Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 ноября 2018 г. N Ф08-8806/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
23 июля 2018 г. |
Дело N А63-127/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Денисовым В.О.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НЭНЭТ"
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.08.2017 по делу N А63-127/2016 (под председательством судьи Говоруна А.А.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "НЭНЭТ" (ОГРН 1022601953472, ИНН 2635061024)
к администрации города Ставрополя (ОГРН 1022601931901, ИНН 2636019748),
комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (ОГРН 1022601934486, ИНН 2636014845)
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "НЭНЭТ": Фанина А.П. (директор), Ветохо В.А. (представитель по доверенности от 27.04.2017);
от администрации города Ставрополя: Лянгузовой С.Н. (представителя по доверенности N 01/1-10-11 от 24.01.2018);
от комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя: Зафировой А.Б. (представитель по доверенности от 04.06.2018),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НЭНЭТ" (далее - заявитель, общество, ООО "НЕНЕТ") обратилось к администрации города Ставрополя (далее - администрации), комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - КУМИ) со следующими требованиями (с учётом уточнения):
- признать незаконными действия администрации по отказу в предоставлении муниципальной услуги по заявлению общества от 13.11.2015 N 1-56311 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка (уведомление КУМИ от 24.12.2015 N 08/14-10050с);
- обязать КУМИ подготовить и направить в адрес общества проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25, расположенного по адресу: г. Ставрополь, Старомарьевское шоссе, 28 в квартале 505, целевое назначение: "под производственной базой".
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу, что испрашиваемый обществом земельный участок ограничен в обороте и не может сдаваться в аренду. Суд также указал на пропуск обществом срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции от 08.08.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы, общество ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, в деле отсутствуют доказательства нахождения на земельном участке сквера и зеленых насаждений. Общество, являясь собственником здания кафе с летней площадкой, обладает исключительным правом на приобретение в собственность или аренду земельного участка, занятого названным объектом недвижимости. По мнению заявителя, незаконный отказ препятствует сдаче объектов незавершенного строительства в эксплуатацию.
Отзывы на апелляционную жалобу суду не представлены.
Информация о времени и месте рассмотрения жалобы вместе с соответствующим файлом размещена 06.09.2017 на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по настоящему дело приостанавливалось до вступления в силу судебного акта по делу А63-5220/2016.
В судебном заседании 10.07.2018 представители общества озвучили правовую позицию, соответствующую апелляционной жалобе.
Представители администрации и комитета просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Суду пояснили, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:030502:25 имеет целевое назначение: "под производственную базу", тогда как обществу принадлежит на праве собственности кафе с летней площадкой. Следовательно, факт несоответствия вида разрешенного использования земельного участка, назначению расположенного на нем объекта недвижимости, доказан.
В судебном заседании 10.07.2018 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 17.07.2018.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.08.2017 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как преюдициально установлено судебными актами по делу N А63- 5220/216, на основании постановления от 15.10.2002 N 7269 администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 17.10.2002 N 2553, по которому заявителю предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:12:030502:25 площадью 8472 кв. м (далее - земельный участок КН 26:12:030502:25) для проектирования производственной базы 4254 кв. м, кафе 785 кв. м, СТО 100 кв. м, автомойки 100 кв. м, под благоустройство 3233 кв. м.
Постановлением администрации от 22.03.2005 N 911 утвержден акт выбора земельного участка, обществу согласовано место размещения производственной базы, кафе, станции технического обслуживания, автомойки по Старомарьевскому шоссе, 28.
06 апреля 2005 года комитет (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды N 4362, по которому заявителю предоставлен в аренду земельный участок КН 26:12:030502:25 площадью 8472 кв. м для строительства первой очереди -кафе с летней площадкой. Срок договора определен до 21.03.2008.
25 августа 2005 года обществом получено разрешение на строительство N 1/169 на выполнение строительства производственной базы, кафе, станции технического обслуживания, автомойки (1 очередь - кафе с летней площадкой) на участке 26:12:030502:25.
