г. Чита |
|
25 июля 2018 г. |
дело N А58-1115/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) и индивидуального предпринимателя Гомзиковой Марины Владимировны на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2018 года по делу N А58-1115/2018 по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Ленском районе (ОГРН 1051402059631, ИНН 1435157898) к индивидуальному предпринимателю Гомзиковой Марине Владимировне (ОГРН 311141411900053, ИНН 141402800230) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора - Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия),
(суд первой инстанции: судья Кайдаш Н.И.),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Ленском районе Республики Саха (Якутия) (далее - Управление, административный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Гомзиковой Марины Владимировны (далее - предприниматель, ИП Гомзикова М.В.) к административной ответственности, предусмотренной 2 статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26.03.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2018 года ИП Гомзякова М.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) и предприниматель обжаловали его в апелляционном порядке. Заявители апелляционных жалоб ставят вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права, по мотивам, изложенным в жалобах.
Управление в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным, принятого при полном исследовании обстоятельств дела, с надлежащей правовой оценкой доказательств по делу. Просит обжалуемое решение оставить без изменения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Гомзикова М.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.04.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия). Основным видом экономической деятельности предпринимателя является торговля розничная одеждой в специализированных магазинах.
30.11.2017 заместителем руководителя Управления Самойловой И.Ю. издано распоряжение N 157-р о проведении внеплановой выездной проверки в отношении предпринимателя.
Надзорные мероприятия проводились с целью проверки соблюдения требований технических регламентов, законодательства о защите прав потребителей и в сфере потребительского рынка.
Основанием проверки послужило требование прокурора Ленского района Рабинович В.Л. от 29.11.2017 N 05-17, направленное в управление во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 08.09.2017 N Пр-176 о проведении проверки законодательства, регулирующего ввоз, производство, оборот продукции легкой промышленности.
Срок проведения проверки установлен с 01.12.2017 по 28.12.2017, пунктом 3 распоряжения назначены лица, уполномоченные на проведение проверки - начальник территориального отдела управления Беляев А.Ю., заместитель начальника территориального отдела управления Овечкина К.А., главные специалисты-эксперты территориального отдела управления Тыщенко Ю.А., Кайнов Д.А., Ступкина И.Н., Эйвазова В.В., Колодезникова Т.Е., ведущий специалист-эксперт территориального отдела управления Зенкова С.А., старший специалист 1 разряда территориального отдела управления Кучерова О.Ю.
Копия распоряжения от 30.11.2017 N 157-р вручена предпринимателю лично под роспись 01.12.2017.
По результатам проведенной проверки главными специалистами-экспертами территориального отдела управления Кайновым Д.А., Ступкиной И.Н., ведущим специалистом-экспертом управления Зенковой С.А. при участии предпринимателя составлен акт проверки от 22.12.2017. Акт проверки вручен предпринимателю в день его составления под роспись.
Из акта и приложенных к нему документов усматривается, что в ходе проверки магазина "Детская одежда и обувь", расположенного по адресу: г. Ленск, ул. Первомайская, д. 9, проведенной с 10 часов 00 минут до 11 часов 20 минут 05.12.2017, выявлено, что на момент проверки предпринимателем представлены сопроводительные документы на товары, а именно товарные накладные и счет фактуры на товар (детская обувь, одежда) без указания в них сведений о сертификатах соответствия или декларации соответствия.
Административным органом в акте проверки сделаны выводы, что указанные факты являются нарушением пункта 2 статьи 12 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 23 сентября 2011 г. N 797 (далее - ТР ТС 007/2011); статьи 7, пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителя" (далее - Закон о защите прав потребителей); пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55.
По результатам проверки административным органом выдано предписание от 22.12.2017 N 59 об устранении предпринимателем допущенных нарушений.
Предписание вручено предпринимателю лично под роспись 29.01.2018.
Уведомлением от 22.12.2017 и повторным уведомлением от 12.01.2018 территориальный отдел управления известил предпринимателя о составлении протокола об административном правонарушении по факту нарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.45 КоАП РФ, а именно: реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии. Уведомления направлены предпринимателю почтой и согласно почтовому уведомлению получено предпринимателем 25.01.2018.
