Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 октября 2018 г. N Ф01-4604/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А11-11390/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А., судей Наумовой Е.Н., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.03.2018 по делу N А11-11390/2017, принятое судьей Романовой В.В.,
по иску заместителя прокурора Владимирской области в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (г.Владимир, ИНН 3329056771, ОГРН 1133340004401) к администрации муниципального образования Вязниковский р-н Владимирской области (Владимирская область, г.Вязники, ИНН 3303004000, ОГРН 1023302954311), индивидуальному предпринимателю Бабаяну Карлену Петросовичу (Владимирская область, Вязниковский район, д.Шатнево, ОГРНИП 313333228000022) о признании договора аренды от 14.08.2014 N 172 недействительным, применении последствий недействительности сделки в виде обязания Бабаяна К.П. возвратить муниципальному образованию Вязниковский район земельный участок;
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области, г.Владимир, администрация п.Никологоры Вязниковского района Владимирской области, Вязниковский район, пгт.Никологоры, индивидуальный предприниматель Соловьев Николай Владимирович, г.Вязники,
при участии представителей: от заявителя (ответчика) - Шапановой Л.А. по доверенности N 01-55 от 11.01.2017 (сроком на три года); от Прокуратуры - Ярцева Ю.В. (по удостоверению N 228813), от третьего лица администрации п.Никологоры - Шапановой Л.А. по доверенности от 15.03.2017 (сроком на три года), от иных лиц - не явились, извещены,
установил.
Заместитель прокурора Владимирской области в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях обратился в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области и индивидуальному предпринимателю Бабаяну Карлену Петросовичу о признании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 14.08.2014 N 172 недействительным, применении последствий недействительности сделки в виде обязания Бабаяна К.П. возвратить муниципальному образованию Вязниковский район земельный участок с кадастровым номером 33:08:190109:83 площадью 636 646 кв.м, расположенный по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, МО поселок Никологоры в границе СПК "Шатнево".
Исковые требования основаны на статьях 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 8, 9, 101 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и мотивированы тем, что в границы земельного участка, являющегося предметом договора аренды, включены земли лесного фонда, находящиеся в ведении Паустовского участкового лесничества урочище "Шатнево" в лесном квартале 11 выделы 16-24, в нарушение требований федерального законодательства орган местного самоуправления в отсутствие полномочий распорядился частью земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области, администрация п.Никологоры Вязниковского района Владимирской области и индивидуальный предприниматель Соловьев Николай Владимирович.
Решением от 12.03.2018 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования частично. Признал недействительным договор аренды от 14.08.2014 N 172, заключенный между администрацией Вязниковского района и индивидуальным предпринимателем Бабаяном Карленом Петросовичем. В остальной части иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования Вязниковский район Владимирской области обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает, что доказательств поставки на кадастровый учет участка лесного фонда с кадастровым номером 33:08:190109:21, общей площадью 31 005 га, расположенного: Владимирская область, Вязниковский район, МО п. Никологоры (городское поселение), участковое лесничество Паустовское урочише Шатнево кварталы N 1-34 с установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства границами, в материалах дела не имеется.
При отсутствии данных о постановке участка лесного фонда на кадастровый учет, координат точек границ этого участка, невозможно установить точное его местонахождение, для того, чтобы сделать вывод о наложении на него спорного участка.
Границы спорных участков лесного фонда были установлены в 2017 году, при этом вопросов по их установлению не возникало, спорный участок в границы лесного фонда включен не был.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда просит отметить.
Представитель администрации п.Никологоры Вязниковского района Владимирской области в судебном заседании решение суда считает подлежащим отмене в обжалуемой части.
Представитель прокуратуры Владимирской области в судебном заседании решение суда считает законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие иных лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в отзыве на апелляционную жалобу решение суда считает законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Определением от 19.06.2018 рассмотрение дела в апелляционной инстанции было отложено в порядке статьи 158 Арбитражного кодекса Российской Федерации на 10.07.2018 в 13 час. 45 мин.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены данного судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.08.2014 между администрацией МО Вязниковский район Владимирской области (арендодатель) и Бабаяном К.П. (арендатор) заключен договор аренды N 172, по условиям которого арендодатель предоставляет на основании постановления администрации Вязниковского района Владимирской области от 14.08.2014 N 1089, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 33:08:190109:83, местоположение: Владимирская область, Вязниковский район, МО поселок Никологоры (городское поселение) в границе СПК "Шатнево" с разрешенным использованием - сельскохозяйственное производство в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 6 363 646 кв.м (пункт 1.1 договора).
