г. Москва |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А41-20228/18 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Панкратьевой Н.А., рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18.05.2018 по делу N А41-20228/18, принятое судьей Е.С. Криворучко, по заявлению ООО "ДСТОА" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области об оспаривании постановления от 28.02.2018 N 172 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДСТОА" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 12 по Московской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.02.2018 N 172.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.05.2018 по делу N А41-20228/18 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ. Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам. С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
26.02.2008 между обществом (потребитель) и Объединенным институтом ядерных исследований (энергоснабжающая организация) заключен Договор на отпуск тепловой энергии, горячей и питьевой воды, прием сточных вод от 28.02.2008 N 950/8-2008.
На основании Договора ООО "ДСТОА" 19.12.2008 в ПАО "УралСиб" оформлен паспорт сделки N 08120004/2275/0042/4/0, согласно которому валюта контракта - рубль, сумма контракта - БС, дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2017.
В ходе проведения проверки сотрудниками инспекции выявлено нарушение требований валютного законодательства, а именно: не представление обществом справки о подтверждающих документах вместе со счет-фактурой от 31.10.2016 N 3932/6 в кредитную организацию в установленный срок.
В связи с выявленными нарушениями в отношении общества составлен Протокол об административном правонарушении от 19.01.2018 N 501020180117000301.
Постановлением о назначении административного наказания от 28.02.2018 N 172, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере валютного законодательства Российской Федерации.
В качестве объективной стороны правонарушения по части 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ обществу вменяется нарушение срока представления отчетности по валютным операциям и подтверждающих документов при осуществлении валютных операций за октябрь 2016 года, а именно: справки о подтверждающих документах с приложением таковых.
В пункте 2 части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) закреплено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций для представления агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением на момент вынесения оспариваемого постановления и совершения вменяемого обществу правонарушения был установлен Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки, представления которых установлены Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.
Согласно пунктов 9.1, 9.1.3 Инструкции при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в банк паспорт сделки одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы): акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
В соответствии с пунктом 9.2.2 Инструкции справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, представляются резидентом в уполномоченный банк не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
В настоящее время указанная Инструкция прекратила свое действие в связи с введением в действие с 01.03.2018 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 16.08.2017 N 181-И, в которой содержатся аналогичные положения (п. 8.2.2), в связи с чем, оснований для применения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ не имеется.
По смыслу части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании и пункта 9.2.2 Инструкции общество должно было представить в банк справку о подтверждающих документах вместе со счет-фактурой от 31.10.2016 N 3932/6 не позднее 22.11.2016.
Между тем, данную обязанность общество исполнило только 28.11.2016.
Согласно подпункту 5.1.1 Инструкции требования настоящего раздела распространяются на договоры (контракты, соглашения, предварительные договоры, предложения о заключении таких договоров (соглашений), содержащие все существенные условия договора (оферта, публичная оферта), заключенные между резидентами и нерезидентами, проекты договоров (контрактов, соглашений), которые предусматривают осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах (далее - договоры), в том числе, договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации товаров, за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме (далее - контракт).
Требования настоящего раздела распространяются на контракты (кредитные договоры), сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США (пункт 5.2 Инструкции).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на дату выявления правонарушения цена сделки не превышала эквивалента 5 000 долларов США.
Оценив представленные доказательства, а также доводы отзыва на заявление в суд, также изложенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно пункту 2 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 29.12.2010 N 2557-У, изменившего указанный лимит цены контракта с 5 000 долларов США до 50 000 долларов США, резиденту было предоставлено право со дня вступления в силу настоящего Указания закрыть паспорт сделки, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту) (далее - контракт), общая сумма которого на дату вступления в силу настоящего Указания не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.
В силу пункта 6.5.3 Инструкции при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, а также при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, в котором не определена сумма обязательств, резидент для оформления паспорта сделки в уполномоченном банке представляет заполненную форму паспорта сделки не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о валютных операциях при проведении той валютной операции, в результате которой сумма расчетов по контракту (кредитному договору) будет равна или превысит в эквиваленте 50 тыс. долларов США по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора), либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения.
Курс доллара США на дату заключения контракта (26.02.2008) составлял 24,4663 руб., соответственно 50 000 долларов США составляли 1 223 315 руб.
В соответствии с разделом II "Сведения о платежах" ведомости банковского контроля от 27.02.2017 по паспорту сделки от 19.12.2008 N 08120004/2275/0042/4/0 сумма расчетов по договору уже по состоянию на 02.02.2011 составила 1 256 360,64 руб., что соответствует 51 350,66 долларов США, а по состоянию на 25.10.2016 - 7 401 048,90 руб., что также превышает сумму 50 000 долларов США.
Поскольку по данному договору сумма платежей, превысили 50 000 долларов США, то в соответствии с требованиями Инструкции общество обязано было оформить паспорт сделки и осуществлять обязанность по своевременному предоставлению в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
Учитывая изложенное, апелляционный суд находит ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии в деянии общества объективной стороны вменяемого правонарушения.
Представленные доказательства, отвечают признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Осуществляя внешнеторговую деятельность, общество обязано знать и соблюдать нормы валютного законодательства, предвидеть вредные последствия своего бездействия, а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения. Однако, доказательств принятия каких-либо действий по недопущению нарушения валютного законодательства, в материалах дела не имеется, обществом не представлено.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд считает, что положения статей 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ в ходе административного производства соблюдены. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется.
Оспариваемым постановлением заявителю назначен штраф в минимальном размере - 5 000 руб., установленном санкцией части 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования - не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.05.2018 по делу N А41-20228/18 отменить.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области от 28.02.2018 N 172 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.