Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 декабря 2018 г. N Ф04-5122/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А45-37597/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Сбитнева А.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вега-Д" (07ап-5176/2018) на решение от 27.03.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-37597/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вега-Д", г. Ейск к обществу с ограниченной ответственностью "Новосибсертификация +", г. Новосибирск о признании незаконным решения N 002 от 09.10.2017 об отмене действия Сертификата соответствия NРОСС.TR.СГ43.В02717
Третьи лица, (не) заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральная служба по аккредитации, г.Москва; 2) Управление Росаккредитации по Сибирскому федеральному округу,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вега-Д" (далее - заявитель, общество, ООО "ВегаД") обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Новосибсертификация +" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Новосибсертификация +", орган по сертификации) о признании незаконным решения N 002 от 09.10.2017 об отмене действия Сертификата соответствия NРОСС.TR.СГ43.В02717; обязании орган по сертификации возобновить действие Сертификата соответствия NРОСС.TR.СГ43.В02717 путем внесения решения в ФГИС Росаккредитации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Федеральная служба по аккредитации и Управление Федеральной службы по аккредитации по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление).
Решением суда от 27.03.2018 (резолютивная часть объявлена 21.03.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Орган по сертификации в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От иных лиц отзыв на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 АПК РФ не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Вега-Д" (Заказчик) и ООО "Новосибсертификация+" (Исполнитель) был заключен Договор N 030/17-С от 07.03.2017 на проведение работ по сертификации, по условиям которого Исполнитель принял на себя обязательства по выполнению работ по сертификации продукции: портландцемент ЦЕМ I 52,5 Н (СЕМ I 52,5 N) серый выпускаемой заводом - изготовителем "NUH CIMENTO SANAYI A.S.", Турция, выпускаемой по EN 197, INO9001 и выдаче сертификата соответствия в системе сертификации, при положительных результатах работ.
На основании указанного договора ООО "Вега-Д" органом по сертификации выдан сертификат соответствия N РОСС ТR.СГ43.В02721 о соответствии указанной продукции ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30515-2013, сроком действия с 17.05.2017 по 16.05.2018.
В рамках названного договора 17.05.2017 между ООО "Вега-Д" и ООО "Новосибсертификация+" было заключено дополнительное соглашение N 2717 на проведение органом по сертификации инспекционного контроля за сертифицированной продукцией портландцемент СЕМ I 52,5 N торговой марки "NUH".
Дополнительным соглашением N 1 от 28.05.2017 к соглашению N 2717 от 17.05.2017 сторонами определены условия проведения дополнительного инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, предусмотренные пунктом 8.2. ГОСТ Р 56836.
Актом N 2ик от 04.10.2017 по результатам дополнительного инспекционного контроля партии сертифицированной продукции - цемент общестроительный марки "NUH": портландцемент ЦЕМ I 52,5Н (СЕМ I 52,5N), принято решение о подтверждении сертификата соответствия N РОСС ТЯ.СГ43.В02717 от 17.05.2017.
Решением ООО "Новосибсертификация+" N 002 от 09.10.2017 действие вышеуказанного сертификата соответствия прекращено с 09.10.2017 на основании предписания Федеральной службы по аккредитации N СФО - вн/75-ПВВ от 04.10.2017.
Полагая, что решение о прекращении действия сертификата принято необоснованно, ООО "Вега-Д" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции суд исходил из их необоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Согласно пункту 2 статьи 26 Закона N 184-ФЗ орган по сертификации привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры); осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором; выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; осуществляет иные необходимые действия.
В силу пункта 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ заявитель обязан приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено.
В соответствии с пунктом 8.1 "ГОСТ Р 56836-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов", утвержденного Приказом Росстандарта от 11.01.2016 N 1-ст (далее - ГОСТ Р 56836-2016), инспекционный контроль сертифицированной продукции (далее - инспекционный контроль) является неотъемлемой частью процедуры сертификации цементов.
Инспекционный контроль осуществляется с целью установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, и осуществлена ли должным образом маркировка продукции.
В соответствии с пунктом 8.2 ГОСТ Р 56836-2016 инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия, органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию. Инспекционный контроль проводится в форме инспекционных проверок (плановых или внеплановых).
