Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 ноября 2018 г. N Ф09-7317/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А47-11203/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Южная 1" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.03.2018 по делу N А47-11203/2017 (судья Федорова С.Г.).
В судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Южная 1" - Сидорова Е.В. (доверенность от 31.01.2018 N 03-19/01/18-Ю1), Стратонов Ю.В. (доверенность от 02.10.2017).
Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - Рязанов Е.А. (доверенность от 11.01.2018 N 38/01-136), Фурсова С.В. (доверенность от 19.01.2018 N 38/01-15).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Южная 1" (далее - заявитель, ООО "УКЖФ "Южная 1", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ по Оренбургской области, жилищная инспекция) N ПР-2427/1 от 11.08.2017 в части проведения восстановительных работ, выполняемых в целях надлежащего содержания стен многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Центральная, д. 34/1, по обеспечению выноса металлического открытия парапета от стены не менее 5 см. с уклоном в сторону внутреннего водостока, а также необходимости соединения металлического открытия двойным лежащим фальцем.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление строительства и дорожного хозяйства Администрации г. Оренбурга (далее - третье лицо, УСДХ Администрации г. Оренбурга).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.03.2018 (резолютивная часть решения объявлена 20.03.2018) в удовлетворении требований отказано.
ООО "УКЖФ "Южная 1" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "УКЖФ "Южная 1" указывает, что ГЖИ по Оренбургской области не доказан факт того, что содержание общего имущества многоквартирного дома носит опасный характер для жизни и здоровья граждан, сохранности их имущества.
Требование о проведении восстановительного ремонта конструкции предполагает первоначальное её создание в заданных параметрах при строительстве в соответствии с проектно-сметной документацией. Фактически же оспариваемое предписание содержит требование о создании нового конструктивного элемента здания, а не восстановления ранее существовавшего, что выходит за рамки обязательств управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирного дома, установленных действующем законодательством
Также податель жалобы указывает, что целью и задачей управляющей организации является поддержание эксплуатационных показателей общего имущества многоквартирного дома в заданных параметрах, что должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а не создание новых элементов общего имущества для улучшение эксплуатационных характеристик
Кроме того, по мнению общества ссылка заинтересованного лица и суда первой инстанции в оспариваемом решении на постановление Госстроя России от 27.09.2003 N 170, которыми утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, является необоснованной, так как данное постановление и правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", который утратил силу в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть указанное постановление Госстроя России также не подлежит применению. В настоящие время какие-либо правила и нормы содержания общего имущества многоквартирных домов, а также регулирующие деятельность управляющих организаций, обязательные к исполнению могут приниматься только Правительством Российской Федерации.
Отзыв в материалы дела представлен не был.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании определения заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018, в составе суда произведена замена председательствующего судьи Кузнецова Ю.А. на судью Иванову Н.А.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третье лицо не явилось. С учетом мнения заявителя и заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, озвучили возражения на неё.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УКЖФ "Южная 1" является управляющей организацией осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: г. Оренбург, ул. Центральная д.34/1 на основании договора управления многоквартирным домом от 17.05.2017, заключенного с Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Оренбурга (т.1 л.д.72-81).
24.07.2017 в Прокуратуру Ленинского района г. Оренбурга поступила жалоба, содержащая информацию о допущенных обществом нарушениях при осуществлении деятельности по управлению указанным многоквартирным домом (т.1 л.д.50).
Письмом N 9/4-2017 от 24.07.2017 жалоба направлена в адрес ГЖИ по Оренбургской области (т.1 л.д.49).
Распоряжением заместителя начальника инспекции от 03.08.2017 N 2427 в отношении заявителя назначено проведение внеплановой документарной проверки (т.1 л.д.54-55).
Проверка проведена 11.08.2017. Результаты проверки оформлены актом от 11.08.2017 N А-2427, которым зафиксировано нарушение обществом лицензионных требований, а именно: в нарушение части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (т.1 л.д.52-53).
