г. Вологда |
|
23 июля 2018 г. |
Дело N А66-4807/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 июля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кутузовой И.В., судей Тарасовой О.А. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Копейка-Москва" Трушковой Ю.С. по доверенности от 31.10.2017 N 9347681/2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Копейка-Москва" на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 мая 2018 года по делу N А66-4807/2018 (судья Карсакова И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Копейка-Москва" (ОГРН 1027739014930, ИНН 7715196234; место нахождения: 127560, Москва, улица Конёнкова, дом 5; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области (ОГРН 1046906024054, ИНН 6910010900; место нахождения: 171506, Тверская область, город Кимры, улица Кирова, дом 8; далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 01.03.2018 N 02 и представления начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 15 мая 2018 года в удовлетворении требований отказано.
Общество с названным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на неправильное толкование Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено без ее участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как усматривается в материалах дела, 29.01.2018 в Инспекцию обратилась Бурина Любовь Владиславовна с заявлением, в котором указала, что 25.01.2018 в супермаркете "Пятёрочка", принадлежащем Обществу, расположенном по адресу: Тверская область, город Кимры, улица Кропоткина, дом 16, ею приобретен лотерейный билет N 47053453 ВГЛ 4 Спорт "Русское лото" по цене 100 руб. При этом продавцом супермаркета "Пятёрочка" не был затребован паспорт, тем самым не установлена личность - Ф.И.О., позволяющие идентифицировать Бурину Л.В. как физическое лицо, затребован лишь номер телефона. В связи с эти Бурина Л.В. просила Инспекцию провести проверку на наличие нарушений Федерального закона N 115-ФЗ при реализации лотерейных билетов в супермаркете "Пятёрочка".
Инспекция 29.01.2018 инспекция, руководствуясь статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) вынесла определение о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
В ходе административного установлен факт деятельности Общества по организации и обеспечению процесса распространения лотерейных билетов ВГЛ 4 Спорт "Русское лото" и ВГЛ 4 Спорт "Жилищная лотерея" (оператор - акционерное общество "Государственные спортивные лотереи", организатор - Министерство спорта Российской Федерации). Лотерейные билеты размещены на кассовом узле супермаркета "Пятёрочка", в доступном месте для обзора клиентов. В супермаркете отсутствуют какие-либо документы (сведения, информация), подтверждающие идентификацию клиентов, представителей и выгодоприобретателей при реализации лотерейных билетов, а также выплате, передаче или предоставлении выигрыша.
По итогам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 20.02.2017N 02, в котором зафиксирован факт нарушения Обществом подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении, 01.03.2017 должностным лицом Инспекции вынесено постановление N 02 о назначении Обществу административного наказания по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения.
Кроме того, Обществу также выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением и представлением административного органа, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, признав в действиях Общества наличие события и состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, однако отметил, что оспариваемые постановление и представление не подлежат исполнению в связи с внесением в Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" изменений, указывающих на отсутствие необходимости идентификации клиентов при распространении лотерейных билетов в рамках Федерального закона N 115-ФЗ при сумме расчета до 15 000 руб.
Апелляционный суд не может согласиться с таким решением суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи установив следующие сведения в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) (пункт 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее (пункт 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).
Из приведенных выше положений следует, что заявитель обязан идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша, полученного от участия в организованной обществом лотерее в размере или свыше 600 000 руб. либо в сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб. или выше. В отношении таких лиц заявитель обязан представлять информацию в уполномоченный орган. Доказательств выигрыша и (или) выплаты на сумму в размере или свыше 600 000 руб., а также приема платежей по покупке лотерейных билетов на сумму свыше 15000 руб. не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о том, что состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в действиях Общества отсутствует.
В связи с изложенным оспариваемые постановление и предписание подлежат признанию незаконными, а решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, части 2 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 мая 2018 года по делу N А66-4807/2018 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области от 01.03.2018 N 02 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Копейка-Москва" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также представление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Кутузова |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.