г. Челябинск |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А76-2795/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15 мая 2018 г. по делу N А76-2795/2018 (судья Калинина Т.В.).
В заседании посредством использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
Министерства обороны Российской Федерации - Иванчугов В.И. (доверенность от 19.12.2016);
Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - Фролов А.А. (доверенность от 02.04.2018 N 28);
муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" - Попова Ю.Р. (доверенность от 12.08.2017 N 148).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" (далее - истец по первоначальному иску, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" (далее - ответчик по первоначальному иску, МУП "ПОВВ") о взыскании задолженности по договору транспортировки холодной воды N 03-03-74-12-069 от 03.04.2017 период с 01.10.2017 по 31.12.2017 в размере 888 261 руб. 79 коп.
МУП "ПОВВ" (далее - истец по встречному иску) обратилось в арбитражный суд со встречным исковым заявлением к ФГБУ "ЦЖКУ" (далее - ответчик по встречному иску) о взыскании стоимости фактически оказанных услуг водоснабжения и водоотведения за период безучетного водопользования с 12.09.2017 по 16.10.2017 и с 26.10.2017 по 31.10.2017 в размере 1 278 071 руб. 26 коп. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - третье лицо, Минобороны России). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.05.2018 (резолютивная часть объявлена 10.05.2018) исковые требования ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России удовлетворены, с МУП "ПОВВ" в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России взыскана задолженность в размере 888 261 руб. 79 коп. Встречные исковые требования удовлетворены. С ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу МУП "ПОВВ" взыскана задолженность в размере 1 278 071 руб. 26 коп. Судом произведен зачет первоначальных и встречных исковых требований. С ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу МУП "ПОВВ" взыскана задолженность в размере 389 9809 руб. 47 коп. Не согласившись с принятым решением суда, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части взыскания с ФГБУ "ЦЖКУ" в пользу МУП "ПОВВ" задолженности в размере 1 278 071 руб. 26 коп. и взыскать задолженность в размере 20 854 руб. 18 коп., произвести зачет первоначальных и встречных исковых требований.
Податель апелляционной жалобы не согласен с расчетом объема поставленной воды, поскольку предложенный МУП "ПОВВ" расчет объема потребляемой воды и сточных вод исходя из диаметра трубопровода 100 мм был актуален на момент существования Военного городка N 1, где ранее располагался Челябинский военный автомобильно-инженерный институт Министерства обороны Российской Федерации, но в настоящее время потребить определенное данным расчетом количество воды через имеющиеся водоводы фактически невозможно. Установленные приборы учета воды и систематическая фиксация их показаний позволяют рассчитать средний показатель потребления воды и слива сточных вод, что дает возможность более разумно подойти к расчету объема водоснабжения и водоотведения. Истцом по первоначальному иску представлен контррасчет, согласно которому средний показатель потребленного объема воды за взыскиваемый МУП "ПОВВ" период составит 531,2 куб.м воды, таким образом, стоимость услуг по водоснабжению и водоотведению за данный период (с учетом НДС) определена ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в размере 20 854 руб. 18 коп.
Судебное заседание проведено посредством видеоконференц-связи в порядке, предусмотренном статьей 153.1 АПК РФ. В судебном заседании представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Минобороны России поддержал позицию подателя апелляционной жалобы.
Представитель МУП "ПОВВ" возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта. Как следует из материалов дела, на основании приказа Минобороны России от 02.03.2017 N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, на которое, согласно Уставу, возложены функции по обеспечению энергетическим ресурсом объектов Минобороны России. С 01.04.2017 функции по заключению договоров водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения со сторонними организациями, находящимися на территории Челябинской и Курганской областей, осуществляет Жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел N 3 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Центральному военному округу (ЦВО) (т.1, л.д.35-36, 39-46).
По акту приема-передачи N 6/ВКХ от 01.04.2017 недвижимое имущество (объекты водопроводно-канализационного хозяйства) от ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России переданы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в оперативное управление, в том числе, объекты, расположенные по адресу: г. Челябинск, пос. Шагол (т.1, л.д.31-34).
Таким образом, с 01.04.2017 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России выполняет функции транзитной организации по транспортировке холодной воды (сточных вод).
30.08.2017 в адрес МУП "ПОВВ" истцом направлен проект договора по транспортировке холодной воды N 03-03-74-12-069 от 03.04.2017 (с приложениями NN 1-7), по условиям которого ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является транзитной организацией, МУП "ПОВВ" - организацией водопроводно-канализационного хозяйства (т.1, л.д.13-23).
