г. Москва |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А40-51480/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" в лице Волгоградского отделения Приволжской железной дороги - филиал ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.05.2018 по делу N А40-51480/18, принятое судьей А.Б. Поляковой
по заявлению ОАО "РЖД" в лице Волгоградского отделения Приволжской железной дороги - филиал ОАО "РЖД"
к УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора о признании незаконным постановления от 19.02.2018 г. N 65/07-03/18 по делу об административном правонарушении, согласно которому, заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.05.2018 заявленные Обществом требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Заявитель, заинтересованное лицо, при надлежащем извещении, явку представителей не обеспечили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 24.01.2018 УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении железнодорожного вокзала Волгоград-2 - структурного подразделения Приволжской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО "РЖД" осуществляющего свою деятельность по адресу: ул. Милиционера Буханцева, д. 15, г. Волгоград, 400120, на предмет выполнения ранее выданного инспекторского предписания от 17.10.2017 N 000504 срок исполнения которого истек 19.01.2018.
В ходе внеплановой выездной проверки установлено, что ОАО "РЖД" не выполнило требование инспекторского предписания от 17.10.2017 N 000504. Субъектом транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) железнодорожный вокзал Волгоград-2 не представлен на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ, чем нарушены положения ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федерального закона N 167-ФЗ), п. п.б п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 г. N 495 (далее - Требования).
Таким образом, законное требование инспекторского предписания от 17.10.2017 N 000504 не исполнено.
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомлено надлежащим образом (почтовым отправлением исх. от 18.01.2018 N 07.07-288, электронным отправлением 19.01.2018). Законный (уполномоченный) представитель юридического лица на проведение проверки не прибыл. На проведении проверки присутствовали начальник Волгоградского участка пассажирских обустройств Запольский В.В., инспектор по контролю технического содержания зданий Волгоградского участка пассажирских обустройств Майоров В.Б.
В соответствии с пунктом 4 ст. 16 Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" копия акта проверки от 24.01.2018 N 29/07 с прилагаемыми документами (инспекторское предписание от 24.01.2018 N 000101) направлены юридическому лицу (почтовым отправлением исх. от 31.01.2018 N 07.07-546, электронным отправлением 31.01.2018).
В силу п. п. а п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные вокзалы. Следовательно, железнодорожный вокзал Волгоград-2 является объектом транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры в отношении железнодорожного Пригородного вокзала на ст. Волгоград-2.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Железнодорожный вокзал Волгоград-2 внесен в Реестр категорированных объектов с присвоением 2 категории (реестровый N ЖВП400973).
Оценка уязвимости ОТИ железнодорожный вокзал Волгоград-2 утверждена в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (далее - ФАЖТ) 31.08.2015.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ субъект транспортной инфраструктуры обязан не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направить План ОТБ на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п. 2. ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Кроме этого в соответствии с п. п. 6 п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Ввиду того, что ОАО "РЖД" указанную обязанность не исполнило ранее, обществу выдано инспекторское предписание от 17.10.2017 N 000504, срок исполнения которого истек 19.01.2018.
Документы, подтверждающие представление ОАО "РЖД" плана обеспечения транспортной безопасности на утверждение в ФАЖТ, обществом не представлены. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
По факту выявленного нарушения в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол от 07.02.2018 N 403376. О составлении протокола юридическое лицо уведомлено извещением от 30.01.2018, которое было направлено в адрес ОАО "РЖД" по электронной почте и вручено ему, что подтверждается имеющейся в материалах дела распечаткой о направлении уведомления. Законный представитель юридического лица на составление протокола не явился.
Копия протокола с указанием даты, места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении также была направлена в адрес ОАО "РЖД" также по электронной почте, что подтверждается имеющейся в материалах дела распечаткой.
Главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Горбуновым В.В. 19.02.2018 вынесено оспариваемое постановление N 65/07-03/18 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Выявленные нарушения подтверждены актом проверки от 24.01.2018 N 29/07, протоколом от 26.07.2017 N 403045, материалами дела.
В соответствии с ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности в виде наложения административного штрафа за совершение правонарушения, выразившемся в невыполнения в установленный срок законного предписания в отношении ОТИ железнодорожный вокзал Волгоград-2, а именно: в неисполнении обязанности по представлению плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
В заявлении ОАО "РЖД" указывает на то, что у него возникла необходимость пересмотра и внесения изменений в соответствии с новыми Требованиями законодательства по обеспечению транспортной безопасности в уже утвержденный, на основании приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43, план обеспечения транспортной безопасности. Однако данные доводы отклоняются судом, поскольку не соответствуют действительности, так как план обеспечения транспортной безопасности ОТИ железнодорожной станции Волгоград-2 в компетентном органе не утвержден. Кроме этого общество не представило доказательства утверждения плана.
В заявлении общество указывает на необходимость проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ в соответствии п. п. 17 п. 5 Требований.
Однако указанные доводы ОАО "РЖД" также отклоняются судом, поскольку вышеуказанный пункт применяется при изменении положений действующих Требований, либо при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории.
Изменения в действующие Требования не вносились, а доказательства изменений конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приведших к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории, обществом не представлены.
Следовательно, обществу при проведении дополнительной оценки уязвимости ОТИ, необходимо руководствоваться п. 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87.
В соответствии с положением п. 9 Порядка, при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и/или потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а для акватории морского порта, в том числе при изменении границ акватории морского порта в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Следовательно, обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости у общества возникла с 01.07.2017 (с момента вступления в действие вновь изданных Требований). Указанные мероприятия общество обязано было завершить 01.08.2017, после чего при необходимости использовать возможные изменения при разработке Плана ОТБ, в соответствии с действующими Требованиями.
Между тем, как следует из материалов дела, обществом в установленный срок дополнительная оценка уязвимости ОТИ железнодорожного вокзала Волгоград-2 не проведена.
Кроме этого 4.1 ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ и п. п. 6 п. 5 действующих Требований, обязывают субъект транспортной инфраструктуры на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Результаты проведенной оценки уязвимости ОТИ железнодорожный вокзал Волгоград-2 утверждены в Росжелдоре 31.08.2015.
Обязанность субъекта транспортной инфраструктуры, по разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры после дополнительной оценки уязвимости, действующим законодательством не предусмотрена.
Состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства и принимаемые меры по их недопущению являются делом государственной важности.
Неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, в сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда на объектах транспортной инфраструктуры происходят террористические акты - создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде.
Постановление административного органа законно и обосновано, вынесено уполномоченным лицом, в пределах установленного законом срока.
Процессуальных нарушений со стороны административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении судом не установлено.
Размер административного штрафа (50 000 руб.) определен административным органом правильно, поскольку имеются отягчающие административную ответственность, так как ранее за совершение аналогичного административного правонарушения совершенного на ОТИ железнодорожный вокзал Волгоград-2, ОАО "РЖД" привлекалось к административной ответственности постановлениями УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора от 12.04.2017 N 139/07-03/17, от 10.08.2017 N 619/07-03/07. Законность привлечения к административной ответственности подтверждена решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N A40-167312/17.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления действующему законодательству, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований является правомерным.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2018 по делу N А40-51480/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.