г. Севастополь |
|
23 июля 2018 г. |
Дело N А84-424/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Омельченко В.А., Карева А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
с участием представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Юникс" - Беличенко М. В. - представителя по доверенности от 25.04.2018 N 92АА0314016, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации,
от Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - Гросс К. В. - представителя по доверенности от 09.01.2018, б/н, личность подтверждена служебным удостоверением,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.04.2018 по делу N А84-424/2018 (судья Архипенко А.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юникс" к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным отказа в государственной регистрации права.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Юникс" (далее - заявитель, ООО "Юникс", общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр) о признании недействительным решения от 14.09.2017 об отказе в государственной регистрации права собственности ООО "Юникс" на нежилое здание с кадастровым номером 91:02:001014:734, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Адм. Юмашева, д. 25а/1. В качестве способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявитель просил обязать Севреестр осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Юникс" на указанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.04.2018 по делу N А84-424/2018 заявленное требование удовлетворено, признано недействительным сообщение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 14.09.2017 N91/001/023/2017-7941 об отказе в государственной регистрации права собственности ООО "Юникс" на нежилое здание, расположенное по адресу: ул. Адмирала Юмашева, д. 25а/1, г. Севастополь, кадастровый номер 91:02:001014:734. Суд обязал Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя провести государственную регистрацию права собственности ООО "Юникс" на нежилое здание, расположенное по адресу: ул. Адмирала Юмашева, д. 25а/1, г. Севастополь, кадастровый номер 91:02:001014:734, на основании заявления от 17.05.2017 N91/001/023/2017-7941.
Не согласившись с принятым решением, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неверное применение норм материального права. По мнению апеллянта, у государственного регистратора имелись препятствия для государственной регистрации права собственности ввиду получения сведений Нотариальной палаты города Севастополя о зарегистрированном частным нотариусом запрещении, на основании которых государственный регистратор пришёл к выводу о наличии ипотеки в силу закона, которая подлежит государственной регистрации одновременно с государственной регистрацией права собственности на объект недвижимости. По утверждению апеллянта, при рассмотрении дела в суде первой инстанции не было учтено обстоятельство, что у государственного органа имелись законные основания для принятия оспариваемого решения по мотивам непредставления документов о снятии ограничения права на принадлежащий ООО "Юникс" объект недвижимости, либо заявления от регистрации права с обременением.
В судебном заседании представитель Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела, ООО "Юникс" (правопреемник одноименного частного предприятия) является собственником объекта недвижимого имущества - торгового павильона лит. "А" общей площадью 94,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул.Адмирала Юмашева, 25а/1, что подтверждено свидетельством о праве собственности от 07.11.2007, выданным Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета. 01.12.2007 указанное свидетельство удостоверено регистрационной надписью на правоустанавливающем документе коммунального предприятия "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества" Севастопольского городского Совета под реестровым N 4349 в реестровой книге 19 нж стр. 35 (т. 1 л.д. 50, лицевая сторона и оборот).
В порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", частное предприятие "Юникс" привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации с изменением своей организационно-правовой формы на общество с ограниченной ответственностью, о чем 27.11.2014 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
25.02.2015 Севреестром оформлен и выдан заявителю кадастровый паспорт N 91/12/15-16487 на нежилое здание общей площадью 94,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Юмашева, 25а/1 (кадастровый номер 91:02:001014:734), а также кадастровый паспорт N 91/12/15-16392 на земельный участок под ним площадью 83 кв.м. с кадастровым номером 91:02:001014:744 (т. 1 л.д. 34, 51).
17.05.2017 ООО "Юникс" обратилось в Севреестр с заявлением о регистрации права собственности на расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Юмашева, 25а/1 нежилое здание - торговый павильон лит. "А" общей площадью 94,4 кв. м, на основании свидетельства о праве собственности от 07.11.2007 (т. 1 л. д. 60,61).
Задолго до поступления данного заявления Севреестром от Нотариальной палаты города Севастополя были получены сведения (письмо от 04.12.2015 N 4275/01-16) о том, что в соответствии с данными раздела "Аресты и запрещения" информационной системы "еНот" на недвижимое имущество - торговый павильон лит. "А" общей площадью 94,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Юмашева, 25а/1 и субъект "ЧП "Юникс" 19.02.2008 зарегистрирован запрет частным нотариусом СГНО Голобородько А.Е. (договор ипотеки от 19.02.2008, реестровый номер 740). В данном письме имеется указание на то, что база "еНот" носит информационный характер и не является официальной базой запрещений и арестов РФ (т. 1 л.д. 70).
В соответствии с ответом от 14.12.2015 N 859 на межведомственный запрос нотариус Севастопольского городского нотариального округа Молошникова А.Н. представила информацию, согласно которой сведения о снятии запрещения с вышеуказанного объекта отсутствуют (т. 1 л.д. 71).
