Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 октября 2018 г. N Ф06-38745/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А12-7487/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
при участии в судебном заседании представителя Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Молотковой И.С., действующей на основании доверенности от 28.12.2017 N 23/175-17, представителей саморегулируемой организации ассоциации "Строительный комплекс Волгоградской области" Яровой Н.А., действующей на основании доверенности от 16.04.2018, Котлярова Ю.В., действующего на основании доверенности от 10.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 мая 2018 года по делу N А12-7487/2018 (судья Репникова В.В.)
по заявлению саморегулируемой организации ассоциации "Строительный комплекс Волгоградской области" (400078, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 100, ОГРН 1083400029954, ИНН 3442102491)
к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (400074, г. Волгоград, ул. Огарева, д. 15, ОГРН 1023403462488, ИНН 3444046034)
о признании недействительным ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области саморегулируемая организация ассоциация "Строительный комплекс Волгоградской области" (далее - СОА "Строительный комплекс Волгоградской области", ассоциация, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, административный орган) от 13.02.2018 N 10-27МГСН/2018ВО, от 13.03.2018 N 10-44МГСН/2018ВО.
Решением суда первой инстанции от 04 мая 2018 года требования общества удовлетворены. Суд признал недействительными предписания Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 13.02.2018 N 10-27МГСН/2018ВО, от 13.03.2018 N 10-44МГСН/2018ВО.
Кроме того, с Нижне-Волжского управления Ростехнадзора в пользу СОА "Строительный комплекс Волгоградской области" взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Нижне-Волжское управление Ростехнадзора не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
СОА "Строительный комплекс Волгоградской области" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 05.02.2018 N 462/10-рп проведена внеплановая выездная проверка в отношении СОА "Строительный комплекс Волгоградской области" с целью проверки исполнения ассоциацией предписания от 02.03.2017 N 10-27МГСН/2017, по результатам которой составлен акт от 13.02.2018 N 10-27МГСН/2018ВО.
В ходе проверки административным органом установлено, что ранее выданное предписание не исполнено, в нарушение части 2 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в установленный предписанием от 02.03.2017 N 10-27МГСН/2017 срок (до 17.04.2017) компенсационный фонд саморегулируемой организации не сформирован.
13.02.2018 Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора СОА "Строительный комплекс Волгоградской области" выдано предписание N 10-27МГСН/2018ВО, согласно которому обществу в срок до 12.03.2018 надлежит сформировать в установленном порядке компенсационный фонд саморегулируемой организации.
На основании распоряжения от 06.03.2018 N 914/10-рп Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении СОА "Строительный комплекс Волгоградской области" с целью проверки исполнения ассоциацией предписания от 13.02.2018 N 10-27МГСН/2018ВО, по результатам которой составлен акт от 13.03.2018 N 10-44МГСН/2018ВО.
В ходе проверки административным органом установлено, что предписание от 13.02.2018 N 10-27МГСН/2018ВО не исполнено, в нарушение части 2 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ от 29.12.2004) в установленный предписанием от 13.02.2018 N 10-27МГСН/2018ВО срок (до 12.03.2018) компенсационный фонд саморегулируемой организации не сформирован
13.03.2018 Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора СОА "Строительный комплекс Волгоградской области" выдано предписание N 10-44МГСН/2018ВО, согласно которому ассоциации надлежит в срок до 16 апреля 2018 года сформировать в установленном порядке компенсационный фонд саморегулируемой организации.
СОА "Строительный комплекс Волгоградской области", полагая, что предписания Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 13.02.2018 N 10-27МГСН/2018ВО, от 13.03.2018 N 10-44МГСН/2018ВО являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы ассоциации, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
В ходе проверки административным органом установлено, что суммарный размер взносов, уплаченных в компенсационный фонд (компенсационные фонды) за весь период деятельности СОА "Строительный комплекс Волгоградской области" составляет 390 604 819 руб.
На специальных банковских счетах на дату проверки согласно банковским выпискам, размещено 277 776 030,45 руб., из них 220 600 000 руб. - денежные средства компенсационного фонда действующих членов ассоциации с учетом уровня их ответственности по обязательствам.
