Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 декабря 2018 г. N Ф09-7409/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А71-180/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (ИНН 1840038019, ОГРН 1151840003480) - Красноперов Д.В., паспорт, доверенность от 01.03.2018; Березина У.Л., паспорт, доверенность от 10.01.2017;
от заинтересованного лица Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики (ИНН 1831057079, ОГРН 1021801169510) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 апреля 2018 года
по делу N А71-180/2018,
принятое судьей Калининым Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания"
к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее заявитель, ООО "Городская УК", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее заинтересованное лицо, Госжилинспекция УР, инспекция) о признании незаконным предписания от 11.10.2017 N И5-80-741.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 апреля 2018 года (резолютивная часть объявлена 24 апреля 2018 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Городская УК" обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение отменить, требования - удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к законности действий управляющей организации об использовании денежных средств, находящихся на специальном счете общества, собранных жильцами многоквартирного жилого дома, поскольку является волеизъявлением собственников, выраженного на общем собрании 25.05.2015.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, по приведенным в нем мотивам просит решение оставить в силе, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо явку представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, что в силу ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
В ходе судебного разбирательства дела 10.07.2018 был объявлен перерыв до 15 час.30 мин. 17.07.2018, по окончании которого слушание дела продолжено в том же составе судей, при том же секретаре, с участием представителя заявителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения N 741 от 19.09.2017 на предмет соблюдения ООО "Городская УК", владельцем специального счета, требований к формированию фонда капитального ремонта и сохранности денежных средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, Госжилинспекцией УР выдано предписание N И5-80-741 от 11.10.2017 с требованием о перечислении в срок до 17.11.2017 денежных средств в размере 77 227 руб. 98 коп., уплаченных собственниками помещений в качестве взносов на капитальный ремонт, на специальный счет N 40705810838130000538, предназначенный для формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 66 по ул.К.Либкнехта г.Ижевска (л.д.36).
Усматривая несоответствие требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов общества данным предписанием, ООО "Городская УК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не усмотрел совокупность условий для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Заслушав представителя подателя апелляционной жалобы, изучив возражения заинтересованного лица, исследовав материалы дела, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, проверив правильность применения их судом первой инстанции и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 36.1 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее - специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.
В силу пунктов 1.1 и 1.1-1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации.
Согласно части 1 статьи 170 Жилищного кодекса РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 указанного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 данной статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы (часть 2 статьи 170 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу части 4 статьи 170 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет, если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в пункте 5 настоящей части и части 2 статьи 176 данного Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
В соответствии с частью 4.1 статьи 170 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
В соответствии с частью 4.2 статьи 170 Жилищного кодекса РФ решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 66 по ул.К.Либкнехта г.Ижевска от 20.05.2015 договор управления многоквартирным домом с прежней управляющей компанией расторгнут, способ управления избран - управление управляющей компанией, в качестве управляющей компании выбрано ООО "Городская управляющая компания", способ формирования фонда капитального ремонта избран - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, в качестве владельца специального счета, открытого для перечисления взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств выбрано ООО "Городская управляющая компания", кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет, - ОАО "МДМ Банк", ООО "Городская управляющая компания" назначено лицом, уполномоченным на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе на заключение договора специального счета с правом подписания всех необходимых документов, связанных с открытием счета, расторжение и изменение договора специального счета от имени и по поручению собственников, на выдачу указаний по