г. Санкт-Петербург |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А56-31335/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Бургановой А.А.
при участии:
от истца (заявителя): Виденеева Н.В. - доверенность от 06.02.2018, Кузьмина А.А. - доверенность от 25.06.2018
от ответчика (должника): Мусохранов И.Д. - доверенность от 03.10.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер13АП-30867/2017) АО "Объединенная Двигателестроительная Корпорация" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2017 по делу N А56- 31335/2017 (судья Грачева И.В.), принятое
по заявлению АО "Объединенная Двигателестроительная Корпорация"
к МИФНС N 8
о признании недействительным решения от 27.10.2016 в части п. 2.3. мотивировочной части Решения, в части п. 3.1 резолютивной части Решения - в отношении установления недоимки по налогу на прибыль организаций за 2013 год в сумме 31 782 576 руб. с дивидендов от ПАО "УМПО" за 2012 год, привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 3 178 258 руб. за неуплату в бюджет налога на прибыль организаций за 2013 год, а также начисления пени в сумме 9 003 209 руб.
установил:
Акционерное общество "Объединенная двигателестроительная корпорация", место нахождения: 105118, г. Москва, пр. Буденного, д. 16, ОГРН 1107746081717 (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 8, место нахождения: 191014, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 53 (далее - Инспекция, налоговый орган) от 27.10.2016 N 13-13/29Р в части п. 2.3. мотивировочной части решения, п. 3.1 резолютивной части решения - в отношении установления недоимки по налогу на прибыль организаций за 2013 год в сумме 31 782 576 руб. с дивидендов от ПАО "УМПО" за 2012 год, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 3 178 258 руб. за неуплату в бюджет налога на прибыль организаций за 2013 год, а также начисления пени в сумме 9 003 209 руб.
Решением суда от 18.10.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом неверно применена норма подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, не применена норма закона, подлежащая применению, а именно статьи 13, 14 Закона N 208-ФЗ, и применена норма, не подлежащая применению, в частности статьи 19, 20 Закона N 208-ФЗ; суд не дал оценку доводам Общества об отсутствии у него в проверяемый период обязанности по самостоятельному исчислению и уплате налога на прибыль с сумм дивидендов, полученных в 2013 году.
Определением от 13.04.2018 суд апелляционной инстанции по ходатайству Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в связи с реорганизацией Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 8 в форме присоединения к Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в соответствии со статьей 48 АПК РФ произвел процессуальное правопреемство.
В настоящем судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Инспекции доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка АО "ОДК" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой 14.09.2016 был составлен акт N 13-13/29.
Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения, Инспекция 27.10.2016 приняла решение N 13-13/29 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество в частности привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 3 178 258 руб. за неуплату налога на прибыль организаций. Указанным решением Обществу также доначислен налог на прибыль организаций с ходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями в сумме 31 782 576 руб. и начислены пени по налогу на прибыль в сумме 9 003 209 руб.
Основанием для принятия решения в данной части послужил вывод налогового органа о нарушении Обществом положений подпункта 5 пункта 3 статьи 45, пункта 1 статьи 246, статьи 247, пункта 1 статьи 274, подпункта 2 пункта 3 статьи 284, пункта 1 статьи 287 НК РФ, выразившихся в не исчислении, не удержании и неуплате в бюджет налога на прибыль с дивидендов, полученных Обществом, по ставке в размере 9%.
Решением Федеральной налоговой службы от 10.03.2017 N СА-4-9/4351@ апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции оставлена без удовлетворения.
Считая решение Инспекции в оспариваемой части недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, установив, что на момент принятия решения о выплате дивидендов (27.05.2013) доля Общества составляла 43,94%, что не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, устанавливающего, что налоговая ставка в размере 0% применяется в случае непрерывного владения на праве собственности не менее 365 календарных дней 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации, пришел к выводу о правомерности решения налогового органа в части доначисления налога на прибыль, пени и налоговых санкций. При этом суд отклонил довод заявителя об отсутствии у последнего в проверяемый период обязанности по самостоятельному исчислению и уплате налога в бюджет.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, установила следующее
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, применяется ставка 0% при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации.