Сроки проведения планового инспекционного контроля устанавливаются в договоре на проведение работ по сертификации, но не реже чем 1 раз в 6 месяцев.
При поставке сертифицированной продукции из третьих стран на территорию Российской Федерации при помещении ее под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления орган по сертификации осуществляет дополнительный инспекционный контроль каждой поставляемой партии цемента, включающий отбор проб на границе, испытание и контроль всех характеристик, предусмотренных национальным стандартом, на соответствие которому получен сертификат соответствия.
Изменениями N 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.01.2017 N 25-ст, абзац 3 пункта 8.2 изложен в новой редакции - при ввозе на территорию Российской Федерации сертифицированной продукции, страной происхождения которой является страна, не являющаяся членом Евразийского экономического союза, орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, осуществляет дополнительный инспекционный контроль каждой ввозимой партии цемента, включающий отбор проб на границе, испытание и контроль всех характеристик, предусмотренных стандартом, на соответствие которому получен сертификат соответствия. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение согласно 8.19. Примечание - Под партией понимается количество цементной продукции одной номенклатуры (вид (марка, класс прочности цемента)), указанной в товаросопроводительных документах, перевозимой от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение сделки (или по одному документу об условии переработки
В соответствии с пунктом 3.3 ГОСТ 31815-2012 "Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации" (далее - ГОСТ 31815-2012) инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию. В случае прекращения деятельности органа по сертификации инспекционных контроль может проводиться другим уполномоченным на это органом по сертификации. Орган по сертификации может на договорных началах поручить проведение отдельных работ по инспекционному контролю другой компетентной организации.
Согласно пункту 8.19 ГОСТ Р 56836-2016 по результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение: о подтверждении действия сертификата соответствия о приостановке сертификата соответствия; о прекращении действия сертификата соответствия.
В соответствии с пунктом 8.19.2 ГОСТ Р 56836-2016 решение о приостановлении действия сертификата соответствия принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, держатель сертификата соответствия может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) соответствие продукции установленным требованиям. В противном случае действие сертификата соответствия прекращается.
Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Новосибсертификация+", аккредитованного в качестве органа по сертификации аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.11СГ43, по итогам которой составлен акт от 04.10.2017 N СФО-вн/75-ПВВ, в ходе которой установлено, что в орган по сертификации обратился заказчик с просьбой провести дополнительный инспекционный контроль партии портландцемента, о чем оформлена заявка от 17.05.2017 N 84/1.
По результатам рассмотрения заявки ООО "Новосибсертификация+" оформлено техническое задание "Проведение сертификации и анализ состояния производства" на проведение сертификации Портландцемент ЦЕМ I 52,5 Н (СЕМ I 52,5 N), в порядке предусмотренном ГОСТ Р 56836-2016.
С целью проведения испытаний цемента ООО "Новосибсертификация+" 16.03.2017 отобраны образцы цементной продукции, о чем оформлен акт отбора образцов от 16.03.2017 N 1.
С целью проведения испытаний цемента ООО "Новосибсертификация+" 20.03.2016 оформлено и направлено задание на проведение испытаний указанной продукции в ИЛ ООО НПП "ИНИЦИАТИВА" (аттестат аккредитации N RA. RU.21HH01) по показателям прочность на сжатие в возрасте 2 и 28 суток, начало схватывания, равномерность изменения объема (расширение), потеря массы при прокаливании, нерастворимый остаток, содержание оксида серы (IV) S03, содержание хлорид-иона CL, удельная эффективная активность естественных радионуклидов на соответствие требованиям ГОСТ 31108-2016 "Цементы общестроительные. Технические условия".
Из содержания сертификата соответствия следует, что данный сертификат выдан на основании протокола испытаний от 10.05.2017 N 234, выданного ИЛ НПП ООО "ИНИЦИАТИВА", аттестат аккредитации N RA.RU.21HH01, акта анализа состояния производства от 16.03.2017 N 1.
На основании анализа документации, представленной заявителем, протокола идентификации, протокола испытаний от 10.05.2017 N 234 и акта анализа состояния производства от 16.03.2017 N 1 органом по сертификации было принято положительное решение о выдаче сертификата соответствия.
В адрес органа по сертификации обратился заказчик с просьбой провести дополнительный инспекционный контроль партии Портландцемента, о чем оформлена заявка от 17.05.2017 N 84/1.