По итогам проверки обществу выдано предписание от 11.08.2017 N ПР-2427/1, из которого следует, что не произведены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания стен многоквартирного дома: не обеспечен вынос металлического открытия парапета от стены не менее 5 см. с уклоном в сторону внутреннего водостока, металлические открытия соединить двойным лежачим фальцем (главный фасад, кв.21) - проведение указанных восстановительных работ - устранить нарушения. Установленный срок устранения нарушений - 15.09.2017 (т.1 л.д.16).
Считая это предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание, которым инспекция предложила заявителю устранить выявленные нарушения, соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, отсутствуют основания для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учёта используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N1110).
В силу подпункта "а" пункта 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 вышеуказанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надёжности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, ей передается весь комплекс полномочий по управлению домом.
Как следует из материалов дела, ООО "УКЖФ "Южная 1" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Оренбург, ул. Центральная, д.34/1, на основании договора управления многоквартирным домом от 17.05.2017, заключенного с Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для заключения договора на право управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Подпунктами "б" и "в" пункта 2 статьи 1 Правил N 491 определено, что в состав общего имущества включаются: крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно- климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт; подготовку к сезонной эксплуатации. Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться, в том числе, посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Кроме того, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В Правилах N 170 перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 1.8. названных Правил, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, в том числе организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работ с нанимателями и арендаторами; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, в том числе техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты, санитарное содержание.
Согласно разделу 2 названных Правил техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Таким образом, указанными Правилами прямо установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома.
На основании пункта 4.6.1.1. Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;
обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств;
чистоту чердачных помещений и освещенность;
достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами;
исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;
выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 4.2.1.8. Правил N 170, все выступающие части фасадов: пояски, выступы, парапеты, оконные и балконные отливы должны иметь металлические открытия из оцинкованной кровельной стали или керамических плиток с заделкой кромок в стены (откосы) или в облицовочный слой. Защитные покрытия должны иметь уклон не менее 3% и вынос от стены не менее 50 мм.
Согласно пункту 4.2.1.15. Правил N 170, парапеты и карнизы должны иметь надежное крепление к элементам здания и открытие с уклоном в сторону внутреннего водостока (при внутреннем водостоке) и от стены при наружном не менее 3%. Вынос карниза или открытия при этом должен быть не менее 8 см, металлические открытия должны соединяться двойным лежачим фальцем, швы покрытий из плит должны быть заделаны полимерцементным раствором или мастикой. Не допускается попадания влаги под покрытие.
Указанные правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными на то управляющими организациями и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Судом первой инстанции установлено, что по договору управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Оренбург, ул. Центральная, д. 34/1, от 17.05.2017, ООО "УКЖФ "Южная 1" приняло на себя обязательства обеспечивать управление многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечивать предоставление коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, управляющая компания должна следить за состоянием стен, а также кровли многоквартирного дома, выявлять установление возможных причин возникновения дефектов и вырабатывать меры по их устранению.
Вместе с тем, в ходе проверки указанного многоквартирного дома ГЖИ по Оренбургской области выявлены нарушения: вынос металлического открытия парапета от стены менее 5 см. с уклоном в сторону внутреннего водостока, а также отсутствие соединения металлического открытия двойным лежащим фальцем.
В материалах дела имеется письмо N 1-04/2-100 от 02.05.2017, адресованное и.о. начальника Управления жилищной политики администрации города Оренбурга (далее - УЖП администрации города Оренбурга), в соответствии с которым заявитель просит УЖП администрации города Оренбурга обязать застройщика устранить дефекты в покрытии крыш (протекание кровли) в рамках гарантийных обязательств (т.1 л.д.82).
На письмо заявителя был получен ответ от УЖП администрации города Оренбурга исх. N 1-22/7134 от 11.07.2017, в соответствии с которым в адрес УСДХ Администрации г. Оренбурга направлено требование об устранении дефектов с установленным сроком выполнения до 25.07.2017 (т.1 л.д.83).
В акте общего осеннего осмотра здания от 20.05.2017 установлено, что состояние крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Центральная, д. 34/1, удовлетворительное (т.1 л.д.56).
25.07.2017 заявителем было направлено письмо N 1-04/2-166 в адрес первого заместителя Главы города Оренбурга С.А. Николаева, в соответствии с которым заявитель просит обязать строительную организацию устранить выявленные дефекты (протекание крыши в указанном многоквартирном доме).