Предметом договора является оказание транзитной организацией услуг по транспортировке холодной (питьевой) воды по эксплуатируемым водопроводным сетям населению пос. Шагол Курчатовского района г. Челябинска, а также потребителям МБ ДОУ ДС N 14, ГБОУ ЧКШИ с ПЛП, АО "Газпромнефть-Урал", расположенных в пос. Шагол Курчатовского района г. Челябинска, а также осуществление организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством требованиям (пункт 1 договора).
Согласно пункту 8 договора (с учетом протокола согласования разногласий) оплата по нему производится ответчиком по тарифам на транспортировку воды, установленным в соответствии с действующим законодательством о государственном регулировании цен (тарифов).
Оплата по договору уменьшается на стоимость потерь воды при транспортировке, которые определяются как разница между количеством поданной холодной воды, определенным по приборам учета воды, установленным на границе раздела эксплуатационной ответственности транзитной организации в точке приема, и количеством потребленной воды в многоквартирных домах, до сетей водоснабжения организации водопроводно-канализационного хозяйства, в зданиях организаций МБ ДОУ ДС N 14, ГБОУ ЦКШИ с ПЛП, АО "Газпромнефть-Урал", расположенных в военном городке N 11 по указанным адресам в пос. Шагол Курчатовского района г. Челябинска, рассчитанным по приборам учета воды и нормативам потребления (договорным величинам). Расчетным периодом принимается один месяц.
Договор подписан ответчиком по первоначальному иску с протоколом разногласий, который, в свою очередь, принят и подписан истцом по первоначальному иску с учетом протокола урегулирования разногласий, один экземпляр которого направлен в адрес ответчика (т.1, л.д.24-28).
В окончательной редакции договор сторонами не подписан.
В течение спорного периода с 01.10.2017 по 31.12.2017 истец по первоначальному иску осуществил транспортировку холодной воды на общую сумму 888 261 руб. 79 коп., в том числе: в октябре 2017 г. на сумму 303 199 руб. 08 коп., в ноябре 2017 г. на сумму 291 711 руб. 23 коп., в декабре 2017 г. на сумму 293 351 руб. 48 коп., что подтверждается актами N 0000-039964 от 31.10.2017, N 0000-045801 от 30.11.2017 и N 00ГУ-002526 от 31.12.2017 соответственно (т.1, л.д.29, 30, 87).
Оплата оказанных в период с 01.10.2017 по 31.12.2017 услуг по транспортировке холодной воды МУП "ПОВВ" не произведена.
В связи с образованием спорной задолженности истцом по первоначальному иску в адрес ответчика по первоначальному иску направлена претензия (т.1, л.д.11-12), которая последним оставлена без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца по первоначальному иску в арбитражный суд.
Кроме того, из материалов дела следует, что между МУП "ПОВВ" (предприятие) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (абонент) подписан государственный контракт N 15051 от 31.07.2017 холодного водоснабжения и водоотведения, а также протокол разногласий и протокол согласования разногласий к нему (т.1, л.д.141-144, 147-149).
По условиям контракта предприятие, осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать холодную воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом. Предприятие также обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1.1 контракта).
Местом исполнения обязательств по контракту является граница балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сетей водоснабжения и водоотведения предприятия (пункт 1.3 контракта).
В соответствии с подпунктами "а" - "г" пункта 4.2 контракта предприятие вправе осуществлять контроль за правильностью учета объемов поданной (полученной абонентом) холодной воды и учета объемов принятых (отведенных) сточных вод; осуществлять контроль за наличием самовольного пользования и (или) самовольного подключения абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения и принимать меры по предотвращению самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения; временно прекращать или ограничивать холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб и приборам учета холодной воды.
В свою очередь абонент, согласно подпунктам "б" - "д", "л" пункта 4.3 контракта обязан обеспечивать сохранность пломб и знаков поверки на приборах учета, узлах учета, задвижках обводной линии, и других устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности; обеспечивать учет получаемой холодной воды и отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом V контракта, и в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; установить приборы учета холодной воды и отводимых сточных вод на границах эксплуатационной ответственности; соблюдать установленный контрактом режим водопотребления и водоотведения; незамедлительно сообщать предприятию обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборах учета, о нарушениях работы централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, которые могут оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и причинить вред окружающей среде. Согласно пункту 5.1 контракта для учета объемов поданной абоненту холодной воды стороны используют приборы учета, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5.7-5.12 контракта.
Коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в случаях: а) при отсутствии приборов учета, в том числе, в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения; б) в случае неисправности прибора учета (пункт 5.7 контракта).
В силу пункта 5.8 контракта определение объема водопотребления расчетным способом при применении метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях: а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года; в) при отсутствии у абонента приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от предприятия уведомления о необходимости установки приборов учета.
Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.04.2017 (пункт 2.1 контракта).
Контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2017, при этом распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.04.2017 (пункт 12.1 контракта).
К указанному контракту сторонами подписаны приложения: N 1 - Перечень объектов абонента, сведения о режиме подачи холодной воды; N 2 - Режим приема сточных вод; N 3 - Сведения об узлах учета и приборах учета воды.
Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения и водоотведения к государственному контракту N 15051 от 31.07.2017 и схема сетей водоснабжения и водоотведения к акту подписаны сторонами 22.06.2017 (т.1, л.д.150-151).
Одним из объектов ответчика по встречному иску, снабжаемых холодной водой на основании названного выше государственного контракта, является здание по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, д. 187, что подтверждается приложением N 1 к государственному контракту (т.1, л.д.145).
Как следует из акта от 26.10.2016 N 13214, составленного инспектором СП "Водосбыт" в присутствии представителей МУП "ПОВВ" и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, 26.10.2016 на объекте абонента по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, д. 187, был осмотрен водопроводный колодец с ул. Полковой, произведена повторная опломбировка обводной задвижки на узле учета, обводная задвижка закрыта и опломбирована пломбой (т.1, л.д.152).
12.09.2017 в ходе осмотра инспектором СП "Водосбыт" того же объекта ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России установлено: узел учета холодной воды не оборудован бесперебойным источником питания; помещение для размещения узла учета не пригодно ввиду отсутствия источников тепла для обеспечения нормативной температуры в зимнее время; электропитание прибора учета воды выполнено на "скрутках", при этом видимые разрывы на электрических кабелях не допускаются. Этим же актом установлен факт безучетного потребления ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России питьевой воды с ул. Краснознаменной, корпуса здания N 134, N 125. Абоненту предписано в течение 10 дней (до 28.09.2017) устранить выявленные замечания и подготовить водопроводный колодец на территории объекта по ул. Полковой для отключения водовода или оборудовать его прибором учета (т.1, л.д.153).
На акте имеется подпись представителя абонента об ознакомлении с замечаниями (т.1, л.д.153 оборот).
Актом от 03.10.2017 N 15051, составленным инспектором СП "Водосбыт" в присутствии представителя абонента повторно зафиксирован факт самовольного водопотребления со стороны ул. Полковой, а также сделано заключение о невозможности отключения водовода на территории военного городка, поскольку задвижка на трубопроводе находится в нерабочем состоянии (т.1, л.д.154).
На основании письма ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России истцом по встречному иску были выданы технические условия на установку коммерческого узла учета питьевой воды на водопроводном вводе N 2 (пересечение ул. Краснознаменная-Полковая) для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (т.2, л.д.1-2).
Актом от 25.10.2017 N 15051 установлено, что принять прибор учета воды на объекте по пр. Победы, д. 187 со стороны ул. Полковой нельзя ввиду нерабочего состояния запорной арматуры (задвижки), что допускает безучетное водопотребление; абоненту предписано в кратчайший срок устранить данное замечание (т.2, л.д.5).
01.11.2017 на объекте по пр. Победы, д. 187 со стороны ул. Полковой приняты к учету приборы учета воды, произведена опломбировка задвижки и проверена сохранность пломбы на задвижке в колодце на указанном объекте (т.2, л.д.6).
В связи с выявлением факта безучетного водопотребления истец по встречному иску направил ответчику по встречному иску претензию с расчетом стоимости потребленного без учета ресурса и счетом на оплату в размере 1 278 071 руб. 26 коп., которая адресатом оставлена без исполнения (т.2, л.д.4, 7-11). Отказ ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России произвести оплату за период безучетного водопотребления послужил основанием для обращения МУП "ПОВВ" в арбитражный суд с настоящим встречным иском.