По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, не позднее дня, следующего за днем выплаты (пункт 4 статьи 287 НК РФ).
Дивиденды - любой доход акционера (участника) по принадлежащим ему акциям (долям), который получен от организации при распределении чистой прибыли пропорционально доле акционера (участника) в уставном капитале этой организации (статья 43 НК РФ).
В силу статьи 17 НК РФ объект налогообложения, налоговая база и налоговая ставка являются одними из элементов налогообложения, позволяющих определить подлежащую уплате сумму налога.
Из пункта 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2007 N 372-О-П следует, что налоговая ставка, в том числе нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость, является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ) и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
Налоговым законодательством предусмотрено, что для подтверждения права на применение указанной налоговой ставки налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов (абзац 7 пункта 3 статьи 284 НК РФ).
Причем перечень документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0%, указанный в пункте 3 статьи 284 НК РФ, не носит исчерпывающего характера.
Данной нормой определен круг обстоятельств, подлежащих установлению при проведении налоговым органом налоговой проверки правильности исчисления суммы налога, а также допустимые доказательства этих обстоятельств.
В данном случае в рамках выездной налоговой проверки Инспекцией осуществлялся контроль за соблюдением условий применения ставки 0%, установленных подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, одним из которых является владение на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации.
Согласно части 2 статьи 105.2 НК РФ "долей прямого участия одной организации в другой организации" признается непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что 03.09.2012 внеочередным общим собранием акционеров ПАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (далее - ПАО "УМПО") на основании протокола от 06.09.2012 N 32 принято решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций.
Решение о дополнительном выпуске ценных бумаг подписано 19.11.2012 генеральным директором ОАО "УК "ОДК", являющегося управляющей организацией ПАО "УМПО".
Федеральной службой по финансовым рынкам 20.12.2012 зарегистрировано решение о дополнительном выпуске ценных бумаг. Государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг 1-01-30132-D-005D.
На момент принятия решения о дополнительном выпуске ценных бумаг общее количество размещенных ранее ценных бумаг составляло 309 114 463 штук.
Как следует из зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг, ценные бумаги в количестве 250 000 000 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 руб. каждая на общую сумму 250 000 000 руб., размещаются по закрытой подписке.
Размещение дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций ПАО "УМПО" посредством закрытой подписки осуществляется в пользу открытого акционерного общества "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром" (далее - ОАО "ОПК "Оборонпром") и открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Сатурн" (далее - ОАО "НПО "Сатурн").
В соответствии с заявлениями на приобретение дополнительных акций в порядке использования преимущественного права с 17.01.2013 по 12.02.2013 физическими лицами были приобретены обыкновенные бездокументарные акции ПАО "УМПО" в количестве 48 691 штук.
30.04.2013 между ПАО "УМПО" и ОАО "НПО "Сатурн" был заключен договор N 40/10-32253 о приобретении акций ПАО "УМПО" по условиям которого ПАО "УМПО" обязуется передать ОАО "НПО "Сатурн", а ОАО "НПО "Сатурн" оплатить обыкновенные именные бездокументарные акции ПАО "УМПО" в количестве 123 315 017 штуки номинальной стоимостью 1 руб. по цене размещения одной ценной бумаги 20 руб. 20 коп. Общая стоимость передаваемых акций составляет 2 490 963 343 руб.