Иных претензионных писем о ненадлежащем состоянии кровли, направленных до проведения проверки ГЖИ по Оренбургской области, в материалах дела не имеется.
16.08.2017 начальнику УСДХ Администрации г. Оренбурга заявителем было направлено письмо N 1-04/2-197, в соответствии с которым заявитель просит устранить дефекты в покрытии крыш на основании предписания ГЖИ по Оренбургской области N 2427/1 от 11.08.2017 в рамках гарантийных обязательств. Повторно письмо аналогичного содержания заявителем было направлено 20.10.2017 за исх. N 1-04/2-230 (т.1 л.д.85).
Иных действий, помимо направления претензионных писем в отношении УСДХ Администрации г. Оренбурга после проведения внеплановой выездной проверки ГЖИ по Оренбургской области, направленных на устранение нарушений, указанных в предписании ГЖИ по Оренбургской области N 2427/1 от 11.08.2017, заявителем выполнено не было.
Таким образом, инспекцией в ходе проверки верно установлено несоблюдение управляющей организацией требований действующего законодательства.
ООО "УКЖФ "Южная 1" осуществляет управление многоквартирным домом с момента его создания, в связи с чем, могло (и должно было) предпринять все необходимые меры по систематическому, надлежащему и полному обследованию многоквартирного дома, выявлению дефектов, планированию работ по содержанию и ремонту, своевременному проведению планово-предупредительных работ по ремонту общего имущества.
Обязанность по своевременному выявлению неисправностей, дефектов общего имущества многоквартирного дома и обеспечению его нормативного состояния возникла у общества с момента заключения договора управления.
При этом если выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
В рассматриваемом случае заявитель не доказал, что нарушение требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, которые управляющая организация не могла предвидеть при обычной степени заботливости и осмотрительности.
Указанные в оспариваемом предписании работы являются работами по устранению строительных дефектов и должны выполняться за счёт средств, перечисленных жильцами в счёт оплаты по договору.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Таким образом, управляющая компания как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности, должна надлежаще содержать общее имущество многоквартирного дома в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов собственников помещений этого дома, а также сохранности их имущества, в связи с чем, требования по устранению допущенных нарушений предъявлены ГЖИ по Оренбургской области законно и обосновано.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ГЖИ по Оренбургской области на законных основаниях выдало заявителю оспариваемое предписание.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, оспариваемое предписание, которым инспекция предложила заявителю устранить выявленные нарушения, соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, отсутствуют основания для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными.
Доказательства нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности в материалах дела отсутствуют, суду не представлены.
Довод заявителя, что обязанность по выполнению требований предписания лежит на УСДХ администрации г. Оренбурга как застройщике указанного многоквартирного дома, был предметом суда первой инстанции и правомерно отклонен, как основанный на неверном толковании вышеуказанных норм права, регулирующих отношения по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Проведение работ, указанных в оспариваемом предписании, относится к работам, установленным в указанном Минимальном перечне.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2013 N 5-АПГ13-53 указано, что закрепленный в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 Минимальный перечень работ и услуг не может быть снижен произвольно ни иными нормативными правовыми актами, имеющими меньшую юридическую силу, ни лицами, ответственными за надлежащее содержание общего имущества.
Круг обязанностей управляющей организации не освобождает её от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, заявитель должен был знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Следовательно, заявитель, будучи управляющей организацией, обязан надлежащим образом, в соответствии с требованиями Правил N 170, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, осуществлять содержание и ремонт общего имущества вышеуказанного жилого дома.
Ссылка подателя жалобы о том, что постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которыми утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, не подлежит применению, так как данное постановление и правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", который утратил силу в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Правила и нормы N 170 являются действующим нормативным правовым актом. Признание утратившим силу Федерального закона от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не повлекло прекращение действия Правил и норм N170.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы обществом излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1 500 руб. по платежному поручению от 19.06.2018 N 527, которая в силу статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.03.2018 по делу N А47-11203/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Южная 1" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Южная 1" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 19.06.2018 N 527.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.