Приказом ООО "Новосибсертификация+" от 17.05.2017 N 01-ДИК назначен дополнительный инспекционный контроль, в соответствии с которым Быков А.А. назначен ответственным за отбор проб и должен осуществить выезд на отбор образцов на таможенном посту ООО "Ейск-Приазовье-Порт", г. Ейск.
В соответствии с актом отбора образцов от 24.05.2017 N 1ик проба цемента отобрана 24.05.2017 в г. Ейск.
В соответствии с протоколом испытаний от 26.07.2017 N 784 ООО НПП "ИНИЦИАТИВА" проведены испытания всем показателям качества, установленным в. ГОСТ 31108-2016 "Цементы общестроительные. Технические условия" и ГОСТ 30515-2013 "Цементы. Общие технические условия".
Приказом ООО "Новосибсертификация+" назначен второй дополнительный инспекционный контроль по заявке ООО "Вега-Д".
Из материалов проверки следует, что на таможенный пост поступило и ввезено на территорию Российской Федерации в период действия сертификата соответствия 30549 тонн цементной продукции разными товарными партиями, что подтверждается товаросопроводительными документами, а именно: ДТ N 10309030/220517/0000593, коносамент от 12.04.2017 N 1, договор от 19.01.2017 N BLK-BIGBAG/2017; ДТ N 10309030/220517/0000605, коносамент от 20.05.2017 N 1, договор от 19.01.2017 N BLK-BIGBAG/2017; ДТ N 10309030/070617/0000663, коносамент от 05.06.2017 N 1, договор от 19.01.2017 N BLK-BIGBAG/2017; ДТ N 10309030/140617/0000681, коносамент от 12.06.2017 N 1, договор от 19.01.2017 N BLK-BIGBAG/2017; ДТ N 10309030/220617/0000710, коносамент от 21.06.2017 N 1, договор от 19.01.2017 N BLK-BIGBAG/2017; ДТ N 10309030/280617/0000738, коносамент от 26.06.2017 N 1, договор от 19.01.2017 N BLK-BIGBAG/2017; ДТ N 10309030/300617/0000754, коносамент от 29.06.2017 N 1, договор от 19.01.2017 N BLK-BIGBAG/2017; ДТ N 10309030/070717/0000783, коносамент от 05.07.2017 N 1, договор от 19.01.2017 N BLK-BIGBAG/2017; ДТ N 10309030/180717/0000845, коносамент от 14.07.2017 N 1, договор от 19.01.2017 N BLK-BIGBAG/2017; ДТ N 10309030/240717/0000872, коносамент от 21.07.2017 N 1, договор от 19.01.2017 N BLK-BIGBAG/2017.
В нарушение абзаца 3 подпункта 8.2 пункта 8 ГОСТ Р 56836-2016 ООО "Новосибсертификация+" не проведен дополнительный инспекционный контроль по указанным ввезенным на территорию России товарным партиям (за исключением одного).
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение порядка проведения сертификации, а именно пунктов 6, 8 ГОСТ Р 56836-2016, связанные с не проведением дополнительного инспекционного контроля при ввозе на территорию Российской Федерации сертифицированной продукции, страной происхождения которой является страна, не являющаяся членом Евразийского экономического союза, поскольку один из этапов сертификации (инспекционный контроль за сертифицированной продукции) не выполнен.
Таким образом, аккредитованным лицом нарушен пункт 8 Критериев аккредитации, в части несоблюдения в деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия, указанных в области аккредитации, пункт 6 Критериев аккредитации, в части несоблюдения в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества, установленных в Руководстве по качеству и разработанных в соответствии с требованиями подпункта з) пункта 14.11 Критериев аккредитации, пункт 1) части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
На основании изложенного, Управлением ООО "Новосибсертификация+" было выдано предписание от 04.10.2017 об устранении выявленных нарушений, перечисленных в акте проверки, в том числе прекратить действие спорного сертификата и провести корректирующие мероприятия в соответствии с правилами, установленными в документах системы менеджмента качества ООО "Новосибсертификация+" в срок до 04.12.2017, приказом Управления от 05.10.2017 приостановлено действие аккредитации ООО "Новосибсертификация+" в части области аккредитации в отношении проведения работ по сертификации портландцемента в соответствии с ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30515-2013.