14.05.2013 между ПАО "УМПО" и ОАО "ОПК "Оборонпром" были заключены договоры:
- N 40/10-32299, по условиям которого ПАО "УМПО" обязуется передать ОАО "ОПК "Оборонпром", а ОАО "ОПК "Оборонпром" оплатить обыкновенные именные бездокументарные акции ПАО "УМПО" в количестве 17 425 743 штуки номинальной стоимостью 1 руб. по цене размещения одной ценной бумаги 20 руб. 20 коп. Общая стоимость передаваемых акций составляет 352 000 008 руб. 60 коп.;
- N 40/10-32300, по условиям которого ПАО "УМПО" обязуется передать ОАО "ОПК "Оборонпром", а ОАО "ОПК "Оборонпром" оплатить обыкновенные именные бездокументарные акции ПАО "УМПО" в количестве 10 216 337 штуки номинальной стоимостью 1 руб. по цене размещения одной ценной бумаги 20 руб. 20 коп. Общая стоимость передаваемых акций составляет 206 370 007 руб. 40 коп.;
- N 40/10-32301, по условиям которого ПАО "УМПО" обязуется передать ОАО "ОПК "Оборонпром", а ОАО "ОПК "Оборонпром" оплатить обыкновенные именные бездокументарные акции ПАО "УМПО" в количестве 7 168 320 штуки номинальной стоимостью 1 руб. по цене размещения одной ценной бумаги 20 руб. 20 коп. Общая стоимость передаваемых акций составляет 144 800 064 руб.
Датой исполнения ПАО "УМПО" обязанности по передаче акций согласно условиям договора считается дата зачисления акций на счета ОАО "НПО "Сатурн" и ОАО "ОПК "Оборонпром".
В силу пункта 2.3 указанных договоров ПАО "УМПО" обязалось в течение 3 рабочих дней, следующих за днем поступления документа, подтверждающего оплату суммы сделки, совершить со своей стороны все действия, необходимые для регистрации перехода права собственности на ценные бумаги на счет депо ОАО "НПО "Сатурн" и ОАО "ОПК "Оборонпром" в ООО "Центральный Московский Депозитарий" либо на лицевой счет ОАО "НПО "Сатурн" и ОАО "ОПК "Оборонпром" в реестре акционеров ПАО "УМПО".
Уведомление об операции, проведенной по лицевому счету от 17.05.2013 N 37-03/717, подтверждает дату списания ценных бумаг с лицевого счета ПАО "УМПО" и зачисление на лицевой счет ОАО "НПО "Сатурн".
Уведомления об операции, проведенной по лицевому счету от 17.05.2013 N 37-03/720, от 17.05.2013 N 37-03/719, от 17.05.2013 N 7-03/718, подтверждают дату списания ценных бумаг с лицевого счета ПАО "УМПО" и зачисление на лицевой счет ОАО "ОПК "Оборонпром".
Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг утвержден приказом ОАО "УК "ОДК" от 30.05.2013 N 547 и подписан генеральным директором Масаловым В.Е. 14.06.2013.
Судом установлено, что после реализации акций ПАО "УМПО" по договору от 30.04.2013 N 40/10-32253 доля ОАО "УК "ОДК" уже составляла 47,4 процента.
Согласно перечням предприятий, входящих в состав ОАО "УК "ОДК", доля участия в уставном капитале ПАО "УМПО" на 31.05.2013 и 30.06.2013 составляла 43,94 процента.
Федеральной службой по финансовым рынкам (далее - ФСФР РФ) 27.06.2013 зарегистрирован отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг. ПАО "УМПО" было размещено 158 174 108 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 руб.
Соответствующие изменения в Уставе ПАО "УМПО", связанные с увеличением уставного капитала, были зарегистрированы Межрайонной инспекцией ФНС России N 39 по Республике Башкортостан 13.08.2013.
Из пункта 13 отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг следует, что лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества - эмитента является ОАО "УК "ОДК" и доля участия АО "УК "ОДК" в уставном капитале эмитента составляет 43,94 процента.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что на дату подписания отчета (14.06.2013), на дату подачи (17.06.2013) и на дату регистрации (27.06.2013) отчета ФСФР РФ, а также на день принятия решения ПАО "УМПО" о выплате дивидендов (27.06.2013), доля ОАО "УК "ОДК" в ПАО "УМПО" составляла 43,94 процента.
При этом судом отмечено, что список лиц, имеющих право на участие во внеочередном общем собрании акционеров (далее - Список), составлен по данным реестра владельцев именных ценных бумаг Общества по состоянию на 16.05.2013. В Список уже были включены акции, которые были реализованы физическим лицам в январе и феврале 2013 года в размере 48 691 штук, соответственно дивиденды распределялись на акции с учетом дополнительного выпуска (309 114 463 + 48 691 = 309 163 154).