04 марта 2008 года обществом получено разрешение N RU26309000-1/637 на ввод в эксплуатацию построенного объект капитального строительства - производственной базы, кафе, станции технического обслуживания, автомойки (1 очередь - кафе с летней площадкой, в том числе: лит "А" - 417,3 кв. м, лит "Б" - 357,6 кв. м, лит. "В" - 4,9 кв. м).
Постановлением администрации от 28.09.2011 N 2730 изменен вид разрешенного использования земельного участка КН 26:12:030502:25 с "для строительства первой очереди - кафе с летней площадкой" на "под производственной базой" и участок предоставлен обществу в аренду на три года.
На основании постановления от 28.09.2011 N 2730 между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор аренды от 07.12.2011 N 9307, согласно которому арендатор принял в аренду земельный участок КН 26:12:030502:25 площадью 8 472 кв. м под производственную базу (пункт 1.1). Срок договора установлен по 27.09.2014.
26 августа 2014 года обществу выданы разрешения сроком действия до 21.08.2015 N RU26309000-"0667-C" на строительство производственно-складского здания поз. 1 по ГП (общая площадь 1450,4 кв. м, количество этажей 2 ед.), котельной поз. 2 по ГП (общая площадь 39,4 кв. м, количество этажей 1 ед.) и N RU26309000-"0668-C" на реконструкцию объекта капитального строительства здания кафе с летней площадкой лит. "А" под производственно-складское здание (общая площадь 417,3 кв. м, площадь земельного участка 8472 кв. м, количество этажей 2 ед.) по адресу: ш. Старомарьевское, 28, в квартале 505.
На земельном участке расположен объект недвижимого имущества - кафе с летней площадкой площадью 417,3 кв. м право собственности на который зарегистрировано за обществом, что подтверждается свидетельством о праве от 19.03.2008 серия 26-АЕ N 359059.
После истечения срока действия договора общество неоднократно обращалось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка КН 26:12:030502:25 в аренду.
13 ноября 2015 года общество в очередной раз обратилось через МФЦ к главе администрации по вопросу предоставления без проведения торгов земельного участка КН 26:12:030502:25 (том 2 л.д. 6, 7).
Письмом от 24.12.2015 N 08/14-10050с КУМИ отказало обществу в предоставлении земельного участка КН 26:12:030502:25.
Не согласившись с отказом, общество обратилось за защитой нарушенного права в суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При разрешении спора суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Пунктом 2 названной статьи приведен исчерпывающий перечень оснований, предусматривающий возможность заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них (подпункт 9).
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, при обращении с заявлением о приобретении земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и статьей 39.20 ЗК РФ.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К их числу, в частности, относится превышение площади земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, его площади, указанной в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов (пункт 25).
По смыслу совокупности приведенных норм собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.
Судом установлено, общество является собственником объекта недвижимости - кафе с летней площадкой площадью 417,3 кв. м (кадастровый номер 26:12:030502:110). Также обществом построены и разрешением от 04.03.2008 N RU 2630900-1/637 введены в эксплуатацию литер "Б" склад площадью 357,6 кв. м (кадастровый номер 26:12:030502:115) и литер "В" пункт охраны площадью 4,9 кв. м (кадастровый номер 26:12:030502:111).
Тогда как общество просит предоставить земельный участок площадью 8472 кв. м.
В материалах дела отсутствуют документы, из которых суд может установить, что для использования объектов недвижимости обществу необходим земельный участок в 10 раз больше, нежели площадь самих объектов недвижимости.
Кроме того, пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178) установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Предоставление в аренду земельного участка, образованного за счет территории общего пользования, воспрепятствует реализации неограниченным кругом лиц права на беспрепятственное использование такой территории, возможность единоличного использования земельного участка арендатором противоречит правовому режиму территории общего пользования. Правовая позиция о недопустимости предоставления в пользование конкретному лицу территорий общего пользования сформулирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 15248/10.
