город Ростов-на-Дону |
|
24 июля 2018 г. |
дело N А32-38911/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Ю.И. Барановой, М.Г. Величко
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Соколовой А.О.,
при участии:
от истца: представитель по доверенности от 19.04.2018 Захарова Е.Н.;
от ответчика: представитель по доверенности от 21.05.2018 Тарасова Я.Э.;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Возрождение+"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2018 по делу N А32-38911/2017
по иску муниципального унитарного предприятия "Сочитеплоэнерго"
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Возрождение+"
о взыскании задолженности, пени,
принятое в составе судьи Тамахина А.В.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Возрождение +" (далее - ответчик) о взыскании 432 018,67 руб. задолженности за горячую воду, потребленную при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов, за май 2017 года, 7 517,12 руб. пени за период с 11.07.2017 по 06.09.2017, пени начиная с 07.09.2017 по день фактической оплаты задолженности в размере 432 018,67 руб., исходя из размера, установленного пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения, за каждый день просрочки.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2015 по делу N А32-38911/2017 исковые требования удовлетворены частично, с общества с ограниченной ответственностью "Возрождение +" в пользу муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" взыскано 432 018,67 руб. задолженности за горячую воду, потребленную при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домой, за май 2017 года, 6 055,46 руб. пени за период с 11.07.2017 по 06.09.2017, пеню, начиная с 07.09.2017 по день фактической оплаты задолженности в размере 432 018,67 руб., исходя из размера, установленного пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения, за каждый день просрочки, а также 11 751,79 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что между истцом и ответчиком фактически сложились отношения по поставке горячей воды при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов, обязанность по оплате потребленного ресурса возложена на ответчика в силу прямого указания закона.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, в соответствии с которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование своей позиции податель жалобы указывает следующее. Истец не исполнил указания арбитражного суда, содержащиеся в определении от 15.01.2018, в связи с чем ответчик был лишен возможности проверить расчет задолженности по ОДН. Управляющая компания не может считаться исполнителем коммунальной услуги до тех пор, пока она не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией и не начнет поставку коммунального ресурса. Истцом не предоставлены договоры управления многоквартирным домом, а так же документы, подтверждающие внесение потребителями платы за поставленные в спорный период ресурсы обществу, и иные доказательства, позволяющие квалифицировать действия общества и компании как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом на общедомовые нужды. Счета истцом выставлялись непосредственно собственникам помещений в многоквартирных домах, что сам истец не оспаривает. Доказательства того, что ответчик по общедомовым нуждам предъявляет счета собственникам помещений, в деле отсутствуют. Истец уже получил расходы на ОДН с жильцов и повторно требует взыскания указанных расходов с ООО "Возрождение+", что является неосновательным обогащением.
В соответствии с отзывом на апелляционную жалобу, истец указал, податель жалобы смешивает понятия "общедомовые нужды" и "коммунальный ресурс, потребляемый на содержание общего имущества МКД", при том, что предметом спора является взыскание задолженности за потребленный коммунальный ресурс (горячую воду) за май 2017 года; факт и объем оказанных истцом услуг подтверждается материалами дела. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалобу удовлетворению не подлежит.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.
Определением председателя второго судебного состава от 16.07.2018 произведена замена судьи Новик В.Л. в составе суда по делу N А32-38911/2017 на судью Баранову Ю.И.
Ответчик доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Истец в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет поставку горячей воды в многоквартирные дома расположенные в г. Сочи, по следующим адресам: ул. Гагарина, д. 8, д. 12, д. 15, д. 15/2, д. 15/3, д. 16, д. 18, д. 24, д. 32, д. 34, д. 38, ул. Дагомысская, д. 2, ул. Донская, д. 31, ул. Конституции ССР, д. 16, ул. Красноармейская, д. 4, д. 7 А, д. 9 А, д. 11, д. 11 А, д. 12, д. 13 Б, д. 17, д. 18, д. 20, ул. Новоселов, д. 5, ул. Роз, д. 82, ул. Тимирязева, д. 2, б-р Цветной, д. 12, д. 14, д. 16, д. 17, д. 19, д. 21, ул. Чайковского, д. 2, д. 10, д. 13, д. 17, д. 19, д. 21, д. 29.
Согласно сведениям с официального интернет-сайта "Реформа ЖКХ" и интернет-сайта государственной жилищной инспекции Краснодарского края ответчик является управляющей компанией в указанных многоквартирных домах.
За май 2017 года по указанным выше домам ответчиком осуществлено потребление горячей воды при использовании и содержании общего имущества указанных многоквартирных домов, на общую сумму 432 018,67 руб., что подтверждается актами приема-передачи, счетами-фактурами за указанный период.
В адрес ответчика выставлялись счета на оплату потребленной горячей воды.
Ответчик оплату за поставленную горячую воду не произвел, в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере 432 018,67 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно п. 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии/потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее-товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых;. в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21, 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации, соответствующие расходы возлагаются на данную организацию даже при наличии прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 Управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 214 исходит из положений ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 ст. 157 ЖК РФ, договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией. Аналогичный вывод содержится в пункте 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N 26361-02/04.
Из вышеизложенного следует как обязанность ответчика заключить соответствующий договор ресурсоснабжения в целях предоставления гражданам коммунального ресурса на содержание общего имущества, так и прямая обязанность приобретать у ресурсоснабжающих организаций и оплачивать коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается осуществление управления спорными многоквартирными домами организацией ответчика, что последним не оспаривается.
