город Томск |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А67-2934/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Марченко Н. В., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А. С.
с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (N 07АП-5916/18) на решение Арбитражного суда Томской области от 30.05.2018 по делу N А67-2934/2018 (судья Панкратова Н.В.) по заявлению публичного акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (634034, г. Томск, ул. Котовского, 19, ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128181) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, 41, ОГРН 1027000907944, ИНН 7021052041) о признании незаконным предписания N Г-5793 от 25.01.2018,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Купцов А. А. по дов. от 15.03.2018,
от заинтересованного лица: Камышева С. Э. по дов. от 09.02.2018,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" обратилось (далее - ПАО "Томскэнергосбыт", общество, заявитель) в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания N Г-5793 от 25.01.2018.
Решением Арбитражного суда Томской области от 30.05.2018 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено предписание Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области N Г-5793 от 25.01.2018.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает, что необходимо произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с 21.12.2011 по 01.01.2016 в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 от 06.05.2011, поскольку в квартире N 81, расположенной по адресу: г. Томск, ул. Учебная, 15, кв. 81, никто не проживал, не был зарегистрирован; ПАО "Томскэнергосбыт" могло начислять плату за коммунальные услуги по электроснабжению исходя из нормативов только при наличии основания - установленного на основании документов факта проживания в жилом помещении потребителя; ссылка на пункт 56(2) Правил N 354 в данном случае неприменима, поскольку он действует с 01.01.2017.
ПАО "Томскэнергосбыт" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель заявителя против удовлетворения требований апелляционной жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области Михайлова А.А. от 20.12.2017 N Г-5793 в целях проверки поступившего заявления от Голещихина Александра Викторовича по вопросу начисления платы за коммунальные услуги по электроснабжению квартиры N 81, расположенной по адресу: г. Томск, ул. Учебная, 15, кв. 81, консультантом - государственным жилищным инспектором Томской области Ермолаевой О.В. была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО "Томскэнергосбыт", по результатам которой был составлен акт от 25.01.2018 N Г-5793.
25.01.2018 Департаментом выдано предписание от N Г-5793 (получено обществом 29.01.2018), согласно которому обществу в срок до 01.04.2018 предписано устранить выявленные нарушения - произвести собственнику помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Учебная, д. 15, кв. 81, перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), за период с 21.12.2011 по 01.01.2016 исходя из количества зарегистрированных граждан (0 человек).
Общество, считая предписание не основанным на нормах права, нарушающим его права и законные интересы, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Признавая незаконным предписание Департамента, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статей 153, 155, 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил N 354, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Голещихина Е.А., как собственник спорного жилого помещения в силу закона является потребителем коммунальной услуги в жилом помещении и обязана оплачивать коммунальную услугу, в состав которой входит оплата электроэнергии, в отсутствие приборов учета - исходя из норматива потребления.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела.
В силу положений пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 540, статьи 546 ГК РФ, договор энергоснабжения считается заключенным с гражданином, использующим энергию для бытового потребления с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Пунктом 2 Правил N 354, норматив потребления коммунальной услуги определен как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размер платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Потребителем применительно к названным Правилам является граждан использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 3).
Согласно пунктам 27, 30, 31 указанных Правил нормативы потребления коммунальных услуг по услугам холодного (горячего) водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения устанавливаются из расчета на 1 потребителя.
При этом неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).
При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции, все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги, относятся к потребителям коммунальных услуг и должны вносить оплату, в отсутствие приборов учета исходя из норматива потребления.
При этом судом учтено, что собственником квартиры N 81 по ул. Учебная, 15, с 21.12.2011 является Голещихина Елена Александровна, оплата за период с декабря 2011 по январь 2016 год (период, указанный в предписании), частично производилась; с собственником квартиры N 81 Голещихиной Е.А. обществом фактически заключен договор энергоснабжения, который в настоящее время в установленном законом порядке не расторгнут; согласно акту установления фактического проживания от 01.06.2017, по данному адресу зарегистрирован 1 человек, фактически никто не проживает с декабря 2011 года, но в квартире идет ремонт; в спорный период электроснабжение в квартире имелось, отключено с января 2016 года; в нарушение подпункта "з" пункта 34 Правил N 354 потребитель, в данном случае собственник квартиры, не проинформировал исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, а также не уведомил о необходимости отключения электроэнергии в квартире в случае, если отсутствовала необходимость электроснабжения квартиры в спорном периоде.
Поскольку отсутствие регистрации в квартире, находящейся в собственности, не свидетельствует об освобождении собственника от уплаты коммунальных услуг, а также о том, что она не используется собственником и в ней не потребляется электроэнергия собственником обществу не сообщено, суд пришел к правильному выводу об обоснованности позиции общества, в связи с чем правомерно признал оспариваемое предписание незаконным.
Доводы Департамента о нарушении заявителем при расчете пунктов 56, 57, 58 Правил, отклоняются судом апелляционной инстанции; указанные положения Правил касаются оплаты коммунальных услуг при наличии временно проживающих потребителей и не регулируют порядка оплаты коммунальных услуг в отсутствие зарегистрированных в жилом помещении лиц.
Правового обоснования отсутствия у собственника жилого помещения, не зарегистрированного по месту жительства, обязанности по оплате коммунальных ресурсов, Департаментом в нарушение части 1 статьи 198, части 5 статьи 200 АПК РФ не приведено.
Департамент ссылается на неправомерность применения пункта 56.2 Правил N 354, поскольку действует с 01.01.2017.
Между тем, суд первой инстанции не ссылается на указанный пункт Правил N 354, а указывает на необходимость оплаты электроэнергии при неиспользовании собственниками, нанимателями и иными лицами помещений, со ссылкой на часть 11 статьи 155 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 30.05.2018 по делу N А67-2934/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Н. В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2934/2018
Истец: ПАО "Томская энергосбытовая компания"
Ответчик: Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области