В целях охраны, защиты, воспроизводства, сохранения биологической устойчивости и предупреждения повреждений и уничтожения зеленых насаждений юридическими и физическими лицами на территории города Ставрополя, вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) порядке генерального плана города Ставрополя и принятия правил землепользования и застройки города Ставрополя, постановлением главы города Ставрополя N 1181 утвержден перечень озелененных территорий общего пользования в городе Ставрополе, одной из которых является сквер на пересечении Старомарьевского шоссе и улицы Объездной.
Из постановления главы администрации от 15.10.2002 N 7269 следует, что изначальная площадь земельного участка, предоставленного обществу для строительства производственной базы, составляла 5 239 кв. м. Увеличение площади до 8 472 кв. м. при закреплении участка за ООО "НЭНЭТ" произошло за счет прилегающей территории земель площадью 3 233 кв. м, ранее никогда не предназначавшейся для застройки, но уже занятой произрастающими на ней многолетними зелеными насаждениями (березовая роща), подлежащими сохранности.
Данное обстоятельство подтверждается представленным заявителем фотоматериалом.
При этом следует отметить, что обществом не представлены доказательства того, что указанные многолетние насаждения отсутствовали на момент первичного приобретения права аренды на земельный участок КН 26:12:030502:25 и появились в результате осуществления обществом своей хозяйственной деятельности.
Постановлением администрации от 27.01.2016 N 144 на основании статей 11.3, 11.4 и 11.10 ЗК РФ утверждена схема расположения земельного участка площадью 2332 кв. м, образование которого предусмотрено из участка с кадастровым номером 26:12:030502:25 с видом разрешенного использования под производственную базу.
Образованному участку присвоен адрес: РФ, Ставропольский край, г. Ставрополь, квартал 505, ш. Старомарьевское, 28а.
На основании указанного постановления и утвержденной схемы, а также подготовленного межевого плана из земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25 был образован и поставлен 03.02.2016 на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 2332 кв. м с кадастровым номером 26:12:030502:227 (далее - земельный участок КН 26:12:030502:227).
Как видно из представленного КУМИ акта муниципального земельного контроля от 13.09.2016 именно на земельном участке КН 26:12:030502:227 произрастают многолетние зелёные насаждения в количестве 96 штук, что подтверждается приложенными к акту фото таблицами.
На основании исследованных в совокупности представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о принадлежности многолетних зелёных насаждений, произрастающих на земельном участке КН 26:12:030502:227, к скверу, расположенному в г. Ставрополе на пересечении Старомарьевского шоссе и улицы Объездной.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанного вывода.
Довод администрации и комитета о том, что общество использует спорный земельный участок не по целевому назначению, отклоняется.
Согласно частям 2, 3 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Учтенный в ГКН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
Согласно статье 40 Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97 (далее - Правила), зона П-2 "Зона коммунально-складских объектов" выделена для обеспечения правовых условий формирования промышленных предприятий. Допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность. Сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно только при условии соблюдения нормативных санитарных требований.
Градостроительный регламент данной зоны предусматривает в качестве основного вида разрешенного использования размещение предприятий оптовой, мелкооптовой торговли, предприятий общественного питания.
Следовательно, вывод суда о наличии обстоятельств, перечисленных в законе, и исключающих предоставление спорного земельного участка обществу, соответствует установленным фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции законное и обоснованное, основания для его отмены изменения отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобы, по мнению суда апелляционной инстанции, являются несостоятельными, поскольку противоречат материалам дела и нормам права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит достаточных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 3 000 руб. за подачу апелляционной жалобы относится на заявителя жалобы и подлежит взысканию в доход федерального бюджета, поскольку общество не предоставило надлежащих доказательств оплаты госпошлины.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.08.2017 по делу N А63-127/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "НЭНЭТ" (ОГРН 1022601953472, ИНН 2635061024) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.