город Омск |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А46-3241/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Грязниковой А.С., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6377/2018) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилым и нежилым фондом "Ясная поляна" на решение Арбитражного суда Омской области от 08.05.2018 по делу N А46-3241/2018 (судья Ярковой С.В.),
принятое по заявлению Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилым и нежилым фондом "Ясная поляна" (ИНН 5528029624, ОГРН 1075528001757)
о привлечении к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилым и нежилым фондом "Ясная поляна" - Соловьева Марина Васильевна (паспорт, по доверенности от 02.11.2017 сроком действия 3 года);
от Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Ичанская Светлана Петровна (удостоверение, по доверенности N 12 от 31.12.2017 сроком действия по 31.12.2018);
установил:
Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, Сибирское управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилым и нежилым фондом "Ясная поляна" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "УК "Ясная поляна") к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 26.02.2018 N А61-24-016/18.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.05.2018 по делу N А46-3241/2018 заявленное требование удовлетворено в полном объеме, ООО "УК "Ясная поляна" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посредством наложения административного наказания в виде предупреждения.
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отсутствии со стороны административного органа нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Ясная поляна" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что в силу части 8 статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" ООО "УК "Ясная поляна", являясь управляющей организаций, не обязано предоставлять обеспечение обязательств по оплате газа.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве Сибирское управление Ростехнадзора просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "УК "Ясная поляна" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 08.05.2018 по делу N А46-3241/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Сибирского управления Ростехнадзора с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Сибирское управление Ростехнадзора поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Омск" (далее по тексту - ООО "Газпром межрегионгаз Омск") от 22.01.2018 исх. N 05/221 (от 23.01.2018 вход. N 5-13/1310), содержащее информацию о нарушении ООО "УК "Ясная поляна" Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162.
В результате контрольных мероприятий, проведенных по обращению ООО "Газпром межрегионгаз Омск", установлено, что между последним и ООО "УК "Ясная поляна" заключен договор поставки газа от 15.03.2016N 36-4-1336, а также дополнительное соглашение к нему от 01.12.2016, в соответствии с условиями которых заинтересованное лицо обязано принимать и оплачивать потребленный природный газ.
В связи с наличием у ООО "УК "Ясная поляна" задолженности по оплате газа, в его адрес 08.11.2017 ООО "Газпром межрегионгаз Омск" было направлено уведомление от 07.11.2017 N 05/4916 о предоставлении обеспечения исполнения обязательств в виде банковской гарантии.
Однако по состоянию на 22.01.2018 задолженность за газ не погашена, обязательство по предоставлению банковской гарантии не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили причиной составления в отношении заинтересованного лица протокола об административном правонарушении от 26.02.2018 N А61-24-016/18 по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьёй 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании указанного протокола Сибирское управление Ростехнадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "УК "Ясная поляна" к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.
08.05.2018 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое обществом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.
В соответствии с абзацем 1 статьи 25 указанного закона на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей газа возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договорам поставки. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителями газа обязательств по его оплате. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате у потребителей газа, не имеющих неисполненных обязательств по оплате газа.
Поставщики газа обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей газа, которые соответствуют установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа.
В направляемом указанным потребителям газа уведомлении указываются основания возникновения у них обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено поставщику газа, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В случае, если потребитель газа до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа устранил допущенное нарушение обязательств по оплате газа, послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется потребителями газа, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными поставщиками газа в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии).
Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении поставщиком газа гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем газа обеспечиваемых гарантиями обязательств.
Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа.
Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате газа банковских гарантий, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации условиям предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставщик газа обязан принять указанные гарантии в качестве обеспечения.
Указанными в настоящей статье потребителями газа по согласованию с поставщиком газа может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Во исполнение положений пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате газа установлен Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162).
Пунктом 40 (1) Правил N 162 определено, что покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия покупателя (за исключением теплоснабжающей организации) критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед поставщиком по оплате газа, подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная покупателем.
Документами, свидетельствующими о признании покупателем задолженности перед поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие покупателя с фактом наличия задолженности перед поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между поставщиком и покупателем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом покупателя, или иной документ).
Согласно пункту 40 (2) Правил N 162 поставщик определяет покупателя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 40 (1) настоящих Правил критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 40 (1) настоящих Правил покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеизложенными нормами, а также принимая во внимание факта наличия в спорный период задолженности, получение обществом уведомления ООО "Газпром межрегионгаз Омск" от 07.11.2017 N 05/4916 об обязанности в срок до 09.01.2018 предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа в виде выдаваемой банком независимой гарантии на срок 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств, а также отсутствие исполнения обязательства по предоставлению банковской гарантии, пришел к выводу о наличии в действиях ООО "УК "Ясная поляна" события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Суд апелляционной инстанции не поддерживает данный вывод суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу части 8 статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" указанная обязанность не устанавливается в отношении потребителей газа, являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями, собственниками и пользователями (законными владельцами) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующими в соответствии с жилищным законодательством управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Таким образом, обязанность предоставить банковскую гарантию не устанавливается в отношении потребителей газа, являющихся действующими в соответствии с жилищным законодательством управляющими организациями.
На основании части 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации управляющей организацией многоквартирных жилых домов является:
- та организация, которую непосредственно выбрали на общем собрании собственники помещений, заключившие затем с управляющей организацией договор управления многоквартирным домом;
- либо организация, которая выиграла проведенный органом местного самоуправления открытый конкурс по отбору управляющей организации многоквартирным домом, и на этом основании также заключившая с собственниками помещений договор управления многоквартирным домом.
То есть, в любом случае, управляющей организацией считается та, с которой собственники помещений заключили договор управления, выразив, тем самым, волеизъявление по выбору управляющей организацией своего многоквартирного дома.
В рассматриваемом случае Сибирское управление Ростехнадзора не оспаривается наличие у ООО "УК "Ясная поляна" статуса управляющей организации многоквартирных домов, перечисленных в договоре на поставку газа.
При этом факт того, что в рамках исполнения функций управляющей организации ООО "УК "Ясная поляна" также по договору от 15.03.2016 N 36-4-1336 приобретало газ на отопление нежилых помещений в указанных многоквартирных домах, не имеет правового значения, поскольку исходя из буквального толкования условий части 8 статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определяющим для установления отсутствия обязанности по предоставлению банковской гарантии является именно статус управляющей организации, приобретающей коммунальный ресурс для многоквартирного дома, а не объемы поставляемого газа и его использование в процентном отношении на отопление жилых и нежилых помещений.
Таким образом, поскольку у ООО "УК "Ясная поляна" в силу наличия статуса управляющей организации многоквартирных домов отсутствовала обязанность по предоставлению банковской гарантии, следовательно, в действиях общества не усматривается наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, решение Арбитражного суда Омской области от 08.05.2018 по делу N А46-3241/2018 подлежит отмене посредством принятия нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 08.05.2018 по делу N А46-3241/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилым и нежилым фондом "Ясная поляна" к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 26.02.2018 N А61-24-016/18 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.