Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 октября 2018 г. N Ф08-8124/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А63-23175/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23 апреля 2018 года по делу N А63-23175/2017 (судья Жирнова С.Л.),
по заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь, ОГРН - 1032600964758,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН - 1042600339737,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
администрация города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН - 1022601931901,
Федотов Игорь Вячеславович, г. Ставрополь,
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права,
об обязании произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525, г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 7,
при участии в судебном заседании представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь - Звягенцова М.С. по доверенности от 21.07.2018 N 47-34/07,
УСТАНОВИЛ:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - заявитель, территориальное управление, ТУ Росимущества по Ставропольскому краю) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление Росреестра по Ставропольскому краю) о признании отказа управления Росреестра по Ставропольскому краю от 03.11.2017 N 26/054/001/2017-10277 незаконным; об обязании управления Росреестра по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525 общей площадью 1 176 кв.м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 7.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23 апреля 2018 года в удовлетворении требований территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь, отказано.
Решение мотивировано отсутствием оснований для признания незаконным сообщения управления Росреестра по Ставропольскому краю от 03.11.2017 N 26/054/001/2017-10277 и об обязании произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525, г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 7.
Не согласившись с принятым решением, территориальное управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает о том, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает о том, что поскольку объекты недвижимости до их приватизации в составе имущественного комплекса ГК "Красный металлист" принадлежали на праве собственности Российской Федерации, указанные земельные участки, которые заняты этим имуществом и необходимы для его использования являются собственностью Российской Федерации.
Указывает о том, что сам по себе факт невключения данного участка в перечень для оформления права собственности в соответствии с порядком, установленным эти Законом, с 01.07.2006 не порождает возникновение права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования и не может являться основанием для отказа в разграничении собственника публичной земли.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя территориального управления и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23 апреля 2018 года по делу N А63-23175/2017, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
Материалами дела и обстоятельствами решения Арбитражного суда Ставропольского края от 29.05.2017 по делу N А63-3470/2017, вступившего в законную силу 11.09.2017, подтверждается, что в соответствии со свидетельством от 23.07.1992 N 206 о собственности на приватизированное государственное предприятие, последнее выдано АО "Красный металлист", выкупившему на основании учредительных документов в соответствии с постановлением от 19.07.1990 N 590 долю, принадлежащую государству в уставном капитале.
В перечне объектов, вошедших в уставной капитал АО "Красный металлист" от 14.12.1996 N 05-110, указаны объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 7.
Согласно свидетельству о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от 19.03.1999 N 17 ЗАО "Красный металлист" в соответствии с постановлением администрации г. Ставрополя от 02.09.1998 N 3098 для вспомогательной территории станкостроительного завода в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 31 513 кв.м по адресу: г. Ставрополь, пр. К. Маркса, 7.
Согласно пояснениям истца и данным реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:51, последний был поставлен на кадастровый учет на основании свидетельства о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от 19.03.1999 N 17.
24 декабря 2013 года на временный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525 площадью 1 176 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 7, образованный из участка с кадастровым номером 26:12:022404:51.
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРН от 20.02.2018 N 26-0-1-54/4006/2018-3575, на спорном земельном участке расположены объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 26:12:022404:155 (производственное нежилое здание), 26:12:022404:161 (склад), 26:12:022404:171 (склады), 26:12:022404:176 (производственное нежилое здание), 26:12:022404:178 (склады), находящиеся в собственности Федотова Игоря Вячеславовича, что подтверждается выписками из ЕГРН от 20.02.2018 NN 26-0-1-54/4006/2018-3574, 26-0-1-54/4006/2018-3572, 26-0-1-54/4006/2018-3573, 26-0-1-54/4006/2018-3570, 26-0-1-54/4006/2018-3567.
Сведения о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525 и участок с кадастровым номером 26:12:022404:51 в ЕГРН отсутствуют.
Доказательства обратного лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлены.
Территориальное управление обратилось в управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525.
В сообщении от 03.11.2017 N 26/054/001/2017-10277 управление Росреестра по Ставропольскому краю отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на земельный участок, указав, что на государственную регистрацию не были представлены правоустанавливающие документы, свидетельствующие о возникновении права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, в соответствии с Постановлением от 14.04.2016 N 307.
Кроме того, в ЕГРН отсутствуют сведения о принадлежности названного участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, федеральным учреждениям и предприятиям. При этом расположенные на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022404:525 объекты недвижимости с кадастровыми номерами 26:12:022404:155, 26:12:022404:161, 26:12:022404:171, 26:12:022404:176, 26:12:022404:178 принадлежат физическому лицу.
Данный договор заключен в соответствии со статьями 22, 39.1, 39.6, 39.7, 39.8, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 137-ФЗ. Основанием для заключения договора аренды N 6603 от 24.08.2017 явилось обращение Федотова И.В., собственника объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке.
Не согласившись с вынесенным отказом Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 03.11.2017 N 26/054/001/2017-10277, считая указанный отказ не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя, полагая, что в спорный земельный участок является государственной собственностью в силу статьи 3 Федерального закона N 101 -ФЗ и Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ и имеются все условия для признания права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525, территориальное управление обратилось с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий (бездействия) на соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно Положению "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае", утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, ТУ Росимущества в Ставропольском крае осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации (пункт 4.1.1).
Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Согласно статье 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (пункт 1 статьи 14 Закона о регистрации).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 14 Закона о регистрации одним из оснований для осуществления государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с требованиями частей 4, 5 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку объекты недвижимости до их приватизации в составе имущественного комплекса ГК "Красный металлист" принадлежали на праве собственности Российской Федерации, указанные земельные участки, которые заняты этим имуществом и необходимы для его использования являются собственностью Российской Федерации - отклоняется.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (пункт 1 статьи 21 Закона о регистрации).
В статье 27 Закона о регистрации указано, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Федерального закона.
Так же согласно пункту 1 статьи 55 Закона о регистрации в заявлении, о государственной регистрации права собственности на земельный участок указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
В соответствии со статьей 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю с 20.12.2001 по 01.07.2006 регулировались Федеральным законом N 101-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного закона право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю (пункт 2 названной статьи).
Абзацем 3 статьи 3 Федерального закона N 101 -ФЗ (в редакции, действовавшей с 08.06.2006) предусмотрено, что основанием для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является наличие на таких участках приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.02.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Федеральный закон N 101 -ФЗ признан утратившим силу.
С 01.07.2006 по настоящее время основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулируется Федеральным законом N 137-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук, а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства и иные земельные участки.
В соответствии с Постановлением от 14.04.2016 N 307 к документам, необходимым для государственной регистрации права собственности Российской федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, относятся:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, нахождение земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, предоставление земельного участка в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги") - в случае, если основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, нахождение земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, предоставление земельного участка в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги". Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения, расположенные на соответствующем земельном участке, - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является расположение на данном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
3) иные документы - в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что сам по себе факт невключения данного участка в перечень для оформления права собственности в соответствии с порядком, установленным эти Законом, с 01.07.2006 не порождает возникновение права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования и не может являться основанием для отказа в разграничении собственника публичной земли - отклоняется.
Сведения о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525 и участок с кадастровым номером 26:12:022404:51 в ЕГРН отсутствуют, как и сведения о принадлежности спорного участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти федеральным учреждениям и предприятиям.
При этом из выписки из ЕГРН от 20.02.2018 N 26-0-1-54/4006/2018-3575 видно, что на спорном земельном участке расположены объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 26:12:022404:155, 26:12:022404:161, 26:12:022404:171, 26:12:022404:176, 26:12:022404:178, принадлежащие на праве собственности Федотову И.В.
03 ноября 2017 года после приостановления, в соответствии со статьей 27 Закона о регистрации принято сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности Российской федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 7, так как не были устранены причины, послужившие основанием для приостановления.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.05.2017 по делу N А63-3470/2017 в отношении признании права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок установлено, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525 не возникло в силу Федерального закона N 101-ФЗ для отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности.
Поскольку приобретение прав на земельные участки в процессе разграничения государственной собственности на землю на основании положений статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ не включено законодателем в перечень прав, подлежащих признанию в судебном порядке, и в ЕГРН отсутствует зарегистрированное право иных лиц на спорный участок, право собственности в порядке разграничения государственной собственности на землю подлежало регистрации в заявительном порядке, установленном до 01.01.2017 Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 30.1), а после указанной даты в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (статья 55).
Судом первой инстанции верно установлено, что доказательства нахождения в период с 01.07.2006 по настоящее время на спорном участке объектов недвижимости, относящихся к собственности Российской Федерации территориальным управлением не представлено, как и доказательств наличия иных, предусмотренных статьей 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ оснований
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.01.2018 указанное выше решение и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 оставлены без изменения.
При подаче заявления, рассматриваемого по существу в настоящем деле, ТУ Росимущества в СК в нарушение указанных выше норм не представлены доказательства включения спорного земельного участка и участка, из которого он образован, в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации (до 01.07.2006) возникло право собственности, иные доказательства, свидетельствующие о возникновении права федеральной собственности на спорный участок в соответствии с Федеральным законом N 101 -ФЗ, а также документы, предусмотренные вышеуказанным Постановлением от 14.04.2016 N 307.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным сообщения управления Росреестра по Ставропольскому краю от 03.11.2017 N 26/054/001/2017-10277 и об обязании произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525, г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 7.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы лиц, участвующих в деле, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имели существенного значения и не могли повлиять на правильность изложенных в нем выводов.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Так как решение вынесено не в пользу ТУ Росимущества по Ставропольскому краю, освобожденного от уплаты государственной пошлина, управление Росреестра по Ставропольскому краю также освобождено от уплаты государственной пошлины в силу закона, у суда не имелось оснований для возложения на лиц, участвующих в деле, обязанности перечислить государственную пошлину в федеральный бюджет.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 23 апреля 2018 года по делу N А63-23175/2017.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23 апреля 2018 года по делу N А63-23175/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-23175/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 октября 2018 г. N Ф08-8124/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
Ответчик: Управление Росреестра по СК
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, Федотов Игорь Вячеславович, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 11 по Ставропольскому