Удовлетворяя исковые требования ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России суд пришел к выводу о доказанности оказания услуг по транспортировке воды для МУП "ПОВВ", расчет которых произведен на основании тарифа, утвержденного постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 23.08.2017 N 41/8; факт и объем оказанных услуг транспортировки воды в период с 01.10.2017 по 31.12.2017 не опровергнуты. Удовлетворяя встречные исковые требования, суд установил факт оказания МУП "ПОВВ" для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России услуг по водоснабжению и водоотведению, в том числе, в отношении объекта по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, д. 187, водоснабжение которого по условиям заключенного государственного контракта осуществляется по водоводу, проходящему по пр. Победы. При этом, схемой сетей водоснабжения и водоотведения подтверждается, что водоснабжение данного объекта возможно и через другой водовод, проходящий по ул. Полковой. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт самовольного водопользования ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России через водовод, проходящий по ул. Полковой в отсутствие принятого в установленном порядке в эксплуатацию прибора учета, в связи с чем МУП "ПОВВ" правомерно применило расчетный способ определения объема водопотребления по методу учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам в точке подключения к централизованной системе водоснабжения при скорости движения 1,2 м в секунду. Не соглашаясь с решением суда в части удовлетворения встречных исковых требований МУП "ПОВВ", податель апелляционной жалобы не учитывает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776) на основании пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении, Закон N 416-ФЗ). В соответствии с пунктами 35, 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) абонент обязан обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента. Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за правильностью учета объемов поданной (полученной) холодной воды, объемов принятых (отведенных) сточных вод абонентом, транзитными организациями; осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов.
Самовольным признается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета (пункт 2 Правил N 644).
Согласно пункту 84 Правил N 644 абонент обязан в порядке, установленном указанными Правилами, обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к средствам измерений (приборам учета) и иным устройствам, в том числе для проверки исправности средств измерений (приборов учета), сохранности знаков поверки и контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми абонентами показаниями.
Пунктом 147 Правил N 644 установлено, что абонент, транзитная организация обязаны обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к приборам учета (узлам учета) и иным устройствам: для проверки исправности приборов учета, сохранности контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми абонентом показаниями; для проведения поверок, ремонта, технического и иного обслуживания, замены приборов учета в случае, если такие приборы учета принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или организация обеспечивает их обслуживание; для опломбирования приборов учета холодной воды, сточных вод; для отбора проб в установленных местах отбора проб в целях проведения производственного контроля качества питьевой воды, контроля качества сточных вод; для обслуживания водопроводных, канализационных сетей и оборудования, находящихся на границе эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства; для проверки водопроводных, канализационных сетей, иных устройств и сооружений, присоединенных к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 148 Правил N 644 абонент, транзитная организация обеспечивают беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации после предварительного оповещения абонента, транзитной организации о дате и времени посещения. Абонент, транзитная организация должны быть извещены о проведении обследования водопроводных и канализационных сетей и о проведении отбора проб воды и сточных вод не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования и (или) отбора проб. Оповещение должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.
В соответствии с пунктом 149 Правил N 644 уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации допускаются к водопроводным, канализационным сетям и сооружениям на них, приборам учета и иным устройствам, местам отбора проб при наличии служебного удостоверения (доверенности) или по заранее направленному абоненту, транзитной организации списку с указанием должностей проверяющих. В случае если доступ предоставляется для проверки, по итогам проверки составляется двусторонний акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом один экземпляр акта должен быть направлен абоненту, транзитной организации не позднее 3 рабочих дней со дня его составления. При этом абонент, транзитная организация имеют право присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом.
Материалами дела (государственным контрактом N 1501 от 31.07.2017, приложением N 1 к нему (перечень объектов), актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения и водоотведения, схемой сетей водоснабжения и водоотведения) подтверждается, что на основании указанного заключенного сторонами государственного контракта МУП "ПОВВ" оказывало ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе, в отношении объекта по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, д. 187, водоснабжение которого по условиям заключенного государственного контракта осуществляется по водоводу, проходящему по пр. Победы (т.1, л.д.150, 151).
При этом схемой сетей водоснабжения и водоотведения подтверждается, что водоснабжение данного объекта возможно и через другой водовод, проходящий по ул. Полковой (т.1, л.д.151). Согласно пункту 3 Правил N 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом о водоснабжении.
