Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 декабря 2018 г. N Ф07-13745/18 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А42-7070/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Федорова Е.А., по доверенности от 02.04.2018;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17619/2018) акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" - Филиал "КолАтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.06.2018 по делу N А42-7070/2017 (судья Камалова Е.С.), принятое
по иску акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" - Филиал "КолАтомЭнергоСбыт"
к товариществу собственников недвижимости "Кольский, 8"
о взыскании 11 161 рубля 77 копеек,
установил:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с товарищества собственников недвижимости (ТСЖ) "Кольский, 8" (далее - Товарищество) 10 976 рублей 04 копеек задолженности за поставленную электроэнергию в целях содержания общего имущества многоквартирного дома и 1 136 рублей 28 копеек неустойки за период с 16.05.2017 по 14.02.2018 и далее по день фактического исполнения обязательства.
Решением от 01.06.2018 Арбитражного суда Мурманской области суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 01.06.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, поскольку акт о бездоговорном потреблении электроэнергии предоставленный ТСН "Кольский, 8" составлен с нарушением пункта 193 Постановления Правительства РФ N 442, в отсутствие потребителя и без его уведомления. При составлении акта о неучтенном потреблении должен присутствовать потребитель, осуществляющий бездоговорное потребление. Податель жалобы считает, что поскольку предыдущая проверка приборов учета не проводилась, исходя из буквального толкования пункта 195 Основных положений N 442, расчет объема безучетного потребления подлежит определению с даты, не позднее которой она должна была быть проведена проверка, в связи, с чем период безучетного потребления подлежит определению с 31.12.2017 (31.12.2017 выходной день) по 31.01.2018 (дата составления акта проверки узла учета электрической энергии).
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Мурманской области от 01.06.2018 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с 01.02.2015 АО "АтомЭнергоСбыт" является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Мурманской области в соответствии с Приказами Минэнерго России от 23.01.2015 N 14.
Договор энергоснабжения между сторонами в письменной форме не заключен. При этом факт поставки электрической энергии Товариществу не оспорен и свидетельствует о том, что между сторонами фактически сложились договорные отношения по поставке электрической энергии в количестве, необходимом для содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Невнесение Товариществом платы за общедомовое электропотребление, оставление претензии от 30.06.2017 без ответа, послужили основанием для обращения АО "АтомЭнергоСбыт" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд в иске отказал. Решение суда обжаловано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к удовлетворению апелляционной жалобы ввиду следующего.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354)
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением отопления, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к данным Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Таким образом, определение размера платы за коммунальные услуги холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний такого прибора учета. В случае, если определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, превышает установленный норматив потребления коммунальных услуг, то размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, ограничивается размером соответствующего норматива. Данное правило применяется вне зависимости от способа управления многоквартирным домом всеми исполнителями коммунальных услуг.
В силу указанных формул из объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, вычитается объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил.
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, согласно пункту 43 Правил N 354 определяется как произведение расчетного объема потребленной холодной воды, горячей воды, сточных вод, электрической энергии и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "б" пункта 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Пункт 43 Правил N 354 в редакции, действующей с 01.01.2017, не регулирует вопросы расчета объема электроэнергии, потребленной в нежилом помещении.
В редакции, действовавшей до 01.01.2017, установлен следующий порядок определения объема коммунального ресурса, потребленного в нежилом помещении за расчетный период: если помещение оборудовано ИПУ, размер платы определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период; при отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса. В свою очередь расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил, а при отсутствии таких данных определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении.
То есть в отношении нежилых помещений, не оборудованных ИПУ, в отсутствии в договоре электроснабжения, заключенного между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, условия о способе определения объема коммунального ресурса, потребленного такими помещениям, в целях определения объема поставленного коммунального ресурса, подлежат применению пункты 194 - 196 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
Объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного в подпункте "а" пункта 1 приложения 3 к настоящему документу (пункт 195 Основных положений N 442).
Доводы заявителя жалобы о том, что в случае не проведения ранее контрольной проверки не может быть определен период безучетного потребления, основаны на неверном толковании пункта 195 Основных положений N 442. В соответствии с пунктом 172 Основных положений N 442 сетевая организация осуществляет контрольные проверки расчетных приборов учета не реже 1 раза в год.
Пунктом 195 Основных положений N 442 размер ответственности потребителя за нарушение порядка учета электроэнергии ограничен периодом, который не может превышать 365 дней (8760 часов).
Поскольку проверка приборов учета должна осуществляться не реже одного раза в год, то в случае, если такая проверка не была проведена в установленные сроки, период безучетного потребления определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с пунктом 172 Основных положений N 442 (то есть не более одного года назад от даты выявленного нарушения).
Указанный вывод суда согласуется, в частности, с правовым подходом, изложенным в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.05.2017 по делу N А05-5250/2016.
С 01.01.2017 законодатель предусмотрел обязательное заключение договора между ресурсоснабжающими организациями и собственниками нежилых помещений в МКД (пункты 6 - 7 Правил N 354). В случае отсутствия у потребителя письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, установленными законодательством РФ о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования) (абзац 5 пункта 6 Правил N 354).
Таким образом, в случае бездоговорного потребления электроэнергии, расчет объема коммунального ресурса, поставленного в нежилое помещение, также производится в порядке, установленном пунктами 194 - 196 Основных положений N 442.
Согласно расчету объема бездоговорного потребления по нежилому помещению, представленному Обществом объем бездоговорного потребления составит 58,972 МВт·ч, что превышает рассчитанный Обществом объем сверхнормативного потребления электроэнергии на ОДН.
На основании пункта 196 Основных положений N 442 объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к Основным положениям N 442, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за один год.
Акт о бездоговорном потреблении составлен 31.01.2018, следовательно, охватывает период времени, включающий спорный период (апрель-май 2017 года).
Доводы заявителя жалобы о том, что акт о бездоговорном потреблении не может являться основанием для расчета объема электроэнергии, поставленной в нежилое помещение, в порядке, предусмотренном пунктами 194-196 Основных положений N 442, поскольку потребитель не был уведомлен о месте и времени составления акта, судом отклоняется.
Выявление фактов безучетного потребления электроэнергии относится к компетенции сетевой организации и гарантирующего поставщика. Сетевая организация вправе проводить проверки приборов учета и оформлять по их результатам соответствующие акты (пункты 122, 167, 173 Основных положений N 442).
Факт выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии фиксируется в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составляемом сетевой организацией (пункт 192 Основных положений N 442), который должен соответствовать требованиям, установленным в пункте 193 Основных положений N 442.
Как правильно указал суд первой инстанции, нарушения при составлении акта о бездоговорном потреблении не свидетельствуют об отсутствии у Общества обязанности рассчитать объем коммунального ресурса (электроэнергии), поставленного в нежилое помещение, на основании положений Правил N 354, а также не могут служить основанием для увеличения рассчитанного объема электроэнергии, приходящейся на ОДН, за счет уменьшения объема индивидуального потребления собственниками/пользователями помещений в МКД, и переложения бремени оплаты электроэнергии на исполнителя коммунальных услуг.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.06.2018 по делу N А42-7070/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.