29.01.2018 в присутствии предпринимателя главным специалистом-экспертом территориального отдела управления Ступкиной И.Н. составлен протокол об административном правонарушении, в котором указано, что в действиях предпринимателя содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ. Копия протокола вручена предпринимателю лично в день его составления.
В связи с тем, что согласно части 2 статьи 23.1 КоАП РФ указанная категория дел подлежит рассмотрению арбитражными судами, административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 23.49, статьи 28.3 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, рассматривает дела и составляет протокол об 5 административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьёй 14.45 Кодекса.
Согласно перечню должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09 февраля 2011 года N 40, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.45 КоАП РФ, уполномочены составлять начальники и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты управлений Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации.
Протокол об административном правонарушении от 29.01.2018 составлен главным специалистом-экспертом территориального отдела управления Ступкиной И.Н., то есть уполномоченным должностным лицом. Протокол соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, о дате, времени и месте его составления предприниматель извещен надлежащим образом, копия протокола вручена предпринимателю лично под роспись в день его составления.
Административное правонарушение в понимании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, 6 имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 14.45 КоАП РФ предусмотрена ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, в виде штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в силу статьи 2.4 КоАП РФ несут ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения и интересы граждан в сфере торговли.
Объективная сторона правонарушения заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее реализацию продукции, и ответственное за соблюдение установленных правил и норм.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Для определения признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ, подлежат выяснению следующие обстоятельства: нахождение продукции на реализации, отнесение этой продукции к числу товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, отсутствие в сопроводительной документации на продукцию сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Пунктом 4 статьи 7 Закона о защите прав потребителей установлено, что если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 указанной статьи.
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55 (далее - Правила продажи товаров N 55).
Согласно пункту 5 указанных Правил продажи товаров N 55, продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно- сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона (пункт 12 Правил продажи товаров N 55).
Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии).
В соответствии со статьей 2 Закона о техническом регулировании под подтверждением соответствия понимается документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; под формой подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Согласно статье 20 Закона о техническом регулировании подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.
В силу статьи 23 Закона о техническом регулировании обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. К документам, подтверждающим соответствие продукции техническим регламентам, стандартам, Закон о техническом регулировании относит декларацию о соответствии и сертификат соответствия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 09.12.2011 N 876, (далее - ТР ТС 017/2011) перед выпуском в обращение на рынок продукция легкой промышленности должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям настоящего Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации.
Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 12 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 23.09.2011 N 797.
Изложенные выше нормы позволяют сделать вывод о том, что продавцы, в частности детской одежды и обуви обязаны иметь сопроводительные документы на продукцию с указанием в них сведений о декларации о соответствии (сертификате соответствия) и не допускать к продаже товар при отсутствии такой информации в сопроводительных документах.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 Закона о защите прав потребителей (пункт 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей).
Такая информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей (пункт 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Однако из материалов дела следует, что в нарушение названных норм и правил предприниматель осуществлял реализацию детской одежды и обуви без указания в товарно-сопроводительных документах сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Доказательства по делу об административном правонарушении в понимании части 1 статьи 26.2 КоАП РФ это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Факт нарушения предпринимателем указанных требований закона, технических регламентов и иных обязательных требований подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе:
- актом проверки от 22.12.2017 с фотоматериалами,
- протоколом об административном правонарушении от 29.01.2018.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, суд первой инстанции верно пришёл к выводу о наличие действиях предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.45 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно положениям статьи 2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации положений, характеризующих предпринимательскую деятельность, которая осуществляется на свой риск, отсутствие вины предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица независящих.
Вина предпринимателя заключается в том, что, осуществляя предпринимательскую деятельность, ИП Гомзикова М.В. не могла не осознавать противоправный характер совершенного деяния и не предвидеть его вредные последствия, а также имела возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению. Являясь профессиональным участником рынка, реализующим продукцию легкой промышленности, а тем более детскую одежду и обувь потребителям, предприниматель обязан был принять все необходимые меры для того, чтобы реализуемая им продукция соответствовала законам, техническим регламентам или иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности для соблюдения нарушенных правил и норм предпринимателем не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.45 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения ИП Гомзиковой М.В. к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел составляет один год и является не пропущенным.
Наказание в виде административного штрафа обществу назначено в пределах санкции статьи 14.45 КоАП РФ в минимальном размере.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2018 года по делу N А58-1115/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.