перечислению средств со счета в адрес лиц, оказывающих услуги и(или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества, на получение информации о сумме зачисленных средств на счет, об остатке всех операций на счете и иных операций по списанию и зачислению средств, связанных с формированием и использованием средств фонда капитального ремонта; финансирование расходов ООО "Городская управляющая компания" по содержанию специального счета и расходов по начислению взносов на капитальный ремонт, процентов в связи с ненадлежащим исполнением обязанности собственников по уплате взносов на капитальный ремонт, подготовка и выставление счетов на оплату собственниками помещений, ведение претензионной работы с собственниками, которые несвоевременно и (или) не полностью уплатили взносы на капитальный ремонт и другие расходы, осуществляется за счет целевой платы, предъявляемой собственникам помещений, ежемесячно в размере 10% от минимального размера взноса на капремонт установленного нормативным правовым актом Правительства УР с квадратного метра общей площади, путем выставления дополнительной строкой в платежном документе (л.д.14-19).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 66 по ул.К.Либкнехта г.Ижевска от 25.05.2015 принято решение: оплату за капитальный ремонт производить не в виде взносов на специальный счет, а на счет управляющей компании за ранее выполненные работы по капитальному ремонту и для дальнейшего выполнения работ, предусмотренных Региональной программой капитального ремонта общего имущества в МКД в Удмуртской Республике; приостановить финансирование расходов по содержанию специального счета и расходов по начислению взносов на капитальный ремонт в размере 10% от взноса на капитальный ремонт до полного погашения задолженности за выполненный капитальный ремонт; установить плату за капитальный ремонт в размере равном величине минимального взноса на капитальный ремонт установленного нормативным правовым актом Правительства Удмуртской Республики в целях оплаты задолженности в объеме стоимости выполненных работ по капитальному ремонту до полного ее погашения посредством выставления счет-квитанции за ЖКУ по статье "капитальный ремонт"; приостановить оплату взносов на капитальный ремонт в фонд капитального ремонта формируемого на специальном счете до полного погашения задолженности за выполненный капитальный ремонт; произвести зачет средств в размере равном стоимости работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, фундамента и фасада многоквартирного дома, выполненных в 2011-2014 г.г. в сумме 820 315 руб., в счет исполнения обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме на специальный счет с 01.05.2015 до полного погашения задолженности (л.д.20-21).
Заявителем на основании решения открыт специальный счет N 40705810724830000538.
Согласно платежным документам на оплату жилищно-коммунальных услуг и своду начислений за "капитальный ремонт*", представленных ООО "Городская УК", установлено, что собственникам помещений многоквартирного дома N 66 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска ООО "Городская УК" производило начисление платы по строке "капитальный ремонт*" в составе платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В ходе проведения проверки ООО "Городская УК" были представлены своды начислений по оплате собственниками МКД N 66 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска взносов "на капитальный ремонт*" и "капитальный ремонт".
В соответствии со сводом начислений по периоду регистрации за период январь 2015 г. по май 2017 г. по дому N 66 по ул. К. Либкнехта на "взносы на капитальный ремонт*" ООО "Городская УК" начислено собственникам помещений 333 071,03 руб., а собственниками помещений оплачено 317 346,52 руб.
Согласно Своду начислений по периоду регистрации за период с января
2015 г. по май 2017 г. по дому N 66 по ул. К. Либкнехта на "капитальный ремонт" ООО "Городская УК" начислено собственникам помещений 235 652,04 руб., а собственниками помещений оплачено 176 875,13 руб..
Начисление платы по строке "капитальный ремонт" производилось в период февраль 2017 г. - апрель 2017 г..
В ходе проверки ООО "Городская УК" в письме вход. N 2768 от 05.05.2017 подтвердило, что денежные средства, поступившие по строке "капитальный ремонт*", предъявленные собственникам помещения многоквартирного дома N66 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска, направлены на
формирование фонда капитального ремонта в рамках действующей региональной системы капитального ремонта УР в соответствии со ст. 169 Жилищного кодекса РФ.
С учетом представленных ООО "Городская УК" документов и пояснений, заинтересованным лицом было установлено, что всего собственникам помещений в многоквартирном доме N 66 по ул. К.Либкнехта за период нахождения дома в управлении ООО "Городская УК", было начислено взносов на капитальный ремонт в общей сумме 568 723,07 руб., оплачено собственниками помещений 494 221,65 руб..
Согласно выписке от 01.06.2017 по операциям на счете N 40705810724830000538 за период с 15.08.2015 по 01.06.2017, предоставленной ПАО "БИНБАНК" в адрес Госжилинспекции УР, сумма поступлений по счету составила 320 246,68 руб., сумма списаний 245 065 руб., остаток 75 181,68 руб..
