г. Санкт-Петербург |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А21-11102/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10004/2018) ООО "ЖЭУ N 12 Ц" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2018 по делу NА21-11102/2017 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "ЖЭУ N 12 Ц"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 12 Ц" (далее- ООО "ЖЭУ N 12 Ц", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, ответчик) о признании недействительным предписания N ЖК-2/616/2/ММС/4285-р от 15.09.2017.
Решением суда от 05.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖЭУ N 12 Ц" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что Министерство неправомерно обязало Общество провести перерасчет, поскольку все начисления собственникам производились в соответствии с условиями договора, утвержденными протоколом общего собрания собственников. Учитывая сложность созыва и проведения общих собраний собственников из-за отсутствия кворумов, стороны утвердили способ индексации без проведения собрания не чаще одного раза в год, указанный способ является прозрачным и может быть проверен собственниками самостоятельно. Заявитель полагает, что судом не принято во внимание существенное обстоятельство - длительный срок действия договора- 5 лет.
В составе суда по основаниям и в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена отсутствующих по уважительной причине судей Лопато И.Б. и Семеновой А.Б. судьями Протас Н.И. и Сомовой Е.А., после чего рассмотрение дела произведено с самого начала.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением 12.07.2017 обращения жильца многоквартирного дома (далее также - МКД) N 122 по проспекту Мира в г.Калининграде по вопросу порядка начислений в период с июня 2014 года по август 2017 года платы за содержание и ремонт общего имущества при повышении тарифа на сумму, соответствующую проценту инфляции текущего года, Министерством издан приказ N 1878 от 05.09.2017 о проведении внеплановой, документарной проверки Общества.
В ходе проверки, оформленной Актом проверки от 12.09.2017 N ЖК-1/1878/ИИС, Министерством установлено, что в соответствии с договором от 29.06.2014 N6/H (далее - Договор) ООО "ЖЭУ N12 Ц" осуществляет функции управляющей организации по обслуживанию, содержанию, текущему и капитальному ремонту жилого дома 122, расположенного на проспекте Мира, г. Калининград.
Пунктом 3.1.3 Договора предусмотрено, что размер платы по договору ежегодно индексируется на величину, не превышающую индекс инфляции (индекс роста потребительских цен) по данным Калининградстата. Увеличение платы на большую величину может быть осуществлено только по решению общего собрания.
На момент заключения договора, как это предусмотрено пунктом 1.1 договора, плата за услуги по содержанию и ремонту была установлена и составляла - 11,82 руб. / м2 в месяц, в эту стоимость входит: стоимость услуг и работ по управлению многоквартирным домом, стоимость услуг по содержанию общего имущества, стоимость работ по ремонту.
В дальнейшем плата по содержанию и ремонту указанного дома изменялась в сторону повышения, текущий тариф составил 15,26 руб. / м2.
В соответствии с Договором пунктом 3.2.4 предусмотрено, что управляющая организация вправе не чаще одного раза в год в одностороннем порядке увеличить размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД на базовый индекс роста потребительских цен, (индекс процента инфляции текущего года по данным Калининградстата).
В протоколе общего собрания собственников помещения спорного МКД от 29.06.2014 с явкой 77 % собственников помещений по второму вопросу по утверждению тарифов и перечня услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД с 2014 года указано, что тариф - одинаковый для всех помещений и может быть изменен управляющей компанией не чаще чем раз в год на величину, не превышающую индекса инфляции по данным Калининградстата.
Предписанием от 15.09.2017 N ЖК-2/616/2/ММС/4285-р Министерство установило в действиях Общества нарушения пп. "б", "в" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, пп. "ж" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), ч.1 ст.162, ч.6.1 ст.193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в связи с чем в срок до 15.11.2017 обязало Общество:
- произвести перерасчет размера платы за жилищную услугу по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома N 122 по проспекту Мира в г.Калининграде за 2016 и 2017 года исходя из тарифа в 13,66 руб., в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации; представить в Министерство копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчета.
Не согласившись с правомерностью указанного предписания, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 162 ЖК РФ управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества осуществляется по договору управления многоквартирным домом, который заключается между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса.
Правила N 416 устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в частности управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом (подпункт "в" пункта 1 Правил N 416).
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Действующее законодательство не предусматривает возможности самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в МКД без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, так же как и введение в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установления органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещений в МКД размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не определен.
Внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно пункту 2 Правил N 416 под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление МКД обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (подпункт "ж" пункта 4 Правил N 416).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а" пункта 11 Правил N 491).
Статьей 452 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Из анализа названных норм следует, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.
Пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что существенными условиями договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также внесения такой платы. В соответствии с частью 8 той же статьи изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Жилищное законодательство не предусматривает каких-либо изъятий в части, касающейся одностороннего изменения обслуживающей организацией указанной платы, а равно не предусматривает право лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, на одностороннее изменение размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества по договорам, заключенными с гражданами потребителями.
Указанные выше нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения, а наличие соответствующего условия в Договоре управления само по себе не является обстоятельством, свидетельствующим о принятии общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении и установлении нового размера платы. Изменение размера платы произведено в отсутствие решения в установленном частью 7 статьи 156 ЖК РФ порядке общего собрания собственников.
Исходя из вышеуказанных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела, суд пришел к выводу о неправомерности действий Общества по одностороннему увеличению платы.
Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 307-КГ18-8351.
Кроме того, следует заметить, что пункт 3.2.4 Договора управления, на который ссылается Общество, содержит право управляющей компании на повышение платы в связи с ростом планово-договорной стоимости работ, доказательств чего Общество при проверке и суду не представило.
Согласно материалам дела оспоренное предписание соответствует нормам законодательства, выдано ответчиком в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных оснований, является исполнимым.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2018 по делу N А21-11102/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.