Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2018 г. N Ф03-4305/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
25 июля 2018 г. |
А73-898/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от ООО "СпецСахСтрой": представителя Орехова А.Б. ;
от ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска: представителя Краденных Р.Г.;
от ООО "Заказ-С": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СпецСахСтрой"
на решение от 23.05.2018 по делу N А73-898/2018
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Суминым Д.Ю.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СпецСахСтрой";
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска
о признании незаконным решения
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Заказ-С"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СпецСахСтрой" (далее - ООО "СпецСахСтрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - инспекция, регистрирующий орган) от 17.03.2017 N 906 о предстоящем исключении Общества с ограниченной ответственностью "Заказ-С" (далее - ООО "Заказ-С") из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Решением суда от 23.05.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву того, что оспариваемое решение соответсвует закну и не нарушает прав и законных интересов общества.
Не согласившись с судебным актом, ООО "СпецСахСтрой" обжаловало его в апелляционном порядке.
По утверждению заявителя, судом неполно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, в связи с чем, просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного им требования.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу выразила несогласие с изложенными в ней доводами.
ООО "Заказ-С" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва, заслушав пояснения участников спора, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 02.04.2007 ООО "Заказ-С" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1076501003028.
Налоговым органом установлено, что ООО "Заказ-С" более двенадцати месяцев не представляло отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, движение по банковскому счету также более двенадцати месяцев отсутствовало, что подтверждено справками от 15.03.2017 N 1592-О и N 1592-С.
На основании данных сведений 17.03.2017 инспекцией принято решение N 906 о предстоящем исключении названного юридического лица как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
10.07.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2172724408789 о прекращении деятельности ООО "Заказ-С".
Ссылаясь на то, что действия регистрирующего органа и запись о внесении сведений об исключении названного общества из реестра являются неправомерными и нарушают права и законные интересы ООО "СпецСахСтрой" как кредитора, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности данных условий, поскольку нарушений со стороны налоговой инспекции требований статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не установлено, поскольку имеются справки о непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету, а также своевременное опубликование сообщения о предстоящем исключении недействующего юридического лица.
Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данными выводами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 названного Закона юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Законом.
Согласно пункту 2 указанной статьи при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Такое правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 6.12.2011 N 26-П, определения от 17.01.2012 N 143-О-О, от 17.06.2013 N 994-О, от 26.04.2016 N 807-О), направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
При этом положения пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ должны применяться с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункты 3 и 4 статьи 21.1).
Из материалов дела видно, что в течение последних двенадцати месяцев, предшествовавших принятию оспариваемого инспекцией решения от 17.03.2017 N 906, ООО "Заказ-С" не представляло документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не совершало операций по банковским счетам, то есть обладало одновременно всеми предусмотренными пунктом 1 статьи 21.1 Закона N129-ФЗ признаками недействующего юридического лица, что позволяло инспекции принять решение о предстоящем исключении его из ЕГРЮЛ в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Закона.
Доводы общества о составлении справок от 15.03.2017 N 1592-О и N1592-С без достаточных оснований опровергаются представленными налоговым органом в материалы дела сведениями об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, согласно которым последний расчетный счет ООО "Заказ-С" закрыт 04.02.2015, и реестром деклараций юридического лица, согласно которому последняя налоговая декларация представлена 24.10.2014.
При этом ни законом, ни каким-либо иным нормативным правовым актом не установлена обязанность инспекции по распечатыванию и приобщению к регистрационному делу налогоплательщика на бумажном носителе сведений, содержащихся в электронных базах данных налоговых органов и служащих основанием для составления названных справок.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что по состоянию на 08.02.2018 на официальном сайте ФНС России в разделе "Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" отсутствовали сведения о принятии инспекцией оспариваемого решения, отклоняется судебной коллегией, поскольку это обстоятельство не опровергает правомерность действий инспекции по принятию обжалуемого решения.
Кроме того, первой инстанцией установлено, что соответствующие сведения опубликованы в разделе: "Сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ", что подтверждается имеющейся в деле распечаткой соответствующей страницы электронной версии журнала "Вестник государственной регистрации", часть 2 N 11(625) от 22.03.2017.
Ссылка общества на наличие задолженности ООО "Заказ-С" перед заявителем также не принимается во внимание апелляционного суда, поскольку действия кредитора или иного лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, регламентированы пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Учитывая, что суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права, то оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.05.2018 по делу N А73-898/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "СпецСахСтрой" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по чеку-ордеру от 16.06.2018, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.