Согласно списку лиц, зарегистрированных в реестре владельцев ценных бумаг ПАО "УМПО", представленном письмом от 26.04.2016 N 16-05/298099, АО "Регистраторское общество "СТАТУС" на 27.06.2013 общее количество акций составляло 467 288 571 штук, из которых 238 431 082 штук находятся на обслуживании небанковской кредитной организации ЗАО "Национальный расчетный депозитарий" и 205 313 797 штук принадлежат ОАО "УК "ОДК".
Соответственно, доля ОАО "УК "ОДК" в ПАО "УМПО" на 27.06.2013 составила 43,94 процента (205 313 797 штук * 100 / 467 288 571 штук).
Поскольку доля ОАО "УК "ОДК" на момент принятия решения о выплате дивидендов (27.06.2013) составляла 43,94 процента, суд первой инстанции указал, что данное обстоятельство не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ в части непрерывного владения на праве собственности не менее 365 календарных дней 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации для применения к налоговой базе налоговой ставки в размере 0 процентов.
Суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда о том, что в нарушение пункта 3 статьи 24, статей 247, 275, подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ Обществом неправомерно применена ставка 0 процентов к налоговой базе по доходам в виде дивидендов.
Доводы заявителя о том, что на дату принятия общим собранием акционеров решения о выплате дивидендов (27.06.2013) изменение размера уставного капитала ПАО "УМПО" на размещенные акции дополнительного выпуска еще не было внесено в его устав, а также о том, что правовые последствия увеличения уставного капитала ПАО "УМПО" возникают с даты государственной регистрации в налоговых органах изменений в устав общества или устава общества в новой редакции, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Пунктом 2 статьи 12 Закона N 208-ФЗ предусмотрено, что внесение в устав общества изменений и дополнений, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется по результатам размещения акций общества на основании следующих документов: решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества; решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения; иного решения, на основании которого осуществляется размещение акций и размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции; зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций либо, если в соответствии с федеральным законом процедура эмиссии акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций, - на основании выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг.
Указанные изменения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В силу положений пункта 2 статьи 14 Закона N 208-ФЗ изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.
При этом, положениями Закона N 208-ФЗ не регулируется вопрос о моменте вступления в силу изменений, связанных с увеличением уставного капитала, для самого ПАО "УМПО" и его акционеров.
Как следует из материалов дела, в ходе контрольных мероприятий Инспекцией анализировались именно взаимоотношения ПАО "УМПО" и его основного акционера - АО "ОДК", которое не является для ПАО "УМПО" третьим лицом.
С учетом установленных фактов, ОАО "УК "ОДК" и ПАО "УМПО" не относятся к категории третьих лиц, поскольку фактически являются непосредственными участниками рассматриваемых правоотношений и результат их взаимодействия является основанием для внесения изменений в устав Общества. Следовательно, положения статей 13, 14 Закона N 208-ФЗ не подлежат применению в рассматриваемой ситуации.
Довод подателя жалобы о необоснованном применении судом норм, не подлежащих применению, в частности статей 19, 29 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ, отклоняется судом апелляционной инстанции
Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами (пункт 1 статьи 99 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 25 Закона N 208-ФЗ).
Согласно положениям статьи 2 Закона N 39-ФЗ акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона N 39-ФЗ процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает несколько этапов, из которых завершающим является государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Из анализа приведенных выше норм Закона N 208-ФЗ, Закона N 39-ФЗ следует, что оценка факта увеличения уставного капитала Общества производится с учетом данных отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг и сведений о дате государственной регистрации указанного отчета.
Внесение изменений в устав не является этапом эмиссии, которая завершается в момент государственной регистрации отчета об итогах размещения.
На основании статьи 29 Закона N 39-ФЗ право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
Таким образом, государственная регистрация изменений в устав акционерного общества и в ЕГРЮЛ, осуществляемая по результатам эмиссии ценных бумаг, не оказывает влияния на объем прав акционеров.
