город Томск |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А03-1883/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Марченко Н.В., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Алтайского края (N 07ап-4799/2018), на решение от 17.04.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1883/2018 (судья Смотрова Е.Д.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Земкомп" (ИНН 2223966994, ОГРН 1082223001850), г. Барнаул к Министерству имущественных отношений Алтайского края (ИНН 2221017172, ОГРН 1022200918376), г. Барнаул о признании незаконными действий по отказу в проведении аукциона по продаже земельного участка площадью 6482 кв.м., с кадастровым номером 22:63:030406:271, расположенного по адресу: г. Барнаул, прилегающий к южной границе земельного участка по адресу: улица Шумакова 3, выразившееся в письме N24/18526 от 24.11.2017 и обязании устранить допущенное нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Бабичева Н.В., представитель по доверенности от 18.12.2017, паспорт;
от заинтересованного лица: Гончикова Н.В., представитель по доверенности от 15.12.2017, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Земкомп", г. Барнаул (далее заявитель, Общество, ООО "Земкомп") обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Министерству имущественных отношений Алтайского края г. Барнаул (далее заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконными действий по отказу в проведении аукциона по продаже земельного участка площадью 6482 кв.м., с кадастровым номером 22:63:030406:271, расположенного по адресу: г. Барнаул, прилегающий к южной границе земельного участка по адресу: улица Шумакова 3, выразившееся в письме N 24/18526 от 24.11.2017 и обязании устранить допущенное нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя путем обязания Министерства имущественных отношений Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Земкомп" путем принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка площадью 6482 кв.м., с кадастровым номером 22:63:030406:271, расположенного по адресу: г. Барнаул, прилегающий к южной границе земельного участка по адресу: улица Шумакова 3, для размещения стоянок (парковок).
Решением суда от 17.04.2018 (резолютивная часть объявлена судом 10.04.2018) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы заинтересованное лицо ссылается на пункт 7 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), также указывает, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" код (числовое обозначение) вида разрешенного использования спорного земельного участка - 4.9 обслуживание автотранспорта.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ рассмотрение дела было отложено с 20.06.2018 на 18.07.2018 года.
После отложения в соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена состава суда, сформирован следующий состава: Павлюк Т.В. (председательствующий), Марченко Н.В., Скачкова О.А. (судьи). В связи с заменой состава суда рассмотрение дела начато с самого начала.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 27.09.2017 Общество обратилось в Министерство с заявлением о проведении аукциона по продаже земельного участка, для размещения стоянок (парковок), с кадастровым номером 22:63:030406:271, площадью 6482 кв.м, расположенного по адресу: г. Барнаул, прилегающий к южной границе земельного участка по адресу: ул. Шумакова, 3. 24.11.2017 письмом N 24/18526 Министерство отказало в проведении аукциона по продаже земельного участка.
Считая указанный отказ незаконным, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса. Согласно статьями 39.3, 39.6 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением закрытого перечня случаев, установленных данными статьями. Порядок подготовки и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентирован статьей 39.11 ЗК РФ. В соответствии с частью 1 указанной статьи решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Как предусмотрено частью 4 статьи 39.11 ЗК РФ, проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка; 2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка; 3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе ее утверждения при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения; 4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок; 6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка; 7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи; 8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи; 9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона осуществляется в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых земельный участок не может быть предметом аукциона, перечислен в части 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Только при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, принимается решение об отказе в проведении аукциона.
Как следует из материалов дела, 27.09.2017 Общество обратилось в Министерство с заявлением о проведении аукциона по продаже земельного участка для размещения стоянок (парковок), с кадастровым номером 22:63:030406:271, площадью 6482 кв.м, расположенного по адресу: г.Барнаул, прилегающий к южной границе земельного участка по адресу: ул. Шумакова, 3.
24.11.2017 письмом от 24/18526 Министерство отказало в проведении аукциона по продаже земельного участка, при этом при принятии оспариваемого решения Министерством не было указано ни одного из предусмотренных частью 8 статьи 39.11 ЗК РФ оснований для отказа в проведении аукциона.