Срок аренды установлен с 14.08.2014 по 14.08.2024 (пункт 2.1 договора).
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 14.08.2014.
Указывая на то, что договор аренды от 14.08.2014 N 172 является недействительной сделкой, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 167, 168 и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 8, 69, 83, 91 и 101 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 9 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", признал недействительным договор аренды от 14.08.2014 N 172, заключенный между администрацией Вязниковского района и индивидуальным предпринимателем Бабаяном Карленом Петросовичем. В остальной части иска отказал.
Судебный акт оспаривается в части удовлетворенных исковых требований.
Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления, а также применении последствий недействительности таких сделок.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 101 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что следует из положений пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с нормами земельного законодательства органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 3.3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Материалы дела свидетельствуют, что Российской Федерации на праве собственности принадлежат лесные участки из земель лесного фонда общей площадью 31 005 га, в том числе, участок с кадастровым (условным) номером 33:08:190109:21, расположенный в квартале 1-34 Паустовского участкового лесничества урочище "Шатнево" ГКУ ВО "Вязниковское лесничество" (свидетельства о государственной регистрации права от 19.12.2008 серии 33 АК N 603267, от 17.08.2011 серии 33 АЛ N 171004, выписка из Государственного лесного реестра Владимирской области от 24.08.2015).
Многоконтурный земельный участок (состоит из 8 контуров) с кадастровым номером 33:08:190109:83 площадью 6 363 646 кв.м сформирован и поставлен на кадастровый учет 07.08.2014 (кадастровый паспорт земельного участка от 07.08.2014 N 33/202-14\207891) с установленной категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, предыдущий кадастровый номер земельного участка, из которого образован спорный земельный участок - 33:08:190109:20.
Часть земельного участка с кадастровым номером 33:08:190109:83 находится на землях лесного фонда, а именно, располагается в квартале 11 выдела 16-24 Паустовского участкового лесничества урочища "Шатнево".
Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела выпиской из Государственного лесного реестра Владимирской области от 24.08.2015, планом-схемой расположения и границы лесного квартала 11, проектной документацией по проектированию лесных участков в границах Паустовского участкового лесничества (таксационные описания), письмами кадастрового инженера Соловьева Н.В. от 18.06.2015 N 6, от 17.08.2017 N 59 и ответчиками в установленном порядке не оспорено.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что несмотря на присвоение земельному участку с кадастровым номером 33:08:190109:83 статуса земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, он фактически частично относится к землям государственного лесного фонда, поскольку налагается на участок лесного фонда с кадастровым номером 33:08:190109:21.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции правомерно признал, что администрация Вязниковского района, заключая спорный договор аренды, фактически распорядилась землями лесного фонда, принадлежащими Российской Федерации, в связи с чем договор аренды земельного участка от 14.08.2014 N 172, заключенный между администрацией Вязниковского района и индивидуальным предпринимателем Бабаяном К.П., является ничтожным.
При этом суд первой инстанции рассмотрел и обоснованно отклонил доводы администрации Вязниковского района о том, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером 33:08:190109:83 установлены, а поскольку данные о постановке лесного участка на государственный кадастровый учет отсутствуют (отсутствуют координаты точек границ), невозможно сделать вывод о наложении спорного земельного участка на земли лесного фонда.
На землях лесного фонда проводится лесоустройство, включающее в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (статьи 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 69 Лесного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр, при этом на основании статьи 83 данного Кодекса полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" определено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1 в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Доказательства того, что в отношении части спорного земельного участка в установленном порядке была проведена процедура перевода его из земель лесного фонда в земли иной категории, ответчики в материалы дела не представили.
Правовых оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции по результатам рассмотрения доводов апелляционной жалобы и повторного рассмотрения дела, не имеется.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт в оспариваемой части соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В остальной части законность и обоснованность судебного акта при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверялись.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.03.2018 по делу N А11-11390/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.А. Большакова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.