г. Владимир |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А43-23735/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 19.07.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая Компания Канавинского района" (ИНН 5257077830, ОГРН 1055230097559) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.04.2018 по делу N А43-23735/2017, принятое судьей Чепурных М.Г. по заявлению акционерного общества "Домоуправляющая Компания Канавинского района" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 24.05.2018 N 515-13-959/2017.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области в поступившем ходатайстве (входящий номер 01АП-4476/18 от 26.07.2018) просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В связи с обращением собственника помещения многоквартирного дома N 46 по ул. Витебская г. Нижнего Новгорода о нарушении акционерным обществом "Домоуправляющая Компания Канавинского района" (далее - АО "ДК Канавинского района", Общество, заявитель) лицензионных требований на основании приказа от 11.04.2017 N 515-13-959/2017 Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - Инспекция, контролирующий орган) проведена внеплановая документарная проверка.
В результате проведенной проверки Инспекцией установлено, что Общество неправомерно производит расчет размера платы за электрическую энергию, использованную на содержание общего имущества многоквартирного дома N 46 по ул. Витебская г. Нижнего Новгорода, без учета показаний коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии.
Так, с 01.01.2017 всем собственникам (потребителям) жилых помещений указанного многоквартирного дома в состав платы за содержание жилого помещения включена плата за коммунальные ресурсы, потребленные на содержание общего имущества. В связи с чем, в квитанции по оплате за жилищно-коммунальные услуги с января 2017 года произошло изменение размера платы за содержание жилого помещения, путем суммирования платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества и размера платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества. Расчет размера платы за электрическую энергию, предоставленную на содержание общего имущества с января 2017 года производился исходя из норматива потребления.
Многоквартирный дом N 46 по ул. Витебская оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии, состоящий из совокупности средств измерений.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 24.05.2017 N 515-13-959/2017.
В связи с выявленными нарушениями, 24.05.2017 Инспекция выдала Обществу предписание N 515-13-959/2017, которым возложила обязанность в срок до 31.07.2017 произвести расчет размера платы за электрическую энергию, использованную на содержание общего имущества, собственникам (потребителям) многоквартирного дома N 46 по ул. Витебская расчет производить с учетом показаний коллективного (общедомового) прибора учета, но не выше нормативного потребления, с проведением соответствующего перерасчета с января 2017 года до момента устранения нарушений.
АО "ДК Канавинского района" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания от 24.05.2018.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.04.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), статьями 154, 156, 161, 162, 193, 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ), постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, от 06.05.2011 N 354, от 29.11.2013 N 885, от 13.08.2006 N 491, от 26.12.2016 N 1498, суд признал оспариваемое предписание законным и не нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя, в соответствии с выбранным собственниками помещений в указанном доме способом управления плата за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества, входит в состав платы за содержание жилья в соответствии со статьей 156 ЖК РФ, которая предусматривает в качестве единственного способа определения размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества, исходя из норматива.
Общество настаивает на том, что предписание Инспекции не соответствует действующему законодательству и подлежит признанию недействительным.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе.
Контролирующий орган в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность обжалуемого судебного акта и отсутствие оснований для ее удовлетворения.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Должностные лица органов государственного контроля (надзора) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении соответствующих мероприятий (статье 17 Федерального закона N 294-ФЗ).
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 19 Закона о лицензировании к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2-10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о лицензировании должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен главой 19 ЖК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 3 Положения N 1110 одним из лицензионных требований к лицензиату, является в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 13 Положения N 1110 при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе, выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ и положения Закона о лицензировании с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 196 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Положение N 885), согласно которому Инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 3.163 Положения N 885 установлено, что Инспекция осуществляет в рамках компетенции лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований.
Пунктом 4.2.3 Положения N 885 предусмотрено право Инспекции выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Следовательно, Инспекция выдала предписание от 24.05.2018 N 515-13-959/2017 в пределах своих полномочий, предоставленных ей действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату в том числе электрической энергии, потребляемой при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления данного вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения в том числе электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, применяются с 01.01.2017.
При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены в пункте 29 Правил N 491 в редакции, действующей с 01.01.2017.
Согласно пунктам 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017 следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
С учетом указанных положений суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунального ресурса (в том числе электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение), потребляемого при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, подлежит определению исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме только в случае утверждения органом государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих нормативов.
До утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих нормативов, в целях соблюдения и не нарушения прав собственников многоквартирных домов исполнителям коммунальных услуг необходимо осуществлять соответствующие расчеты по нормативам, установленным субъектом по состоянию на 01.11.2016 при условии, что расчеты по показаниям коллективных приборов учета будут выше указанных нормативов.
В случае, если объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленному субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме подлежит определению исходя из их фактического потребления, определенного по показаниям таких приборов учета.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договора управления многоквартирным домом осуществляет управление многоквартирным домом N 46 по ул. Витебская г. Нижнего Новгорода.
Указанный многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии.
Норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Нижегородской области утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 31.05.2017 N 366, вступившим в силу с 01.07.2017.
С 01.01.2017 всем собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 46 по ул. Витебская г. Нижнего Новгорода в состав платы за содержание жилого помещения включена плата за электрическую энергию, потребленную на содержание общего имущества, рассчитанная исходя из норматива потребления.
Согласно материалам дела объем электрической энергии, потребленный в целях содержания общего имущества собственниками указанного многоквартирного дома, рассчитанный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, меньше объема потребления, рассчитанного исходя из норматива потребления и выставленного заявителем к оплате собственникам.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае расчет размера платы за электрическую энергию, использованную на содержание общего имущества спорного многоквартирного дома в указанный период, должен производиться Обществом исходя из объема потребления, рассчитанного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Судом установлено, что оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий; грубых нарушений при проведении проверки, являющихся основаниями для признания ее результатов недействительными, Инспекцией не допущено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
Совокупность двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем предписания недействительным, в данном случае, отсутствует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба АО "ДК Канавинского района" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.04.2018 по делу N А43-23735/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая Компания Канавинского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.