Полномочия Министерства имущественных отношений Алтайского края по распоряжению земельными участками, находящимися в границах муниципального образования городского округа города Барнаула, государственная собственность на которые не разграничена, закреплены в постановлении администрации Алтайского края от 26.08.2016 N 297 "Об органах исполнительной власти Алтайского края", пп. 4 п. 2.1.4 Положения, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 03.11.2016 N 131 "Об утверждении положения о Министерстве имущественных отношений Алтайского края", законом Алтайского края N 102-ЗС от 23.12.2014 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края".
Согласно Указа Губернатора Алтайского края от 03.11.2016 N 131 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Алтайского края" Министерство организует проведение аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, в отношении земельных участков, находящихся в собственности Алтайского края, и земельных участков, находящихся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 22:63:030406:271 расположен в городе Барнауле и полномочиями по его предоставлению наделено Министерство. Ранее данный земельный участок был Министерством предоставлен ООО "Земкомп" в аренду по договору от 13.08.2012.
Отказывая в проведении аукциона, Министерство сослалось на то, что спорный земельный участок может быть предоставлен только на праве аренды, так как предназначен для строительства. Министерство полагает, что в земельном законодательстве дано понятие термина "размещение" в подпункте 7 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ предусматривающем, что предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объекты морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Вместе с тем, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что является ошибочной позиция Министерства о том, что слово "размещение" в ЗК РФ предусматривает, строительство, эксплуатацию и реконструкцию.
Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее Приказ N 540) содержит следующие позиции: наименование вида разрешенного использования земельного участка, описание вида разрешенного использования земельного участка, код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка.
Указанный приказ содержит такие виды разрешенного использования, которые прямо предусматривают строительство, как в наименовании вида использования, так и в его описании.
Вид использования спорного участка с кодом 4.9 строительство не предусматривает. Приказ N 540 содержит наименование вида разрешенного использования: код 4.9 - обслуживание автотранспорта, описание вида разрешенного использования земельного участка: размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1.
Описание вида разрешенного использования предусматривает не только строительство зданий гаражей, стоянок, но и возможность размещения, не связанную со строительством, временных гаражей с несколькими стояночными местами и парковок.
Из кода 4.9 Приказа N 540 не усматривается, что основным видом разрешенного использования является строительство, заданий, сооружений.
Согласно представленной выписке из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д. 45,46) спорный земельный участок не изъят из оборота. Напротив, материалами дела подтверждается, что ранее земельный участок был предоставлен в аренду ООО "Земкомп". Сведения о том, что на испрашиваемом участке расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, а также имеются здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, продажа или предоставление в аренду которых является предметом другого аукциона, либо которые не продаются или не предоставляются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком, в материалы дела не представлены. Указанный Обществом в заявлении земельный участок поставлен на кадастровый учет. Цель использования участка, указанная Обществом в заявлении от 37.09.2017 соответствует разрешенному использованию испрашиваемого земельного участка.
В связи с изложенным, у административного органа отсутствовали основания для отказа в проведении аукциона в отношении спорного участка.
Кроме того, возможность проведения аукционов, в том числе и по продаже земельных участков, под цели, не связанные со строительством, дополнительно подтверждаются частью 4 пункта 3 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, согласно которой продажа земельного участка через аукцион возможна даже если разрешенное использование земельного участка предусматривает возможность строительства зданий, сооружений при условии получения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Кроме того, заинтересованному лицу для доказательства тождественности данных терминов необходимо доказать тот факт, что временные гаражи с несколькими стояночными местами и парковки являются объектами капитального строительства.
Ссылка Министерства на перечень объектов капитального строительства, предусмотренные пунктом 6 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, которые могут быть включены в общественно-деловые зоны, а также ссылки на не исследование судом статьи 66 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаул Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 834, в которой содержится перечень возможных видов разрешенного использования, предусматривающие в том числе и строительство, подлежат отклонению как необоснованные.
Судом первой инстанции дана оценка вида разрешенного использования земельного участка "обслуживание автотранспорта" (код (числовое обозначение) - 4.9) согласно Классификатору.
Оценка заинтересованным лицом ряда статей Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ, связывающих исключительно определение "размещения объекта" со "строительством", несостоятельно и выводы суда не опровергает.
Позиция заинтересованного лица сводится к иному толкованию положений действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, отказ Министерства в проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи противоречит ст. 39.2, 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права. При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.04.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1883/2018, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1883/2018
Истец: ООО "Земкомп"
Ответчик: Министерство имущественных отношений АК (Минимущество)
Третье лицо: ООО "Консенсус"