В силу пункта 24 Правил N 776 при самовольном подключении и (или пользовании централизованной системой водоотведения объем отведенных сточных вод определяется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоотведения, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоотведения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоотведения, до даты устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую водоотведение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения, расчетный способ определения количества принятых (отведенных) сточных вод применяется не более чем за 6 месяцев.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами права для применения расчетного способа коммерческого учета воды по использованному МУП "ПОВВ" методу (по пропускной способности) необходимо доказать, прежде всего, факт самовольного присоединения объекта ответчика к централизованной системе водоотведения. Проанализировав содержание составленных представителем водосетевой организации в присутствии представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России актов:
- от 26.10.2016, которым был осмотрен водопроводный колодец с ул. Полковой, произведена повторная опломбировка обводной задвижки на узле учета, обводная задвижка закрыта и опломбирована пломбой;
- от 12.09.2017, которым зафиксирован факт безучетного потребления, от 03.10.2017, установлено продолжающееся безучетное водопотребление;
- от 25.10.2017, которым прибор учета не был принят ввиду неисправности запорной арматуры, что допускало возможность безучетного водопотребления;
- от 01.11.2017, которым приняты к учету приборы учета воды, произведена опломбировка задвижки и проверена сохранность пломбы на задвижке в колодце на указанном объекте (т.1, л.д.152-154, т.2, л.д.5-6)), а также письмо ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 20.09.2017 N 370/У/3/3/629, технические условия от 05.10.2017 N 94-ВС, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта безучетного водопотребления ответчиком по встречному иску на объекте по пр. Победы, д. 187 через водовод, проходящий по ул. Полковой, в периоды с 12.09.2017 по 16.10.2017 (отключение водоснабжения через водовод от ул. Полковой), с 26.10.2017 (водоснабжение подано и зафиксирована неисправность запорной арматуры) по 31.10.2017 (день, предшествующий дате приема прибора измерения водопотребления к учету).
Поскольку материалами дела подтверждается факт самовольного водопользования ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России через водовод, проходящий по ул. Полковой в отсутствие принятого в установленном порядке в эксплуатацию прибора учета, суд счел правомерным применение МУП "ПОВВ" при установленных обстоятельствах расчетного способа определения объема водопотребления по методу учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения при скорости движения 1,2 м в секунду (далее - метод пропускной способности) (т.2, л.д.4, 7-10).
По расчету истца по встречному иску, выполненному расчетным способом с применением метода пропускной способности с учетом действующего в соответствующие периоды тарифа, стоимость услуг холодного водоснабжения за установленные периоды безучетного водопотребления с 12.09.2017 по 16.10.2017 и с 26.10.2017 по 31.10.2017 составила 1 278 071 руб. 26 коп. (т.2, л.д.4, 7 оборот, 12-18).
В суде первой инстанции доводов о несогласии с расчетом истца по встречному иску ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не приводились. Вопреки доводам подателя жалобы, определение объема расчетным методом по пропускной способности трубы с момента обнаружения и до момента установки прибора учета является законным и соответствующим подпункту "а" пункта 16 Правил N 776 (пункты 5.7, 5.8 контракта). Довод подателя жалобы о том, что потребление воды в установленном МУП "ПОВВ" объеме не происходило и водопроводная труба была изначально установлена в таком диаметре исключительно для ранее существовавшего Военного городка N 1, где располагался Челябинский военный автомобильно-инженерный институт Министерства обороны Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В отсутствие прибора учета, а также в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения объем отпущенного ресурса определяется исключительно таким методом (расчетным), исходя из технической возможности пропускной способности трубы. Определение объема расчетным методом с учетом пропускной способности трубы не является какой-либо мерой ответственности, в данном случае это предусмотренная законом и заключенным договором возможность определить объем воды, прошедшей за установленное время по соответствующей водопроводной трубе до момента установки прибора учета.
Ссылка ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на необходимость расчета по подпункту "в" пункта 16 Правил N 776 неправомерна, поскольку применение положений данного пункта возможно только если ранее потребление через указанный водовод производилось на законных основаниях при наличии установленного прибора учета, который в дальнейшем был снят на проверку или в связи с поломкой, а затем по истечении двух месяцев не установлен.
В рассматриваемом случае водоснабжение через спорный водовод не осуществлялось, ранее имеющихся водопотребления объемов не зафиксировано, спорный водовод до 12.09.2017 был закрыт и опломбирован, в контракте сторонами не согласован в качестве законно допущенного, как и установленного, допущенного до 12.09.2017 прибора учета. С учетом изложенных обстоятельств МУП "ПОВВ" обоснованно произвело расчет объемов водопотребления пропускной способности с момента обнаружения самовольного пользования и до момента устранения такого пользования.
В остальной части выводы суда первой инстанции сторонами не оспариваются.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - без удовлетворения. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении заявления, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15 мая 2018 г. по делу N А76-2795/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.