МУП Сочи "Сочитеплоэнерго" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии и горячей воды в вышеуказанных многоквартирных домах. Согласно письму от 21.03.2017 N 02-2252/17 МУП "Сочитеплоэнерго" направило в адрес ответчика для подписания проект публичного договора теплоснабжения (на поставку тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома) от 21.03.2017 N 2411, оставленный ответчиком без ответа, что явилось поводом для обращения в суд с исковым заявлением о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Возрождение+" заключить публичный договор теплоснабжения (на поставку тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома) с муниципальным унитарным предприятием города Сочи "Сочитеплоэнерго" на условиях его проекта от 21.03.2017 N 2411.
Судом апелляционной инстанции установлено, что договор энергоснабжения между истцом и ответчиком заключен на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 15 августа 2017 года по делу N А32-17643/2017, оставленного без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.11.2017.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт и объем оказанных истцом в мае 2017 услуг и факт ненадлежащего исполнения обязательства ответчиком по своевременной оплате потребленного ресурса на момент рассмотрения спора, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Поскольку ответчиком доказательств оплаты задолженности за потребленную горячую воду в спорный период в размере 432 018,67 руб. не представлено, постольку указанная сумма правомерно взыскана судом первой инстанции с ответчика в пользу истца.
На управляющую организацию возлагается обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению собственникам помещений в многоквартирном доме, избравшим способ управления домом управляющей компанией, коммунальной услуги по теплоснабжению помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что истцом неверно произведен расчет объема поставленной электроэнергии, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Из статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по обеспечению учета потребления энергии лежит на абоненте.
В силу пункта "е" пункта 31 Правил N 354 снятие показаний общедомового прибора учета является обязанностью ответчика как исполнителя коммунальных услуг, который обязан ежемесячно, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. Пункт 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, предусматривает обязанность потребителя обеспечить учет электроэнергии.
Ответчиком не представлены доказательства исполнения указанной обязанности, а равно доказательства того, что содержащиеся в представленных истцом актами снятия показаний приборов учета и счетах-фактурах сведения о количестве потребленной спорными домами электроэнергии являются недостоверными. Оспаривая представленные истцом сведения об объемах горячей воды, ответчик, являясь субъектом обязанности по учету ресурсов, не представил суду доказательства иных объемов потребления горячей воды.
Поскольку ответчиком не представлены иные данные об объемах потребления горячей воды в спорный период, постольку основания для вывода о недостоверности сведений, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Согласно пункту 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации техническая документация хранится в управляющей организации.
В силу пункта 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирные дома и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общего имущества.
Таким образом, именно ответчик, являясь управляющей организацией, обязан иметь техническую документацию на каждый дом и поддерживать их в актуальном состоянии, то есть учитывать динамику изменения.
Техническая документация, опровергающая расчет истца, в материалах дела отсутствует и ответчиком не представлена.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие между ним и истцом в спорный период договора, во внимание апелляционной коллегией не принимается.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 9 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров: "В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные".
Из вышеуказанного следует, что между истцом и ответчиком фактически сложились отношения по поставке горячей воды при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, именно на условиях истца, обязанность по оплате потребленного ресурса возложена ответчика в силу прямого указания закона.
Наличие прямых договоров между собственниками помещений и истцом не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него законом обязательств исполнителя коммунальных услуг.
Апелляционный суд поддерживает довод истца, что ответчиком подменяются понятия "сверхнормативного ОДН" и "коммунальный ресурс, потребляемый при использовании на содержание МКД". Предметом настоящего спора является именно задолженность за потребление горячей воды при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов за май 2017 года.
В связи с чем доводы жалобы о том, что истец взимает плату с собственников имущества многоквартирных домов плату за ОДН ( в том числе где управляющей компанией является иная организация), а также о взыскании ОДН повторно с ответчика, не принимаются коллегией судей к рассмотрению, ввиду вышеизложенного.
Приведенная управляющей компанией судебная практика не имеет отношения к рассматриваемому спору и касается иной правовой ситуации (в частности, споров по ОДН).
Доказательств, свидетельствующих о том, что конструктивные особенности многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, не предусматривают возможность потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при содержании общего имущества, ответчиком в материалы дела не представлено.
Истцом приведен подробный расчет предъявленных за соответствующий период сумм, с разбивкой по каждому многоквартирному дому.
Между тем, каких-либо обоснованных возражений относительно предъявленных сумм ответчиком не заявлено, соответствующие доказательства и расчет сумм, с которыми ответчик выражает несогласие, в материалы дела не представлен, в апелляционной жалобе расчет указанных сумм также отсутствует.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика пени за период с 11.07.2017 по 06.09.2017 в размере 7 517,12 руб.
На основании ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу пункта 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с разъяснениями, данными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016, по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Факт просрочки исполнения ответчиком обязательств по оплате потребленной горячей воды в мае 2017 года подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в связи с чем неустойка истцом начислена правомерно.
Проверив представленный истцом расчет пени, суд признал его неправильным и изменил ввиду изменения размера ключевой банковской ставки.
Арифметическая правильность расчета неустойки ответчиком не оспорена (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, судом первой инстанции с ответчика в пользу истца, на основании п. 9.3 ст. 15 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" взыскана неустойка, начисленная на сумму долга в размере 432 018,67 руб. начиная с 07.09.2017 по день фактической уплаты долга.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта первой инстанции, поэтому признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке и размерах, установленных статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2018 по делу N А32-38911/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.