г. Вологда |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А05-16152/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 июля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кутузовой И.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от истца Сосковой О.Н. по доверенности от 09.01.2018 N 1-01/2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 февраля 2018 года по делу N А05-16152/2017 (судья Чурова А.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Архангельск" (ОГРН 1142901010625, ИНН 2901252021; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Советских космонавтов, дом 52, помещение 8-Н; далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания" (ОГРН 1072930000747, ИНН 2921010743; место нахождения: 163502, Архангельская область, Приморский район, поселок Уемский, улица Заводская, дом 7; далее - Компания) о взыскании 406 591 руб. 76 коп., в том числе 389 164 руб. 53 коп. долга по договору от 22.11.2010 N 10/А за поставленную в период с 01.07.2017 по 31.08.2017 тепловую энергию в горячей воде, 17 427 руб. 23 коп. законной неустойки, начисленной за период с 01.09.2017 по 19.01.2018, законной неустойки, рассчитанной на сумму 389 164 руб. 53 коп. исходя 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки, начиная с 20.01.2018 по день фактической уплаты долга.
На основании статей 227 - 228 АПК РФ исковое заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 05 февраля 2018 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с ответчика в пользу истца взыскано 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. С компании в доход федерального бюджета взыскано 9132 руб. государственной пошлины.
Компания с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к тому, что Компания обязана покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в связи с чем полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Кроме того ссылается на обязанность использовать расчет по формуле с применением двухкомпонентного тарифа.
Представитель Компании в судебном заседании поддержал доводы жалобы и дополнений к ней.
Общество в отзыве на жалобу отклонило доводы, приведенные Компанией, сославшись на законность и обоснованность обжалуемого судебного решения.
Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в суд не направил, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 226, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда отмене (изменению) не подлежит.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается в материалах дела, между правопредшественником истца (теплоснабжающая организация) и ответчиком (абонент) заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 22.11.2010 N 10/А (далее - договор), по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется отпускать тепловую энергию в горячей воде через присоединенную сеть, а абонент - принимать и передавать тепловую энергию через внутридомовые инженерные системы потребителя в объемах, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Пунктом 1.2 договора установлено, что теплоснабжающая организация вправе начислять и собирать платежи с потребителей коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в обслуживающих абонентом многоквартирных домах, указанных в Приложении N 1 к договору.
В соответствии с пунктами 1.2, 2.2.4 договора теплоснабжающей организации также передано право начисления и сбора платы коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению с потребителей коммунальных услуг, проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых абонентом
Согласно пункту 5.4 договора продолжительность расчетного периода - календарный месяц.
Во исполнение договора истцом в период с 01.07.2017 по 31.08.2017 на объекты, находящиеся на обслуживании ответчика отпущена тепловая энергия и начислена плата собственникам и правообладателям жилых помещений за коммунальные услуги по горячему водоснабжению (подогрев) и коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в пределах норматива потребления коммунальной услуги (предъявлено отдельным счетом).
Поскольку объем тепловой энергии, поставленной в спорном периоде на общедомовые нужды, превысил объем коммунальной услуги, рассчитанной исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, истец произвел расчет стоимости сверхнормативного потребления тепловой энергии на общедомовые нужды домов, находящихся в управлении ответчика и для оплаты тепловой энергии истец выставил ответчику счета-фактуры от 31.07.2017 N 206 на сумму 106 054 руб. 70 коп., от 31.08.2017 N 226 на сумму 283 109 руб. 83 коп.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате указанной суммы в полном объеме послужило причиной обращения истца в суд с рассматриваемым иском. По данным Общества, на день рассмотрения дела задолженность Компании за спорный период составила 389 164 руб. 53 коп.
В связи с нарушением сроков оплаты поставленной тепловой энергии истец на основании пункта 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) начислил ответчику неустойку за период с 01.09.2017 по 19.01.2018 в общей сумме 17 427 руб. 23 коп., требование о взыскании которой с последующим начислением по день фактического исполнения денежного обязательства также заявлено в рамках настоящего дела.
Оценив представленные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 309, 310, 539, 548, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), нормами Закона N 190-ФЗ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), проверив и признав правильным расчет задолженности и неустойки, правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционный суд согласен с таким выводом суда первой инстанции.
Довод жалобы о необходимости применения для определения объема тепловой энергии, отпущенной на подогрев холодной воды, норматива на подогрев 1 куб. м воды с использованием формулы по двухкомпонентному тарифу не принимается, поскольку для потребителей поселка Уемский Приморского муниципального района Архангельской области тариф на горячее водоснабжение ни однокомпонентный, ни двухкомпонентный не установлены.
В соответствии с пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования) органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования "компонент на холодную воду" - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на холодную воду;
"компонент на тепловую энергию" - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на тепловую энергию.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
В силу пункта 7 статьи 2 Закона N 416-ФЗ горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой;
Согласно подпункту "б" пункта 4 основ ценообразования государственному регулированию подлежат тарифы на горячую воду.
Поскольку в отношении жилых домов, находящихся на обслуживании ответчика отсутствует централизованная система горячего водоснабжения, а также организация, поставляющая горячую воду, как готовый коммунальный ресурс, тариф на горячее водоснабжение не установлен.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В силу пункта 20 статьи 2 Закона N 416-ФЗ нагрев воды является приготовлением горячей воды.
Из материалов дела, а также из пояснений лиц, участвующих в деле следует, что приготовление горячей воды осуществлялось Компанией, как исполнителем коммунальных услуг, с использованием внутридомового инженерного оборудования путем нагрева холодной воды тепловой энергией, полученной от истца. При этом холодная вода поставлялась не истцом, а иной ресурсоснабжающей организацией.
При отсутствии централизованных систем горячего водоснабжения, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме в соответствии с пунктом 54 Правил N 354 расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса и тарифа на использованный при производстве коммунальный ресурс, где размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В пункте 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.
Анализ формул 20 и 20(1) приложения N 2 к Правилам N 354 позволяет сделать вывод о том, что при определении объема коммунального ресурса на подогрев воды используется значение qvкр - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом при наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:
, где
- объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;
- количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил;
- норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, при наличии прибора учета коммунального ресурса, с использованием которого осуществляется нагрев воды при самостоятельном приготовлении исполнителем коммунальных услуг горячей воды для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению применяется значение qvкр, определяемое по формуле 21(1) Приложения N 2 к Правилам N 354, предусматривающей полную оплату коммунального ресурса, использованного на подогрев воды, объем которого зафиксирован общедомовым прибором учета.
Следовательно, Компания, как исполнитель коммунальных услуг, осуществляющий производство горячей воды для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, обязана оплатить ресурсоснабжающей организации тепловую энергию, использованную на подогрев воды в полном объеме.
Ссылка подателя жалобы на неправильное распределение объема поставленной тепловой энергии на подогрев воды между собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме не может быть признана основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку обязательство истца производить начисления и собирать платежи с граждан не является по смыслу статьи 328 ГК РФ встречным по отношению к обязательству ответчика оплатить поставленный коммунальный ресурс.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат отнесению на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 февраля 2018 года по делу N А05-16152/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.