В силу изложенного выше суд первой инстанции правомерно признал ошибочной позицию АО "ОДК" о правовых последствиях увеличения уставного капитала с даты государственной регистрации в налоговых органах изменений в устав ПАО "УМПО".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности налоговым органом невыполнения Обществом условия подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ для применения налоговой ставки 0%.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям
В силу статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговый агент обязан перечислить в соответствующий бюджет сумму налога, удержанную в установленном порядке из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.
Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, установлены статьей 275 НК РФ.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, российская организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, признается налоговым агентом (пункт 3 статьи 275 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 286 НК РФ российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, подлежащих налогообложению в соответствии с гл. 25 НК РФ, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов.
При этом указанным пунктом установлено, что, если источником дохода налогоплательщика является российская организация, обязанность удержать налог из дохода налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источник дохода.
В соответствии с пунктом 4 статьи 287 НК РФ по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, не позднее дня, следующего за днем выплаты.
Согласно пункту 4 статьи 275 НК РФ лицо, признаваемое в соответствии с НК РФ налоговым агентом в отношении доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по налоговым ставкам, предусмотренным НК РФ, в порядке, установленном статьей 275 НК РФ.
Сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, исчисляется налоговым агентом по формуле: Н = К x Сн x (Д1 - Д2), где показатели Д1, Д2 (д, Д) - общая сумма дивидендов.
Российская организация - эмитент ценных бумаг, выплачивающая доходы в виде дивидендов, обязана довести до сведения налогового агента значения показателей Д1 и Д2.
Таким образом, главой 25 НК РФ был предусмотрен механизм исчисления налога на прибыль с дивидендов только через налогового агента, что также подтверждается и Порядком, установленным для заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль за 2013 год (Приказ ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@), который не предусматривал возможность отражения налогоплательщиком - получателем доходов в виде дивидендов суммы налога, которая, по мнению налогового органа, подлежит уплате в бюджет.
С учетом изложенного, учитывая, что в данном случае обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возложена на налогового агента, то, следовательно, в спорный период Налоговым кодексом не была предусмотрена обязанность налогоплательщика по самостоятельному исчислению и уплате налога с полученных дивидендов.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 167-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлен порядок исполнения в 2014 обязанности по уплате налога с доходов в виде дивидендов при их выплате российским организациям. Закон N 167-ФЗ вступил в силу с 24 июня 2014 (ч. 1 ст. 4 Закона N 167-ФЗ).
В частности частью 2 статьи 3 Закона N 167-ФЗ установлено, что российские организации, фактически получившие в 2014 г. доход в виде дивидендов по акциям, с которого не был удержан налог на прибыль организаций налоговым агентом, обязаны самостоятельно исчислить налог на прибыль организаций в порядке, установленном п. 5 ст. 275 НК РФ.
При этом часть 2 статьи 3 Закона N 167-ФЗ вступает в силу с 1 января 2015 (часть 2 статьи 4 Закона N 167-ФЗ).
Таким образом, обязанность по уплате налога российской организацией - получателем указанных доходов, с которых налог не был удержан налоговым агентом, возложена только с 01.01.2015.
Согласно пункту 2 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
На основании изложенного, учитывая положения статей 17, 19 НК РФ, апелляционная инстанция считает, что поскольку в 2013 году отсутствовала законодательно установленная обязанность и порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с дивидендов их получателями - организациями в случаях не исчисления, не удержания и не перечисления в бюджет налога налоговым агентом, то у Инспекции отсутствовали правовые основания для возложения данной обязанности на Общество.
При таких обстоятельствах решение Инспекции в оспариваемой Обществом части подлежит признанию недействительным, а решение суда первой инстанции - отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2017 по делу N А56-31335/2017 отменить.
Признать недействительным решение Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 8 от 27.10.2016 N 13-13/29Р в части доначисления налога на прибыль организаций за 2013 год в сумме 31 782 576 руб. с дивидендов от ПАО "УМПО" за 2012 год, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 3 178 258 руб. за неуплату в бюджет налога на прибыль организаций за 2013 год, а также начисления пени в сумме 9 003 209 руб.
Взыскать с Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в пользу АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" 4 500 руб. расходов по госпошлине по заявлению и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.