При этом в сумме поступлений учтены 73 162,93 руб., поступивших от АНО "Единый СПК" в связи с закрытием счета по заявлению клиента о расторжении договора банковского счета, а также 4065,05 руб. - проценты, начисленные банком.
Исходя из этого, всего на специальный счет должны были быть перечислены взносы на капитальный ремонт, оплаченные собственниками помещений дома N 66 по ул. К.Либкнехта г.Ижевска в период нахождения дома в управлении ООО "Городская УК", в размере 416 993,67 руб.. (494 221,65 - 73 162,93 - 4065,05).
На основании протокола общего собрания собственников помещений спорного МКД от 31.03.2016, ООО "Городская УК" выполнило работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения и водоотведения. Согласно актам о приемке выполненных работ по договорам подряда N 228-КР-ВС от 05.04.016, N 229-КР-ВО от 05.04.2016 стоимость выполненных работ и затрат составила 242 065 руб..
Со специального счета N 40705810838130000538 ООО "Городская УК"
были оплачены работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения и водоотведения в размере 245 065 руб..
Таким образом, на специальный счет N 40705810838130000538 не поступило 77 227,98 руб. (494 221,65 - 416 993 67) взносов, уплаченных собственниками на капитальный ремонт.
Во всех случаях денежные средства, вносимые собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома N 66 "на капитальный ремонт*" и "капитальный ремонт" имели целевой характер - для производства капитального ремонта, что заявителем не оспаривается, равно как и не оспаривается размер исчисленной суммы 77 227,98 руб., взносов, уплаченных собственниками на капитальный ремонт, но не поступивших на специальный счет N 40705810838130000538.
Иного из материалов дела не следует, выводы заинтересованного лица основаны на представленных заявителем документах, заявителем не опровергнуты.
При этом следует отметить, что доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что действия управляющей организации об использовании денежных средств, не поступающих по решению общего собрания собственников на специальный счет, собранных жильцами многоквартирного жилого дома, не противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку соответствуют волеизъявлению собственников, выраженному на общем собрании 25.05.2015, которые вправе самостоятельно определять способ формирования фонда капитального ремонта.
Между тем, по мнению суда апелляционной инстанции, действия управляющей организации не должны противоречить императивным требованиям жилищного законодательства, что средства собственников жилых помещений многоквартирных домов, имеющих целевой характер - на капитальный ремонт, в виде платы либо дополнительных взносов, должны находиться на специальном счете, на который должны быть зачислены и с которого должна производиться оплата за произведенные работы капитального характера (капитальный ремонт), в том числе за фактически выполненные работы, при этом независимо от волеизъявления собственников специальный режим банковского счета должен соблюдаться всеми, тем более управляющей организацией как профессиональным участником в сфере управления жилыми домами.
Препятствий к исполнению предписания суд апелляционной инстанции не усматривает, равно как и возможности представления заявителем заинтересованному лицу доказательств о сохранности либо целевом расходовании денежных средств в указанном в предписании размере, поскольку именно непредставление документов, подтверждающих сохранность собранных средств либо их целевое использование, послужило основанием для выводов о неисполнении ранее выданного предписания и вынесения предписания вновь.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии совокупности условий, предусмотренных ст. ст. 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Нарушений порядка проведения проверки заинтересованным лицом не допущено, предписание выдано уполномоченным органом, по результатам внеплановой документарной проверки, для проведения которой имелись основания проверки исполнения ранее выданного предписания, издано распоряжение о проведении проверки, срок проверки не превышает законодательно установленного, акт проверки, составленный по ее результатам, обществу направлен и получен; ранее выданное предписание N И5-80-528 от 24.07.2017 заявителем не оспаривалось, предписание является законным и обоснованным, что также подтверждается материалами дела, вынесено по результатам проверки, процессуальные требования к проведению которой заинтересованным лицом соблюдены.
Таким образом, суд первой инстанции при полном и всестороннем исследовании доказательств правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
При данных обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 апреля 2018 года по делу N А71-180/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.