20 июля 2018 г. |
А79-14800/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" (ОГРН 1102130005636, ИНН 2130072962, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Радужная, 14, пом. 2)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.05.2018
по делу N А79-14800/2017,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом"
о признании недействительными акта проверки от 25.10.2017 N 33/76 и предписания от 25.10.2017 N 33/45, вынесенных Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительными акта проверки от 25.10.2017 N 33/76 и предписания от 25.10.2017 N 33/45, вынесенных Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики (далее - Инспекция).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Заикин Андрей Владимирович (далее - Заикин А.В.).
Решением от 04.05.2018 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворения требования о признании недействительным предписания Инспекции от 25.10.2017 N 33/45. В части требования о признании недействительным акта проверки от 25.10.2017 N 33/76 суд прекратил производство по делу.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным оспариваемого предписания Инспекции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его в указанной части отменить в связи недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения, а также заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.05.2018 в обжалуемой части проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены решения в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании обращения собственника жилого дома N 51 по ул. Весенняя в коттеджном поселке "Тихая слобода", деревня Чандрово, г. Чебоксары Заикина А.В. и распоряжения от 19.10.2017 N 293 Инспекцией в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению собственнику указанного дома Общество осуществляет не по тарифам для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации уполномоченным органом государственной власти Чувашской Республики - Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, а также, являясь исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, Общество в нарушение требований пунктов 8-10, пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), именует себя в платежных документах, предъявленных собственнику дома N 51 по ул. Весенняя коттеджный поселок "Тихая слобода" д. Чандрово г. Чебоксары, как "получатель платежа", тогда как Правила N 354 такого понятия не содержат.
По результатам проверки составлен акт от 25.10.2017 N 33/76.
Обществу выдано предписание от 25.10.2017 N 33/45, которым ему предписано прекратить выставление платежных документов собственнику дома N 51 по ул. Весенняя в коттеджном поселке "Тихая слобода" деревня Чандрово в г. Чебоксары на оплату услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, начиная с октября 2017 года до момента утверждения тарифов на питьевую воду и водоотведение Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам; при оформлении платежных документов собственнику дома N 51 по ул. Весенняя в коттеджном поселке "Тихая слобода" д. Чандрово г. Чебоксары руководствоваться требованиями пункта 69 Правил N 354, в том числе указывая "исполнитель услуг" вместо "получатель платежа".
Посчитав акт проверки и предписание Инспекции незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения).
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ (пункт 10 Положения).
При этом в силу пункта 7 Положения государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 ЖК РФ.
Так, согласно пункту 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания в том числе о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1. статьи 161 ЖК РФ).
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
На основании статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) к регулируемым видам деятельности относится холодное водоснабжение, в том числе транспортировка воды, включая распределение воды.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона N 416-ФЗ).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами N 354 (пункт 1).
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Уполномоченным органом на установление тарифов на коммунальные ресурсы на территории Чувашской Республики является Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
Судом установлено, что коттеджный поселок "Тихая слобода" д. Чандрово г. Чебоксары, где располагается дом N 51, в котором проживает Заикин А.В., имеет централизованную систему водоснабжения и водоотведения. Водоснабжение осуществляется группой скважин (скважины NN 1/10 и 2/11) участка Чандровский 2 Чандровского месторождения подземных вод.
Как усматривается из материалов дела, Общество имеет лицензию на добычу подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов сроком действия с 01.10.2015 до 01.10.2040.
Таким образом, заявитель является субъектом государственного регулирования тарифов и с момента получения лицензии и началом оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению приобрел статус ресурсоснабжающей организации, но при этом не приобрел право на выставление платежных документов па оплату предоставленных коммунальных услуг, поскольку тарифы уполномоченным органом для Общества утверждены не были.
В частности, из письма Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 23.10.2017 N 04/18-3579 следует, что тарифы для Общества ни разу не устанавливались, вследствие чего у него не возникало право по выставлению платежных документов на оплату услуг по холодному водоснабжению и водоотведению по самовольно установленным тарифам, а у потребителя Заикина А.В. - обязанности по оплате этих услуг по указанным тарифам.
Проведенной проверкой было установлено и представленными документами подтверждается, что заявитель осуществляет деятельность по предоставлению услуг в сфере холодного водоснабжения и водоотведения потребителям, проживающим в коттеджном поселке "Тихая слобода" д. Чандрово г. Чебоксары, при отсутствии тарифов, утвержденных в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Вместе с тем, как верно указал суд, Общество с заявлением об установлении тарифов не обращалось, а в нарушение определенного федеральным законодательством порядка ценообразования при расчетах с потребителем применяло тариф, установленный им самим.
Так, в феврале 2016 года и июле 2017 года начисление коммунальных услуг Обществом производилось исходя из тарифов 15,23 руб/кв.м и 13,39 руб/кв.м (водоотведение и холодная вода соответственно), в августе 2017 года - исходя из тарифов 19,86 руб/кв.м и 17,13 руб/кв.м (водоотведение и холодная вода соответственно).
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
В соответствии с требованиями пунктов 9, 10 Правил N 354 платежный документ на оплату может быть выставлен исполнителями коммунальных услуг, которыми могут быть: управляющие организации, МКД, ТСЖ, ЖК, ЖСК, осуществляющие управление многоквартирными домами; ресурсоснабжающие организации.
Как установлено в подпункте "б" пункта 69 Правил N 354, в платежном документе указывается наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Однако в нарушение указанных требований в платежных документах на оплату услуг по холодному водоснабжению и водоотведению за февраль 2016 года, за июль и август 2017 года, оформленных на имя Заикина А.В. - собственника уч. N 224 д. N 51 по ул. Весенняя коттеджного поселка "Тихая слобода" д. Чандрово г. Чебоксары, Общество именовало себя как "получатель платежа", тогда как Правила N 354 такого понятия не содержат.
При изложенных обстоятельствах у Инспекции имелись правовые основания для выдачи оспариваемого предписания.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что предписание вынесено уполномоченным органом, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на него незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования о признании недействительным предписания от 25.10.2017 N 33/45.
Основания для отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии в обжалуемой части отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам, основанным на ошибочном толковании норм права и противоречащим фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.05.2018 по делу N А79-14800/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.