Учитывая полученные из Нотариальной палаты города Севастополя сведения, уведомлением от 15.06.2017 N 91/001/023/2017-7941 Севреестр информировал заявителя о приостановлении государственной регистрации на срок до 14.09.2017 включительно, указав на наличие причин, препятствующих проведению государственной регистрации права собственности, а именно, непредставление заявителем документов о снятии ограничения права на объект недвижимости либо заявления о государственной регистрации ипотеки в силу закона и соответствующего договора ипотеки (т. 1 л.д. 65).
В связи с тем, что до 14.09.2017 ООО "Юникс" не были представлены необходимые документы, Севреестр на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) сообщением от 14.09.2017 N 91/001/023/2017-7941 отказал заявителю в государственной регистрации права собственности на торговый павильон лит. "А" общей площадью 94,4 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Юмашева, 25а/1 (т. 1 л.д. 32).
Заявитель оспорил данный отказ в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии законных оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект.
Исследовав материалы дела и заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд не находит оснований для переоценки данного вывода, исходя из следующего:
Согласно пункту 6 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктами 5,7 части 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ установлено, что основаниями для приостановления государственной регистрации прав являются, в том числе: не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статья 27 названного Закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), который вступил в силу с 30.07.2014, установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 46-ЗС к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Законом N 218-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Следовательно, положения Закона N 218-ФЗ подлежат применению на территории города федерального значения Севастополя с учетом положений Закона N 46-ЗС.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя (пункт 3 статьи 7 Закона города Севастополя N 46-ЗС).
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 07.08.2014 N 202 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права" документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, являются, в частности, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданные органом местного самоуправления или органом исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства (пункт 4).
В рассматриваемой ситуации таким документом является свидетельство о праве собственности от 07.11.2007, выданное Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета.
Согласно части 2 статьи 4 Закона N 46-ЗС (в редакции, действовавшей в 2017 году), государственная регистрация ограничений (обременений) прав на объекты недвижимости, расположенные на территории города Севастополя, установленных до вступления в силу Федерального конституционного закона решениями органов, в том числе судебных органов, иностранных государств (аресты, запреты и т.п.), осуществляется по заявлению заинтересованного лица, которое обязано представить документы, свидетельствующие о том, что основания, послужившие возникновению ограничения (обременения), не утратили актуальности на момент обращения с заявлением о государственной регистрации ограничений (обременений).
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" предусмотрено, что государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя. Государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу нотариально удостоверенного договора об ипотеке, может осуществляться также на основании заявления нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке.
Государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется на основании заявления залогодержателя или залогодателя либо нотариуса, удостоверившего договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона, без уплаты государственной пошлины. Государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 статьи 20 Федерального закона N 102-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в ст. 53 Закона N 218-ФЗ.
Из приведённых норм права следует, что законодатель выделяет два вида ипотеки: в силу договора и в силу закона.
При этом требование об обязательной регистрации ипотеки одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой, установлено законодателем только для ипотеки в силу закона. Для ипотеки, возникшей в силу договора, такое требование законодателем не предусмотрено. Доводы апеллянта в данной части основаны на неверном толковании норм материального права.
Основанием для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на нежилое здание послужило наличие сведений о регистрации в 2008 году нотариусом в отношении указанного недвижимого имущества запрещения на основании договора ипотеки от 19.02.2008,а не на основании закона, что в силу приведённых выше положений пункта 2 статьи 20 Федерального закона N 102-ФЗ не является препятствием для государственной регистрации права собственности, в том числе в порядке переоформления ранее возникшего права.
Кроме того, сведения о наличии обременений получены не из официальных источников, а из справочной системы еНот, которая не является официальной базой и носит справочный характер, на что прямо указано в ответе нотариальной палаты города Севастополя от 04.12.2015 N 4275/01-16 (т. 1 л. д. 70).
По указанной причине суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что данные справочной системы еНот не могут быть положены в основу выводов государственного регистратора о наличии обременений имущества без дополнительного их подтверждения по данным государственных регистров, которого в данном случае не имеется. Наличие ипотеки, возникшей в силу договора (а не закона), регистрируется по обоюдному согласию сторон и не является препятствием для государственной регистрации права собственности, в связи с чем у заявителя отсутствовала обязанность представлять документы, свидетельствующие о снятии запрета, в период приостановления действия государственной регистрации, а у государственного регистратора отсутствовали основания для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на спорный объект по данному основанию.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования общества являются обоснованными и подлежали удовлетворению.
Понесённые заявителем судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде обоснованно взысканы судом в Севреестра. Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений заявителя с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая в пользу заявителя с государственного органа уплаченную в бюджет государственную пошлину, возлагает на государственный орган обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, не установлено.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривается, поскольку апеллянт (Севреестр) от её уплаты освобождён.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.04.2018 по делу N А84-424/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.