Довод о том, что ГОСТ 31108-2016 не является обязательным, а носит рекомендательный характер применения, подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку не проведение дополнительного инспекционного контроля по ввезенным на территорию Российской Федерации цементной продукции свидетельствует о не проведении проверки качества и безопасности ввозимой продукции на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) от 11.01.2016 N 1-ст утвержден для добровольного применения и введен впервые с 01.02.2016 национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила сертификации цементов" (далее - ГОСТ Р 56836-2016).
Упомянутый стандарт устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982), и предназначен для применения заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органа, осуществляющего федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и других заинтересованных лиц. Стандарт может применяться как при обязательной, так и при добровольной сертификации цементов.
Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования, размещена в электронно-цифровой форме на официальном сайте Росстандарта www.gost.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Информация). Информацией в графе 3 раздела "5730 (2523) Цемент" к числу определяющих нормативных документов отнесен ГОСТ Р 56836-2016.
Содержание единого документа формируется Росстандартом не самостоятельно, а на основе информации, представленной федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Включение в информацию национальных стандартов в качестве документов, определяющих обязательные требования к продукции, прямо предусмотрено Порядком, не устанавливающим каких-либо ограничений, связанных с областью применения этих национальных стандартов.
Информация не устанавливает самостоятельных норм, обязательных к применению; не является актом разъяснения тех или иных законоположений или актом толкования, содержащим положения, противоречащие правовым актам большей юридической силы; не обладает нормативными свойствами, представляя собой предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 г. N 982 способ доведения до участников соответствующих правоотношений сведений о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и о нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования к такой продукции; не затрагивает их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ) под техническим регулированием понимается, в том числе, правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В силу ч. ч. 1 и 3 ст. 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 162-ФЗ). До 1 июля 2016 г. данный принцип был закреплен в ст. 12 и абзаце втором п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ. ГОСТ Р 56836-2016 соответствует приведенным нормативным положениям действующего законодательства и, как следует из п. 1 приказа Росстандарта от 11 января 2016 г. N 1-ст, утвержден для добровольного применения.
Согласно ст. 4.7 ГОСТ Р 56836-2016 предусмотренная им сертификация проводится по заявке изготовителя или уполномоченного зарубежным изготовителем лица на сертификацию серийно изготовляемых цементов. Заявитель в рассматриваемом случае является изготовителем.
Таким образом, ГОСТ Р 56836-2016 устанавливает обязательные требования.
Обязательное подтверждение соответствия цементов выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации, предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 во взаимосвязи с абзацем первым пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
В соответствии с положениями части 3 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" по результатам проверки, в ходе проведения которой выявлено несоответствие деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, национальный орган по аккредитации принимает решение о выдаче предписания об устранении выявленного нарушения и приостановлении действия аккредитации в отношении всей области аккредитации или определенной части области аккредитации в случае, если таким нарушением является несоответствие деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, которое не относится к перечню нарушений, указанному в пункте 1 настоящей части (пункт 2).
Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 322 "Об утверждении Перечня нарушений, которые при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц не влекут за собой приостановления действия аккредитации", установлен перечень нарушений, не влекущих приостановление аккредитации.
Выявленные в ходе проверки деятельности ООО "Новосибсертификация+" нарушения не входят в указанный перечень нарушений.
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 09.07.2013 N 2423/13 по делу N А53-19629/2012, вынесенное административным органом в пределах своей компетенции предписание об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации презюмируется законным, пока иное не будет установлено вступившим в законную силу решением суда по заявлению лица, оспорившего соответствующее предписание. Доказательства признания предписания Управления от 04.10.2017 незаконным в установленном порядке в материалах дела не имеются.
Кроме того, постановлениями Седьмого арбитражного суда по делам N А45-1576/2018 и А45-1561/2018 ООО "Новосибсертификация+" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.47 КоАП РФ. При этом в качестве доказательства неправомерности совершенных действий ООО "Новосибсертификация+" судом принят акт проверки, составленный Управлением Росаккредитации по СФО, на основании которого выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
ООО "Новосибсертификация+" в целях исполнения предписания об устранении выявленных нарушений отменило действие сертификатов соответствия.
При таких обстоятельствах, действия ООО "Новосибсертификация+" по отмене сертификата соответствия являются правомерными.