Как установлено Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора при проведении проверки ассоциацией документально подтвержден компенсационный фонд возмещения вреда только в размере 129 809 268,08 руб., компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере 147 966 762,37 руб., что не соответствует минимальному размеру компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ассоциации, рассчитанному в рамках проверки с учетом требований статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ саморегулируемая организация обязана в срок до 01.09.2017 разместить в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 04.07.2016, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Частью 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ определено, что некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным частями 1 - 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании заявлений своих членов не позднее 01.07.2017 обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда саморегулируемых организаций в соответствии с частями 10 и 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в указанный в настоящей части срок такие некоммерческие организации также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены минимальные размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и порядок восстановления указанных компенсационных фондов при уменьшении их размера ниже установленного законом уровня, исходя из фактического количества членов саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.
Судом первой инстанции установлено, что ассоциацией часть средств ранее сформированного (до августа 2013 года) компенсационного фонда СРО ассоциация "Строительный КВО" в размере 158 000 000 руб. размещены через управляющую компанию по агентскому договору с ООО "МВУК" и в результате преступных действий эти средства были похищены, в связи с чем возбуждено два уголовных дела, в которых СОА "Строительный комплекс Волгоградской области" признана потерпевшей стороной.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о тои, что заявителем в соответствии с требованиями статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ, статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сформированы компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, при этом размеры компенсационных фондов ассоциации превышают установленный законодательством минимальный размер.
Административным органом установлено, что на момент проверки в СОА "Строительный комплекс Волгоградской области" по состоянию на 01.02.2018 состояло 547 членов, минимальный размер компенсационных фондов согласно частям 11, 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен составлять 220 600 000 руб.; по состоянию на 06.03.2018 состояло 576 членов, минимальный размер компенсационных фондов согласно части 11, 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен составлять 230 400 000 руб.
Представленные заявителем расчеты размера компенсационных фондов исходя из количества действующих членов ответчиком не оспариваются.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что СОА "Строительный комплекс Волгоградской области" на момент проверки выполнены требования законодательства о формировании и размещении фонда возмещения вреда и фонда обеспечения договорных обязательств.
Указанное свидетельствует о выполнении ассоциацией требований части 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ, частях 2, 4 статьи 55.4, статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязывающей саморегулируемую организацию на основании заявлений своих членов не позднее 1 июля 2017 года сформировать компенсационные фонды в соответствии с частями 10, 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Акт проверки содержит анализ первоначально сформированных ассоциацией сумм компенсационного фонда без мотивировки необходимости его сохранения в прежнем размере независимо от количества участников общества.
Такое требование оспариваемых предписаний административного органа о перечислении на специальный счет ассоциации средств компенсационного фонда, сформированного ранее, часть которого утрачена в результате хищения, не основано на законе и является неисполнимым.
Требования оспариваемых предписаний о формировании в установленном порядке компенсационного фонда саморегулируемой организации, является неисполнимым в указанный в предписаниях срок, с учетом того, что расследование уголовных дел не завершено, ущерб от незаконных действий не возмещен, а нормы законодательства не предусматривают возможность взыскания дополнительных взносов с действующих членов саморегулируемой организации.
Апелляционный суд соглашается с доводами заявителя, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность размещать компенсационные фонды в отношении тех лиц, которые уже не являются членами Ассоциации, обязанность размещения которых возложена на заявителя оспариваемым предписанием.
Судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание вступившие в законную силу судебные акты судов общей юрисдикции, которыми установлена незаконность предписаний Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 11.11.2016 N 10-197/МГСН/15, от 19.12.2016 N 10-252МГСН/16, выданных СОА "Строительный комплекс Волгоградской области" по тем же нарушениям, которые указаны в оспариваемых предписаниях от 13.02.2018 N 10-27МГСН/2018ВО, от 13.03.2018 N 10-44МГСН/2018ВО.
Так, постановлением мирового судьи судебного участка от 13.03.2017 по делу N 5-104-144/2017 прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении СОА "Строительный комплекс Волгоградской области" о совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в неисполнении предписания Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 11.11.2016 N 10-197/МГСН/15, в связи с отсутствием состава правонарушения.
Постановлением мирового судьи судебного участка от 30.03.2017 по делу N 5-104-269/2017 прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении СОА "Строительный комплекс Волгоградской области" о совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в неисполнении предписания Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 19.12.2016 N 10-252МГСН/16 в связи с отсутствием состава правонарушения.
Указанными судебными актами установлено, что денежные средства на специальном счете ассоциации на момент проведения проверки имелись, в предписании не указано, в какой сумме необходимо сформировать компенсационный фонд с учетом уже имеющихся денежных средств на счете ассоциации, а также не имеется ссылки на норму статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой необходимо привести размер компенсационного фонда.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правомерность выводов суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 мая 2018 года по делу N А12-7487/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.