: Федорова И.Г., по доверенности от 09.01.2018; Хайруллин Р.Р., по доверенности от 12.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13902/2018) СПб ГКУ "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2018 по делу N А56-10070/2018 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению СПб ГКУ "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ) о признании недействительным предписания N 11-10367-р от 07.11.2017.
Решением суда от 20.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение просит отменить решение суда и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель указывает, что требования оспоренного предписания являются неисполнимыми, поскольку поставлены в зависимость от воли управляющих компаний, кроме того, по мнению Учреждения, предписание не соответствует требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям письменного отзыва.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 02.08.2017 N 11/10367-р должностным лицом Инспекции в период с 04.09.2017 по 29.09.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Учреждения, в ходе проверки которой выявлены нарушения, зафиксированные в Акте проверки от 29.09.2017 N 11/10367-р.
Предписанием от 07.11.2017 N 11-10367-р Инспекция обязала Учреждение в срок до 15.05.2018 устранить выявленные нарушения, а именно: осуществлять надлежащий контроль над формированием и выполнением планов текущего ремонта жилищного фонда; организовать надлежащий контроль за доведением до сведения собственников помещений информации в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261; организовать надлежащий контроль за проведением управляющими компаниями мероприятий, направленных на снижение задолженности перед ресурсоснабжающими организациями нарушений; не допускать нарушений в дальнейшем.
Не согласившись с правомерностью указанного предписания, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о государственной жилищной инспекции в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849, одной из основных задач Инспекции является осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно части 4 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей (пункт 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Уставу Учреждения (л.д. 198-206), утвержденному распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 28.11.2011 N 3100-рз (далее - Устав), предметом деятельности Учреждения является участие в осуществлении контроля за качеством и объемом коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
В соответствии с пунктами 2.3, 2.3.15 Устава для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава, Учреждение участвует в обеспечении осуществления контроля за качеством и объемом коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, объемом коммунальных услуг для нужд населения на территории района.
Учреждение согласно пункту 2.3.21 Устава осуществляет обеспечение содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с долями Санкт-Петербурга в праве общей собственности на данное имущество, в том числе заключение в установленном законодательством порядке договоров на содержание и ремонта данного имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении ЖСК, ЖК, ТСЖ, и предоставление коммунальных услуг, договоров управления многоквартирными домами с управляющей организацией.
Учреждение не спорит, что в соответствии с заключенными договорами управления Учреждение имеет право осуществлять контроль за надлежащим исполнением управляющими организациями обязанностей по договорам управления (требовать надлежащего выполнения работ и услуг по договору, требовать и получать информацию о качестве, объемах, сроках, стоимость выполнения работ и оказания услуг по договору), а также требовать возмещения ущерба в связи с ненадлежащим исполнением указанных обязанностей (пункт 2.4.1 - 2.4.4 договоров управления).
Согласно пункту 7.1 договоров управления контроль за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору осуществляется заказчиком, а также комиссией или уполномоченным лицом, выбранным по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с Положением об отделе технического контроля за содержанием жилищного фонда (далее - Отдел), утвержденным Учреждением 03.04.2015 (далее - Положение), установлено, что Отдел участвует в обеспечении осуществлении контроля за качеством и объемом коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов (пункт 1.3.1 Положения); участвует в установленном порядке в приемке работ по окончании плановопредупредительного текущего ремонта домов государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (пункт 2.2 Положения); организует взаимодействие с ТСЖ ЖСК, управляющими организациями по вопросам приведения жилищного фонда в надлежащее состояние (пункт 2.11).
Также указанный Отдел Учреждения имеет право требовать от ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций объяснений по факту обнаружения ненадлежащего содержания общего имущества, ненадлежащего предоставления коммунальных услуг, устранения выявленных недостатков в установленные сроки или направлять им предписания (пункт 3.3. Положения).
Оспариваемое предписание ГЖИ правомерно адресовано Учреждению, как собственнику помещений в многоквартирных домах (далее также - МКД), обязанному обеспечивать содержание общего имущество в многоквартирном доме, а также осуществлять контроль за управляющим организациями, ТСЖ, ЖСК за выполнение ими договоров управления.
Как верно заметил суд первой инстанции, требования оспариваемого предписания направлены на осуществление (в соответствии с Уставом заявителя и договорами управления, заключенными им как собственником помещений в МКД) контроля за устранением управляющими организациями, ЖСК, ТСЖ выявленных нарушений, допущенных последними, а не на устранение силами самого Учреждения самих выявленных нарушений, допущенных при содержании общего имущества многоквартирных домов.
Согласно пункту 2.3.29 Устава Учреждение обеспечивает взаимодействие с исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями по вопросам предотвращения и ликвидации задолженности исполнителей коммунальных услуг.
Таким образом, Учреждение, в силу Устава, должно взаимодействовать с управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и ресурсоснабжающими организациями по вопросу контроля задолженности оплаты управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы.
Оснований считать, что у Учреждения отсутствует реальная возможность исполнить предписание ГЖИ по контролю, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений при выдаче предписания Закона N 294-ФЗ судами не установлено.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано Инспекцией в пределах предоставленных полномочий, является понятным и исполнимым, не возлагает на заявителя незаконных обязанностей, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины в связи с излишней уплатой при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2018 по делу N А56-10070/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 10.05.2018 N 1386306.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.