г. Пермь |
|
23 июля 2018 г. |
Дело N А60-62196/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 23 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мармазовой С.И.,
судей Даниловой И.П., Мартемьянова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Машкиным В.Ю.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле: не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
в связи с неявкой лиц, участвующих в деле, аудиопротоколирование судебного заседания не ведётся,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбургская энергостроительная компания" (ООО "ЭнергоСК")
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 марта 2018 года,
принятое судьёй Федоровой Е.Н.
по делу N А60-62196/2017
по заявлению ООО "ЭнергоСК" (ИНН 6673123102, ОГРН 1056604793057)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, ИНН 6658040003, ОГРН 1046602689495)
об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным действий ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга по исключению ООО "ЭнергоСК" из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, обязании ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга включить ООО "ЭнергоСК" в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, о признании недействительной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
установил:
ООО "ЭнергоСК" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным действий ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга по исключению заявителя из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, возложении на налоговый орган обязанности включить заявителя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В судебном заседании 14.03.2018 заявитель отказался от требования о признании действий ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга по исключению общества из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства незаконными.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2018 в части исковых требований заявителя о признании незаконными действий ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга по исключению заявителя из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства производство по делу прекращено, в части исковых требований заявителя об обязании ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга включить заявителя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что на дату принятия ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга оспариваемого решения у налогового органа имелись сведения о среднесписочной численности сотрудников заявителя, позволяющие включить заявителя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; отсутствие у ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга технической возможности исправить описку (опечатку) не может являться основанием для отказа в принятии уточнённой формы; налогоплательщик не лишён возможности скорректировать сведения о среднесписочной численности сотрудников после представления сведений в налоговый орган; у ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга отсутствовали основания для исключения заявителя из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что, поскольку заявитель не отвечал требованиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, он был исключён из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, как не отвечающий условиям, установленным действующим законодательством; законодательство не содержит положений, позволяющих скорректировать представленные сведения о среднесписочной численности работников, реестр формируется автоматически, путём присвоения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с представлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов, поэтому внесение сведений в данный реестр ретроспективной датой невозможно, а в случае принятия такого решения оно будет обладать признаками неисполнимости судебного акта.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
От ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие её представителей.
Данное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 01.08.2016 заявитель включён ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
16.01.2017 заявитель представил в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга сведения о среднесписочной численности работников организации за 2016 год, согласно которым такая численность составляет 270 человек (л.д. 35).
26.05.2017 заявитель направил в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга скорректированные сведения о среднесписочной численности работников организации, где указано, что такая численность за 2016 год составила 247 человек, просил принять уточнённые сведения и внести сведения об обществе в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (л.д. 38-48).
03.10.2017 заявитель обратился в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с заявлением за вх. N 093426 с требованием о включении его в реестр.
Согласно ответу ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 16.10.2017 N 03-16/69609 в удовлетворении требований налогоплательщика отказано на основании того, что уточнение сведений о среднесписочной численности работников Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) не предусмотрено (л.д. 11-13).
17.10.2017 заявитель обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области (УФНС России по Свердловской области).
07.11.2017 заявителю был направлен ответ УФНС России по Свердловской области N 03-16/43056@ об отказе в удовлетворении требований.
Ссылаясь на то, что отказ принять скорректированные сведения о среднесписочной численности работников заявителя и его исключение из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства является незаконным, заявитель был вправе уточнить ранее представленные сведения о среднесписочной численности работников, исключение заявителя из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства нарушает права и законные интересы заявителя, так как лишает права воспользоваться преференциями и возможностями, предусмотренными для субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях государственной поддержи субъектов малого и среднего предпринимательства, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действий ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга по исключению заявителя из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, возложении на налоговый орган обязанности включить заявителя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель самостоятельно представил сведения о среднесписочной численности, которые и послужили основанием для исключения налогоплательщика из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с представлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов, поэтому внесение сведений в данный реестр ретроспективной датой невозможно.
Поскольку заявитель отказался от требования о признании действий ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга по исключению общества из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства незаконными, данный отказ принят судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ, производство по заявлению в указанной части прекращено на основании п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года.
Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
Приказом Федеральной налоговой службы от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.04.2007 N 9320) утверждена форма "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год".
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в ст. 4 определяет критерии отнесения юридического лица к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Частью 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ установлено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно подп. "б" п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей составляет от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ указанные в пунктах 1 - 5, 7 и 8 части 3 настоящей статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона), вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Согласно ч. 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи.
Таким образом, категория субъекта "малого" и "среднего" предпринимательства устанавливается уполномоченным на то органом государственной власти, на основании имеющихся в его распоряжении документов в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также исходя из сведений, представленных названными лицами в отношении своей среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
Из материалов дела следует, что 16.01.2017 заявитель представил в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга сведения о среднесписочной численности работников организации за 2016 год, согласно которым такая численность составляет 270 человек, что послужило основанием для исключения заявителя из реестра субъектом малого и среднего предпринимательства.
26.05.2017 заявитель направил в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга скорректированные сведения о среднесписочной численности работников организации за 2016 год, которая составила 247 человек, просил принять уточнённые сведения и внести сведения об обществе в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Данные сведения не были приняты ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в связи с отсутствием законодательно закреплённой процедуры, предусматривающей порядок внесения уточнённых сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая, что внесение сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства носит заявительный характер и осуществляется в порядке, предусмотренном Законом N 209-ФЗ, реестр формируется автоматически, путём присвоения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже отражаются в информационных системах, без введения административных процедур, связанных с представлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что со стороны ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга отсутствуют незаконные действия, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении требований о включении заявителя в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Принимая во внимание вышеизложенное доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что на дату принятия ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга оспариваемого решения у налогового органа имелись сведения о среднесписочной численности сотрудников заявителя, позволяющие включить заявителя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствие у ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга технической возможности исправить описку (опечатку) не может являться основанием для отказа в принятии уточнённой формы, налогоплательщик не лишён возможности скорректировать сведения о среднесписочной численности сотрудников после представления сведений в налоговый орган, у ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга отсутствовали основания для исключения заявителя из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, отклоняются как необоснованные.
Кроме того, заявитель не лишён возможности обратиться с соответствующим заявлением и предоставлением сведений в налоговый орган в порядке, предусмотренном абз. 6 п. 3 ст. 80 НК РФ и ст. 4 Закона N 209 - ФЗ.
Иные обстоятельства, приведённые в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на её заявителя в соответствии со ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 марта 2018 года по делу N А60-62196/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.И. Мармазова |
Судьи |
И.П. Данилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.