Довод ООО "Вега-Д" о необходимости в соответствии с пунктами 8.8.1, 8.8.3 ГОСТ Р 56836-2016 при получении предписания Управления провести внеплановую проверку, по результатам которой составить акт и принять соответствующее решение, судом первой инстанции правомерно отклонен.
Разделом 8 данного государственного стандарта "Инспекционный контроль сертифицировано продукции" предусмотрено, что при ввозе на территорию Российской Федерации сертифицированной продукции, страной происхождения которой является страна, не являющаяся членом Евразийского экономического союза, орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, осуществляет дополнительный инспекционный контроль каждой ввозимой партии цемента, включающий отбор проб на границе, испытание и контроль всех характеристик, предусмотренных стандартом, на соответствие которому получен сертификат соответствия. Из изложенного следует, что каждая ввозимая партия цемента, страной происхождения которого является страна, не являющаяся членом Евразийского экономического союза, подлежит обязательному дополнительному инспекционному контролю с целью подтверждения соответствия качественных характеристик ввезенного товара стандарту, на соответствие которому получен сертификат. Именно по результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение согласно пункту 8.19 (о подтверждении действия сертификата соответствия; о приостановке сертификата соответствия; о прекращении действия сертификата соответствия) (пункт 8.2).
В данном случае орган по сертификации исполнял предписание Управления от 04.10.2017, которое в ходе проведения проверки уже выявило нарушение и поскольку сертифицированная цементная продукция не была проверена на безопасность и пересекла границу Российской Федерации, в целях недопущения реализации на территории Российской Федерации не проверенной на безопасность и качество продукции, действием, направленным на устранение выявленного является прекращение выданного сертификата соответствия.
Ссылка ООО "Вега-Д" на акт N 2ик от 04.10.2017, составленный по результатам дополнительного инспекционного контроля, также обоснованно отклонена, поскольку сведения, указанные в акте относятся к продукции, дата изготовления которой 25.07-30.07.2017, тогда как спорные партии цемента ввезены по коносаментам от 20.05.2017, 05.06.2017, 12.06.2017, 21.06.2017, 26.06.2017, 29.06.2017, 05.07.2017, 14.07.2017, 21.07.2017.
Кроме того, проведение инспекционного контроля после выпуска продукции в обращение, не будет свидетельствовать о соблюдении требований законодательства.
Довод ООО "Вега-Д" о том, что орган по сертификации не мог принять оспариваемое решение в период приостановления его деятельности (приказ Управления от 05.10.2017) приводился в суде первой инстанции, был оценен и исследован в совокупности с материалами дела и обоснованно отклонен.
Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации утвержден постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) от 21.09.1994 N 15.
Пунктом 3.8.1 указанного Порядка предусмотрено, что при проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации, в числе прочего приостанавливает действие сертификата. Решение о приостановлении действия сертификата принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом, его выдавшим, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной лаборатории соответствие продукции нормативным документам. Если этого сделать нельзя, то действие сертификата отменяется аннулируется (пункт 3.7.7 Порядка).
В соответствии с пунктом 13 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ) аккредитованное лицо не вправе выдавать документы в определенной области аккредитации, если действие аккредитации в данной области аккредитации приостановлено.
Соответственно, приостановление действия аккредитации ответчика влечет прекращение прав на совершение действий по сертификации продукции согласно имеющейся области аккредитации, но при этом не лишает прав на совершение иных юридически значимых действий, в том числе, по прекращению действия ранее выданных сертификатов. Действующие нормативные акты, регулирующие деятельность аккредитованных органов по сертификации, не содержат запрет на совершение в период приостановления аккредитации действий по аннулированию ранее выданных сертификатов соответствия.
Таким образом, с целью недопущения реализации на территории Российской Федерации не проверенной на безопасность и качество продукции, предотвращения бесконтрольного ввоза цемента из стран, не являющихся членом Евразийского экономического союза, на период приостановленного действия аккредитации орган по сертификации, исполняя предписание Управления, был вправе принять оспариваемое решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.03.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-37597/2017, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вега-Д" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-37597/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 декабря 2018 г. N Ф04-5122/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Вега-Д"
Ответчик: ООО "НОВОСИБСЕРТИФИКАЦИЯ +"
Третье лицо: Управление Федеральной службы по аккредитации по Сибирскому Федеральному округу, Федеральная служба по аккредитации